Елена Язева: Желаю всем женщинам никому не отдавать свое счастье быть мамой

Для кого, как и когда создавалась «Колыбель»? Какие Ваши цели, задачи, первые успехи и первые неудачи?

Возвращаясь в прошлое, могу сказать, что никаких стройных концепций, ни «стратегического планирования», ни прочих атрибутов нынешних технологий в начале пути не было и в помине. Это был уже далекий 2002год. Тяжелый вековой перевал. Время тревог, неопределенностей и надежд.

Седьмого июля в Рождество Иоанна Предтечи в храме в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» г. Иваново собралось 27 человек (из них 8 священников). 

Мотивы и представления людей были разными, но всех объединяло сознание невозможности просто наблюдать за происходящим, быть статистами в этой жизни. Разрушение семьи, нравственное одичание, духовное оскудение и, как следствие, — аборты, миллионы убитых нерожденных младенцев при попустительстве властей и страшном равнодушии народа. Надо что-то делать! Тогда четкой программы, концепции, плана действий ни у кого не было. Зато было очень горячее желание изменить порочный порядок вещей, остановить безумие этого мира хотя бы в одной точке, спасти хотя бы одну человеческую жизнь. Не случайно в наших первых бюллетенях, потом на сайте мы разместили английскую пословицу «Лучше зажечь одну свечу, чем сто раз проклясть темноту». В Колыбель приходят и остаются люди, которые не хотят хныкать или стенать – как все плохо, скоро конец всему и т. д. Сохранение жизни хотя бы одного ребенка – это уже достойная награда за все наши усилия, это уже наш вклад в изменение мира к лучшему. Было принято решение создать общественную организацию «Общественный комитет защиты детства, семьи и нравственности». В самом названии отразилась тревога и энергия инициаторов . Это как чрезвычайный комитет «общественного спасения», спасения самого важного в этом мире — семьи , детей и души. Уже потом родилось название «КОЛЫБЕЛЬ» как символ защищенности и безмятежного покоя каждого ребенка. Колыбель создавалась и как форма протеста и как форма созидания: протеста против разрушения семьи и мира , и созидания — семьи, души. Сначала мы работали как «пожарники». Возникает острая ситуация- беременная женщина, которую выгнали из дома, девчонка 15 лет не знает, что делать со своей беременностью и как сказать об этом маме. И вот мы включаемся, беседуем, пытаемся наладить взаимосвязь с родителями, ищем помощь. Бывали ситуации, когда сотрудники забирали беременных к себе домой, делились из своего очень скромного бюджета едой и одеждой. А в борьбе с абортами действовали в начале скорее как «партизаны». Приходили в женские консультации, абортарии, там, беседовали с женщинами, выкладывали буклеты, листовки, налаживали отношения с персоналом, искали союзников. Чиновники, которые встречались на пути, все пытались узнать, что нами движет. Чего мы хотим?. Одна чиновная дама от образования однажды так напрямую и спросила : «Кто за вами стоит?» Что ответить было на ее вопрос? Мы действительно начали работать, не имея, поддержки властей, чиновников, никакого финансирования, опираясь только на энтузиазм и задор, почти уже исчезнувшие за десятилетия лицемерия и ложных ценностей.

Ошибки? — Конечно, были. Моя любимая мысль прп. Серафима Саровского: «Кто борется, тот получает раны». Старалась спокойно относится к ошибкам в команде, более остро и непримиримо воспринимать свои. К примеру, иногда покупалась на шумную гиперактивность: «Да я…, да мы сейчас…». Чем громче человек заявлял о себе, о своем желании сдвинуть горы, тем быстрее все это бесславно заканчивалось. Поняла, что наша работа требует, прежде всего, терпения и смиренного осознания своей немощи, упования во всем на помощь БОЖЬЮ. « Без Меня не можете творити ничесоже» – эту истину я постигала на практике, спотыкаясь и набивая шишки. Долго мучилась вопросом– какова должна быть мера доверия к человеку? А как определить границы помощи? А если очевидно, что тебя обманывают? С опытом пришло решение, подсказанное в свое время ныне покойным батюшкой о. Николаем Винокуровым, память которого очень чтут у нас в городе: «Лучше согрешить в милости…» Это, правда, так, уже проверено на опыте. Поэтому стараемся, чтобы ни один человек не ушел из КОЛЫБЕЛИ без помощи и хоть какой малостью неутешенный.

Что Вы можете рассказать о себе, своей семье, друзьях? Разделяют ли они Ваши заботы и тревоги?

Моя семья сначала восприняла мою новую деятельность как увлечение, которое скоро пройдет. Особенно в первое время недоумевал муж. Конечно, у него не вызывали никакого удовольствия бесконечные телефонные звонки на домашний телефон (а другого у нас тогда не было) , мое отсутствие по вечерам. Тем более, ему была непонятна моя активность, т. к. я была весьма загружена в университете. Он беспокоился, что мое новое увлечение может повредить работе. Но со временем и муж, и повзрослевшие дети, поняли, что я просто уже не смогу жить по-другому, что это продуманное решение. Прошло время. Пять лет назад ушел из жизни мой муж Александр. А сейчас дети стали моими бесценными и незаменимыми помощниками — дочь Анна руководит Детским Центром «КОЛЫБЕЛЬ», который сама выпестовала, сын Алексей – помогает как водитель и обеспечивает стабильную работу всего компьютерного хозяйства. Старший внук Иван записался добровольцем и приходит помогать – расфасовывает продукты, наводит порядок, принимает участие в мероприятиях и акциях.

Чем Вы занимались до «Колыбели»? Кто Вы по образованию и профессии?

Я закончила с отличием исторический факультет Ивановского госуниверситета, потом аспирантуру в системе Академии наук СССР, защитила кандидатскую диссертацию. Больше 30 лет проработала на родном факультете, пройдя путь от ассистента до доцента. Преподавала новейшую историю Востока, историю религий, региональные аспекты международных отношений в странах Востока и другие предметы. Работа была очень интересная, я работала с увлечением. Но в 2012 году оставила работу в Университете, сосредоточилась на Колыбели, тем более, что объем работы, мера ответственности очень возросли. Очень радостно, что моим замом сейчас работает бывшая студентка – Светлана Орлова, в составе Правления – так же выпускница истфака- Наталья Рыжкова, кандидат исторических наук. Это не просто сотрудники, а помощницы и друзья.

Что заставило Вас создать ЦЗМ?

Первоначальным импульсом было конечно желание остановить женщину от рокового решения и сохранить ребенка. Но как этого достигнуть? Да, важно донести информацию. Мы распространили десятки тысяч листовок по городу и области. Но этого мало. Да, очень важно лично побеседовать с женщиной, найти нужные слова и аргументы, но и этого мало. Женщина, которая принимает решение об аборте, очень часто обременена такой горой проблем. Я перечислю самые типичные и банальные – сократили или уволили с работы, задолженности по кредитам и коммуналке, предательство отца ребенка, неприятие со стороны родителей, отсутствие жилья и т. д. Чтобы вести результативный диалог с женщиной, . надо иметь ответ на каждый ее аргумент в пользу аборта. Так рождалась структура ЦЗМ – у тебя не хватает средств – мы тебе будем давать продуктовый набор, нечего надеть на себя и ребенка — есть вещевой фонд, у тебя депрессия – проконсультируйся у психолога, проблемы с работой – обратись к нашему юристу и т. д. Всех сложнее было ответить на вопрос об отсутствии жилья. Что ответить женщине, когда она говорит: « Ну хорошо, допустим, я его рожу. А куда я с ним пойду?» Трудно решалась эта проблема, но все же мы создали сначала очень скромный, а теперь благоустроенный Приют, который помог уже более чем 400 женщин и детей. Так постепенно сформировалась целостная структура сопровождения кризисной беременности от выявления до полной социальной адаптации.

Вы думали о проблемах статуса эмбриона и этического отношения к человеческим зародышам? Ваше отношение к абортам и ЭКО менялось на протяжении жизни? Каковы самые эффективные методы борьбы с этим злом?

Отношение к абортам в течение жизни претерпело серьезное изменение. Во время «первой молодости» я думала, как и большинство женщин, что аборты — вещь неприятная, гадкая, но, к сожалению, для многих неизбежная. Прозрение наступило неожиданно. Я отчетливо помню этот момент. 1989 год. Я – дома, печатаю на пишущей машинке диссертацию. Для фона включила радио, по которому передавали новости. И вот сообщают с характерным в советские времена пафосным осуждением, что активисты польской «Солидарности» устроили пикеты у абортариев, где встречали врачей с плакатами : «Врачи — убийцы…» И во мне вдруг что-то дрогнуло : «А ведь они правы…» Так началось мое переосмысление этой проблемы. Трудно и очень болезненно было это осознание. Когда ты честно говоришь себе: « ТЫ ТЕПЕРЬ ЗНАЕШЬ, ЧТО АБОРТ — ЭТО УБИЙСТВО НЕРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА. Как жить с этим знанием? Это все равно, что каждый день видеть, как на твоих глазах убивают детей, а ты ничего не делаешь, чтобы это предотвратить и проходишь мимо. Мне до сих пор кажется очень странным, что миллионы женщин делают аборты, с эти грузом живут, улыбаются, влюбляются, радуются своим нехитрым радостям. Если понимаю это я, то осознание аборта также могут понять и все. Теперь понимаю, что это один из видов некоей амнезии, психической неадекватности. Ведь целые поколения женщин прожили, никогда не услышав ни от врачей, ни дома, что аборт – это убийство своего дитя. Сейчас наступило еще более страшное время. Когда женщине объясняешь суть операции, на которую она решилась, она спокойно отвечает, что она знает, что это убийство. Уровень амнезии стал, кажется, еще выше, жизнь человека девальвирована. Причина- в десятилетиях безбожной власти, в массовом уничтожении людей в ГУЛАГе, на войне, отношение к человеческой жизникак к винтику в машине.

Руководствуясь максимой, что «вера без дел мертва», старалась донести до молодежи то, что поняла сама. В конце 90-х годов я «подрабатывала», преподавала историю религий в автотранспортном колледже. Здесь на занятиях, посвященных семье и нравственным принципам в различных религиозных системах показывала фильм Бернарда Натансона «Безмолвный крик», в котором врач- ученый рассказывает и показывает, что такое аборт. Эта моя деятельность не прошла незамеченной. В 1999 году в газете «Иваново-пресс» была опубликована хамская и лживая статья, в которой меня объявили «православной фашисткой». Правящий архиерей Архиепископ Амвросий благословил подать в суд исковое заявление в защиту чести, достоинства и деловой репутации, так как он увидел в этом нападении замах на Церковь. Почти год длились судебные разбирательства, которые завершились победой, опубликованием опровержения всех клеветнических обвинений. Вот именно тогда Л. О. Павлова, сейчас известный адвокат по делу Пуссирайот, успешно выигравшая мой судебный процесс, сказала мне: « Что Вы Елена Викторовна, тут одна воюете. Один в поле не воин. Нужна организация». Ее слова и стали точкой отсчета в создании КОЛЫБЕЛИ.

Как с этим бороться?

Да всеми способами. Мы не знаем, что сработает и когда. И разъяснение, правда об аборте — это бывает очень полезно. И организацией системы помощи. И масштабной просветительской работой. Очень важно объяснить молодым, что такое семья и дети. Важно и на государственном уровне менять отношение к человеческой жизни. Нужны продуманные законодательные инициативы. Очень надеюсь дожить до того времени, когда аборты будут юридически запрещены, и мы вернемся от человеконенавистнической практики и варварства сегодняшнего к юридическим и морально-нравственным нормам наших более духовных и нравственных предков.

Не считаете ли Вы, что профилактикой нежелательной беременности и абортов является разъяснение школьникам важности материнства и отцовства с т. з. духовно-нравственного отношения к этому вопросу.

Очень важно объяснять эти вещи еще в школе. Из опыта личного и других очевидно, что в 15-16 лет девочки и мальчики еще не так закоснели в навязываемых им пошлости, цинизма, вседозволенности которую под предлогом «свободы выбора» навязывают им взрослые тети и дяди в том числе через «учебный процесс» и СМИ. Тети и дяди, облеченные властью, так называемые «педагоги», относятся к юношам и девушкам как к биороботам или полуживотным, предлагают в школах раздавать презервативы, фактически провоцируя их на ранние половые связи, пропагандируя сексуальную распущенность. Причем лексика, которую используют, старается максимально спрятать и закомуфлировать всю предлагаемую мерзость — «сексуальный дебют», «безопасный секс», «право распоряжаться своим телом» и пр. В школе надо обязательно говорить на эти темы, деликатно объясняя меру ответственности человека за себя и за своих детей, готовя их не к «сексуальному дебюту», а к созданию здоровой, прочной, семьи, где с радостью примут всех Богом данных детей.

Расскажите, пожалуйста, о своем пути к Богу, если ВЫ верующий человек.

У меня была верующая бабушка, которая не просто меня научила основам веры и чтению на церковно-славянском языке, а которая своей жизнью, своим примером показала, что значит жить христианкой. Она всю жизнь трудилась и помогала ближним, никогда не участвовала в скандалах, никогда я не слышала, чтобы она говорила о ком то плохо, с осуждением, хотя всяких семейных и житейских проблем и перипетий хватило с лихвой. Я не помню в своей жизни времени какого-то активного богоборчества. Но вспоминаю эпизод из пионерского детства, когда я в запале что-то возразила бабушке по поводу ее веры. Я очень хорошо запомнила ее ответ, и как он был сказан – со спокойной и твердой уверенностью, со снисхождением к моей глупости: « Лена, мы здесь на земле только в гостях гостим». Как видите, я запомнила это на всю жизнь. Осознанно, более глубоко начала воцерковляться с начала 90 –х годов, как и миллионы людей именно в эти годы ответили на мощный призыв Господа Бога. Когда начала молиться, с удивлением обнаружила, что знаю много молитв наизусть. Самые дорогие детские воспоминания, когда засыпая, последнее, что я видела и слышала это силуэт бабушки, едва различимый при затепленной лампаде и тихие слова молитв на сон грядущим. Так же и утром, первое, что я видела и слышала, это была бабушка, которая творила молитву и клала поклоны.

Ваше пожелания в Новом году тем, кому хотите пожелать. . .

Я, как и все, прошу Бога о даровании нам всем в России еще времени — на покаяние, на созидание, на духовное творчество. Сейчас кажется, что мы испытываем долготерпение Божие своим безумием, ненавистью и эгоизмом. Но вижу также много людей, которые трудятся, стараются жить по совести, помогают ближним, поэтому верю, что наши усилия многих сотен и тысяч людей, которые трудятся на ниве защиты семьи, детей, а, значит, нашего будущего не пропадут, и дадут свои плоды. Желаю нашим мамочкам ( а их уже почти 2000 в г. Иванове) , которые сохранили беременность и родили детей, вырастить их добрыми хорошими людьми. Желаю всем женщинам сохранять свою беременность и никому не отдавать свое счастье быть мамой.

Беседовала Ирина Ахундова

sm.cnsr.ru

Запись опубликована в рубрике Защита жизни, Пролайф с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.