ЦЕНТР ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА
На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению

ЦЕНТР ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА


Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства. (Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на БИЛЕЙНОМ АРХИЕРЕЙСКОМ СОБОРЕ 13 - 16 августа 2000 года) ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Вступление 2. О защите материнства как новой форме церковной благотворительности 3. Опыт движения в защиту жизни в других странах. 4. Структура Центра защиты материнства 5. Финансирование 6. Оказание благотворительной помощи 7. Проведение бесед с женщинами. 8. Сотрудничество с другими организациями. 9. Пастырский аспект работы Центра защиты материнства.
10. Приложения Приложение 1 Выдержка из Основ социальной концепции Приложение 2 Выдержка из "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (с изменениями на 20 декабря 1999 года)" Приложение 3 Справка о реализации права пациента на информацию и отказ от медицинского вмешательства 1. Вступление
Настоящая брошюра представляет собой краткое изложение опыта работы с беременными женщинами, находящимися в трудном положении и собирающимися прервать беременность. Многих на этот шаг толкает трудное материальное положение. Конечно, грех как таковой не может иметь социально- экономических причин. Так, верующие, и будучи материально не обеспеченными, не делают абортов. Сегодня уровень жизни и уровень потребления по многим показателям выше, чем например, в начале прошлого века, но абортов тогда делалось меньше. Экономические причины можно рассматривать скорее как повод. Тем не менее любовь, проявленная по отношению к беременной женщине, оказанная ей моральная и психологическая поддержка, помогают ей в трудной ситуации, и она зачастую отказывается от аборта. Церковь всегда проповедовала о греховности аборта, а особенно в последние годы, когда этот порок стал массовым. Социальная концепция РПЦ, принятая на юбилейном Архиерейском Соборе, подтверждая необходимость борьбы с абортами, указывает, что мы должны подкреплять такую проповедь конкретной материальной помощью. В январе 2000 года была сделана попытка организовать центр защиты материнства, который, с одной стороны, предоставлял женщине информацию о пагубных духовных и физических последствиях аборта, а с другой -- оказывал ей материальную помощь. Деятельность центра увенчалась некоторым успехом, удалось удержать от аборта многих женщин, сохранив жизнь десятков нерожденных детей. Мы хотим поделиться этим опытом с желающими использовать его, в частности – для организации подобных центров. В брошюре анализируются правовой, экономический и организационный аспекты работы такого центра. Все заинтересовавшиеся могут получить дополнительные консультации в Православной медико-просветительском центре "Жизнь". 2. О поддержке материнства как новой форме церковной благотворительности Всякое доброе дело, которое совершает христианин, должно приносить ближнему не просто материальную пользу, но и пользу его душе. Так Господь Иисус Христос, исцеляя больных, всегда стремился помочь и нравственно-духовному возрождению человека. Излечив человека, находившегося в болезни тридцать восемь лет (Ин 5, 1-15), Господь вразумляет его и говорит больному: " Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже". После исцеления Лазаря многие из иудеев уверовали: "Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него" (Ин 11, 45). Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов (16, 9), и она на всю жизнь стала его ученицей, сподобившись первой увидеть воскресшего Иисуса. Святые отцы, говоря о болезнях, исцелении, всегда упоминали и о покаянии, которое должно сопутствовать исцелению. "Во исцеление души и тела" – такова формула, часто встречающаяся в церковных молитвах о здравии. Таинство Елеосвящения, установленное для исцеления больных, по своему смыслу является покаянным таинством. Преподобномученица Великая Княгиня Елисавета, организовав обитель милосердия, заботилась о духовном здоровье своих подопечных не менее, чем о телесном. Доброе дело –"обратить грешника от ложного пути его " (Иак 5, 20). Свт Димитрий Ростовский разделяет дела милости на т елесные и духовные (Зерцало Православного исповедания, часть вторая, "О надежде"). Если к первым относится накормить алчущего, одеть нагого, посетить в темнице, помочь страждущему и т.д., то к духовной милости относится "Увещать кого-либо, чтобы он жил законно и ненавидел грех, научить Божьему познанию, советовать истину". Сегодня в приходах Русской Православной Церкви оказывается различная помощь страждущим, где бы они ни находились, начиная от тюрем и кончая больницами. Одновременно существует система религиозного образования и катехизации. Работа с женщинами, которые собираются сделать аборт, сочетает в себе оба эти аспекта христианской благотворительности: проповедь нравственных истин подкрепляется заботой о конкретном человеке, и наоборот, «добрые дела» получают смысл в свете учения о «вере». Этот вид социального служения до сих пор был неизвестен в Православной церкви, по крайней мере, в России. В XIX веке, когда аборт был крайне редким явлением, такая проблема перед церковью просто не стояла. Не стоит она и перед Восточными Православными Церквями, которые находятся в мусульманских странах, где закон защищает жизнь нерожденных детей. В Советской России аборты были разрешены правительством Ульянова в 1920 году. Тогда у Церкви не было возможности проводить работу по предотвращению этого зла. Теперь же, когда обретена необходимая свобода действий, мы столкнулись с тем, что убийство нерожденных детей стало массовым явлением, требующим активного противодействия. Борьба за сохранение человеческой жизни – очень благодарное дело, так как воочию видны его результаты. Женщины, когда перешли через порог сомнений и приняли решение о сохранении беременности, благодарят тех, кто остановил их от рокового шага. А когда рождается ребенок и просыпаются материнские чувства, эта благодарность увеличивается. Благотворительность, направленная на помощь беременным с целью остановить их от греха детоубийства, имеет право на существование в Православной Церкви и может быть достойным ответом на массовые аборты, ставшие обычным делом в нашем отступившем от Бога обществе. 3. Опыт движения в защиту жизни в других странах. После легализации абортов у церкви и общественных организаций только на Западе имелась свобода действий. К настоящему времени там накоплен положительный опыт борьбы за жизнь нерожденных детей. Отметим, что деятельность движения Pro-life не затрагивает богословских межконфессиональных различий. Не только инославные, но и православные на Западе, в частности в США и Греции, активно участвуют в движении против абортов. Движение против абортов в основном носит внеконфессиональный светский характер, но побудительные мотивы для участия в нем, конечно, религиозные, потому что « душа человека по природе христианка» (Тертуллиан). Но переносить западный опыт на российскую почву следует с некоторыми изменениями, учитывающими национально-культурные особенности. Так действовала, в частности, св преподобномученица Елизавета Федоровна Романова, которая, будучи по происхождению протестанткой, хорошо знала опыт благотворительности на Западе, весьма удачно приспособила идею сестричества для русской почвы. Движение в защиту нерожденных детей (Pro-life) имеет несколько направлений: политическое, протестное, просветительское и благотворительное. Политическое предполагает работу по законодательной инициативе, направленной в защиту жизни. Протесты – митинги, шествия и др. мероприятия, которые должны продемонстрировать наше отношение к абортам. Эти два пути не рассматриваются в настоящей работе. Просвещение предполагает чтение лекций, распространение аудио-, видео- и печатной продукции. В основном это информация о развитии нерожденного ребенка и о том, что представляет собой аборт. Материалы, показывающие жестокость аборта, работают на отрицательных эмоциях. Их следует использовать редко и осторожно. Хотя они весьма убедительны, но у людей, не настроенных на восприятие этой информации может сработать механизм психологической защиты, когда информация, несущая отрицательные эмоции, подсознательно "стирается" из памяти человека. Вторая группа рассказывает об эмбриональном развитии ребенка, вызывая положительные чувства. Причем, следует отметить, что наиболее действенными оказываются именно их. Кроме печатной продукции, используются муляжи эмбрионов, различные игрушки, сувениры с эмблемами, картинками, видеофильмы, мультимедийные диски, рассылка по электронной почте, веб- страницы. Ссылки на наиболее известные англоязычные веб-страницы в защиту жизни находятся по адресу http://www.pms.orthodoxy.ru/links.htm. Благотворительность представляет наибольший интерес для нас. В основном, это различные виды помощи беременным женщинам. Надо сказать, что по действующему российскому законодательству, консультации о вреде аборта не только правомочны, но и являются обязанностью врача, который должен всегда предупреждать больного о возможных осложнениях любого медицинского вмешательства. (См. Приложение 2). Формы помощи беременным (опыт других стран). 1) Кризисные центры – это место, куда беременная женщина может прийти, чтобы пожить здесь какое-то время родить. После этого ей предоставляется возможность отдать ребенка на усыновление или вернуться с ним в свою семью. Этот вид помощи требует привлечения больших ресурсов, как финансовых, так и организационных. 2) Консультационные пункты.Место, где можно получить медицинскую консультацию или совет психолога, побеседовать со священником и пр. 3) Пункты благотворительной помощи. Беременная женщина имеет возможность получить здесь самое необходимое: коляску, детскую одежду, продукты питания и др. Одновременно с этим организуется сбор подержанных вещей и пожертвований, их стирка, упаковка, хранение. 4) «Горячая линия», телефон доверия. 5) Центры усыновления. Женщине предлагают отдать ребенка на усыновление, если ее социальные проблемы невозможно разрешить. Естественно, подразумевается любая комбинация этих форм работы, в зависимости от возможностей и целей организаторов. Все виды деятельности обычно концентрируются в едином центре: издательство, склад детских вещей, приемная, офис и др. Способы предложения помощи . Существуют разные способы вовлечения женщин в программы социальной защиты. Например, дается объявление в газете о бесплатном тесте на беременность. Это привлекает многих. Впоследствии, при положительном анализе, женщине предлагают помощь. По храмам разносятся листовки, в которых рассказывается о возможности помочь беременной женщине в критической ситуации. Публикуются телефоны доверия, но главное – работа непосредственно в самой клинике. Не все методы работы полностью применимы в России. Различные трудности пока что не позволяют развернуть подобную благотворительность в должном масштабе. Так, существенным фактором является то, что у людей мало лишних денег, которые они могли бы пожертвовать. В то же время в значительной мере утрачена традиция благотворительности. Но в России есть и определенные преимущества: мы имеем возможность работать в самих больницах, где делают аборты. На Западе, например в США, об этом не может быть и речи. 4. Структура центра защиты материнства Обычно аборты делают в роддоме, который является одновременно гинекологической клиникой и абортарием. Договор о сотрудничестве о между Московской патриархией и Министерством здравоохранения позволяет создавать центры защиты материнства при роддомах. От администрации роддома требуется согласие на противоабортную деятельность, выделение помещения. Те, кто идут записываться на прерывание беременности, сразу попадают к консультанту, который рассказывает о вреде аборта, медицинской и духовной стороне проблемы, предлагает помощь. После этого женщине предоставляется возможность подумать неделю-две, прежде чем принять решение. Параллельно при храме или в другом месте организуется пункт сбора детских вещей. Для начала работы центра необходимо (минимум): 1) Согласие администрации роддома. 2) Выделение помещения (одной комнаты на время приема). 3) Финансирование в размере ставки одного постоянно оплачиваемого сотрудника. 4) Помещение для приема отказавшихся от аборта, место хранения и раздачи вещей. Согласие администрации . Сегодня отношения между Церковью и государственной системой здравоохранения довольно хорошие, и нет препятствий для осуществления какой-либо благотворительной деятельности на территории лечебных учреждений. К сожалению, духовно-нравственная атмосфера в государственной службе гинекологической помощи такова, что любое высказанное вслух отрицательное отношение к абортам, особенно к нравственной стороне проблемы, иногда вызывает не только непонимание, но и вспышку агрессии, с которой ничего нельзя сделать. В среде гинекологов уже прочно вошел в употребление термин "профилактика беременности", что красноречиво говорит о том, что некоторые врачи рассматривают беременность как болезнь, которую надо лечить, проводить ее профилактику. Поэтому склонение администрации к сотрудничеству с церковно-благотворительной организацией является для последней наиболее сложной проблемой. В то же время многие медики готовы к сотрудничеству и возможности работы с ними до сих пор не использованы. Открытие центра производится во исполнение 32 статьи Закона РФ об охране здоровья (см. приложения). Выделение помещения . Речь идет не об отдельном помещении для работы, а о возможности использовать существующий кабинет. Ставка одного оплачиваемого сотрудника . Является совершенно необходимой, так как интенсивность работы, и, что важно, взятые на себя обязательства не позволяют рассчитывать только на энтузиастов. Добровольный помощник в любой момент может отказаться от работы, поэтому труд добровольцев может быть лишь дополнением к работе штатного сотрудника. Количество ставок зависит от нагрузки. При количестве абортов, превышающем 30 в неделю, желательно иметь вторую ставку помощника, специально занимающегося материальной помощью. Человек, непосредственно работающий с беременными, должен обязательно иметь высшее образование и быть врачом или психологом. При подборе кадров следует учесть, что человек, занимающийся этой работой, должен быть энтузиастом своего дела, а не наемником. Помещение для приема будущих матерей . Предлагая помощь, мы должны иметь ввиду, что берем на себя обязательства. Должно быть место, где бы постоянно дежурил человек, который бы принимал как женщин, так и жертвователей, приносящих подержанные вещи. Вещи, передаваемые матерям, должны быть постираны, отглажены и тщательно уложены. Поскольку вещи зачастую просто сваливаются в кучу, они могут оказаться грязными или требовать мелкого ремонта. Вещи, подаренные грязными, скомканными, производят неприятное впечатление и могут плохо сказаться на доверии к нам. В комнате должен храниться постоянный запас вещей. Тогда будет возможность выбора. Привлечение добровольных помощников необходимо, но они не могут полностью заменить постоянных сотрудников. Добровольные помощники могут временно замещать постоянных и друг друга, обзванивать прихожан, собирать вещи и проч. Целесообразно одному постоянному сотруднику давать в помощь не более 5 добровольцев. Что важно, благотворительная помощь в центре может стать полезной для души человека епитимией за совершенный грех аборта и помочь ему облегчить совесть. При использовании добровольцев следует иметь ввиду, что многие из предлагающих свою помощь делают это необдуманно и вскоре бросают непосильное послушание. Зачастую надежда на непроверенных волонтеров приводит к различным сбоям в работе. Женщины, сделавшие много абортов, обычно оказываются неспособными занимать руководящие должности в противоабортном движении, но в любом случае при подборе кадров требуется индивидуальный подход. Юридический статус. Приходская организация . Устав прихода Русской Православной Церкви предполагает возможность создания внутриприходских благотворительных организаций, не являющихся самостоятельными юридическими лицами. Регистрация такого общества проходит по упрощенной схеме, причем возможна даже работа и без регистрации, которая оформляется как приходская деятельность. Самостоятельное юридическое лицо . Создание отдельно зарегистрированной организации имеет смысл, если требуется отделить религиозную деятельность от благотворительной. Это удобно в национальных республиках или там, где ввиду тех или иных условий появление религиозной организации не одобряется, но у благотворительной организации есть возможность работать. Способы юридического оформления Центра защиты материнства разнообразны, и тактика во многом зависит от множества частных факторов, которые невозможно свести к общему случаю. Всегда, впрочем, следует проконсультироваться с юристом. 5. Финансирование Без постоянного финансирования данной программы ее осуществление невозможно. Начинать работу можно только в том случае, если мы уверены в том, что группа не распадется через несколько месяцев после начала работы. Хотя средств на существование такого центра нужно немного, но они должны поступать регулярно. Учитывая особую важность поддержки материнства и реально ощутимый конечный результат, можно рассчитывать на помощь благотворителей. Источники финансирования. Возможность государственного финансирования. Во всех регионах России существуют и получают государственные деньги центры по контролю над рождаемостью, которые не приносят пользы, так как вымирающая страна не должна заниматься вопросами контроля над рождаемостью и вмешиваться в них. Такое положение дел нарушает права налогоплательщиков, это равнозначно введению чего-то вроде "налога на контрацепцию", когда одни граждане должны оплачивать безопасный секс" других. Хотя государственные центры планирования семьи выполняют и другие функции (лечение бесплодия и др.), контроль над рождаемостью остается главной их задачей. На сегодняшний день решением Государственной Думы об исключении программы "Планирование семьи" из расходной части бюджета прекращено централизованное финансирование "планирования семьи", но эти программы перекочевали в местные бюджеты и все равно не прекращены, а точно так же финансируются за счет налогоплательщиков. Естественно, что граждане вправе добиваться, чтобы их права не нарушались и чтобы финансирование демографической войны против России было прекращено. Те средства, которые расходуются на сокращение рождаемости, могут быть перераспределены на действительную поддержку материнства. Таким образом, государственные средства от поддержки "планирования семьи" в сторону *уменьшения могут быть перенаправлены на "планирование семьи" в сторону увеличения, что соответствует интересам государства и концепции демографической безопасности, утвержденной Президентом России В.В. Путиным. Другими словами, центры защиты материнства могут стать реальной альтернативой службе "планирования семьи". Финансирование государственной системы здравоохранения предполагает оплату медицинских работников, занимающихся санитарным просвещением. Средства, выделяемые на санитарное просвещение, могут быть использованы в целях борьбы с абортами. Средства благотворителей . Программа защиты материнства имеет значительную привлекательность в смысле привлечения средств жертвователей. Поскольку любому жертвователю важно знать, куда идут его средства и каков результат их использования, становится очевидным, что это лучшее вложение денег. В любой момент можно проконтролировать, куда пошли средства, а конечный результат – живые дети. Можно рассказать прихожанам о новой форме приходской работы, поставить кружку для пожертвований в храме, указав цель сбора. Средства храма . На начальном этапе, когда работа не развернулась, вполне целесообразно использовать средства прихода. Предоставление бесплатного помещения, телефона и проч., является также формой финансирования, так как позволяет экономить деньги на содержание офиса. Сбор пожертвованных вещей также можно считать формой финансирования. Если это хорошо налажено, то позволит гарантировать каждой женщине, что она и ее ребенок будут одеты. 6. Оказание благотворительной помощи При оказании благотворительной помощи следует четко очертить рамки того, что нужно сделать. Во-первых, беседуя с женщиной, идущей на аборт, мы обещаем ей конкретную помощь, которую окажем потом, через несколько месяцев. Когда она родит, мы будем обязаны ей помочь, так как давали определенные обязательства. Это накладывает ограничения на нас, так как невозможно помогать бесконечно и неограниченно, обещая все подряд. Во-вторых, мы должны осознавать, что поток желающих будет возрастать, и нужно заблаговременно предотвратить опасность, что однажды мы не сможем выполнить обещанное. Поэтому нужно четко представлять себе поставленную задачу и тот объем помощи, на который мы можем рассчитывать. Задача должна быть поставлена примерно так: женщине, отказавшейся от аборта, мы гарантируем то, что она и ее ребенок не будут голодными и раздетыми до того момента, когда дитя можно отдать в ясли. Мы не можем обеспечить: жильем, комфортом, памперсами, сиделкой, дачей, деньгами и медицинской помощью . То есть мы должны найти ей пеленки, коляску, детскую и взрослую подержанную одежду, минимальный набор продуктов. Если вы не уверены в том, что сможете обеспечитьэтот минимум, то лучше не начинать. Главный принцип работы центра: женщина, отказавшаяся от аборта, должна получить психологическую помощь, моральную и духовную поддержку, разностороннюю информацию о вреде аборта;. материальную помощь в таком размере, чтобы не оказаться голодной и раздетой. Мы должны понимать и четко осознавать, что: 1) Не можем решить все проблемы и удовлетворить все запросы тех, кто к нам обращается. 2) Не можем обеспечить полный комфорт. 3) Не можем решить социальные проблемы всего общества. Одной из форм помощи может быть питание в храмовой столовой. Столовая есть в каждом храме и лишние 3-5 человек не будут обузой для церковной казны. Многие из тех, кто просит помощи, не приходит за ней впоследствии, решив свои проблемы другим путем. Это означает, что размер помощи может оказаться несколько меньше запланированного. 7. Проведение бесед с женщинами. При проведении бесед мы должны руководствоваться несколькими соображениями. Надо понимать, что причина, которую обычно называет женщина, является поводом, а не действительной причиной. Объяснять убийство нерожденного ребенка экономическими причинами – это то же самое, что считать безработицу причиной торговли заложниками на Кавказе: работы нет, вот и приходится заниматься этим видом "бизнеса". Однако, приходя в абортарий, мы должны понимать, что пришли не для обличения и осуждения, а для того, чтобы спасти ребенка. Поэтому обличительный пафос здесь неуместен. В то же время нужно постараться, не обижая женщину, помочь ей вскрыть ошибочность той логики, которая толкает ее на аборт. При беседе нужно иметь ввиду, что обычно корень зла не в самой жизненной ситуации, толкающей на аборт, а в отношении к ней, то есть на самом деле причина -- психологическая и лежит в духовной сфере. Наша задача – изменить отношение к ситуации. Например, приходит замужняя женщина, живущая в "хрущевке", в квартире теснота, четыре метра на человека, "жить негде", следовательно, выход один: аборт. При беседе выясняется, что хрущевка идет на снос в ближайшие два года и, родив еще одного ребенка, семья получит большую жилплощадь. Налицо нежелание или неумение трезво оценить ситуацию, которая на самом деле никак не представляется безвыходной. Приходит молодая незамужняя женщина 17 лет. Узнав, что аборт – убийство, заливается слезами, ей самой жалко не то что ребенка, котенка утопить. Но дома вся семья встает на дыбы. Оказывается, можно, вопервых, отдать ребенка на усыновление, во-вторых, можно игнорировать протесты родителей, толкающих дочь на аборт. Когда она приходит домой с ребенком, родители принимают ее. Выход есть, но из-за самого отношения к ситуации, психологической атмосферы кажется, что ничего, кроме аборта, сделать нельзя. Обстановку больше всего нагнетают советчики, почти заставляющие идти на аборт. Приходит женщина, которая здорова, замужем, боится оказаться нищей и голодной. При разговоре оказывается, что уровень дохода семьи не дает никаких оснований говорить о нищете. Налицо простой страх перед житейскими трудностями, страх, не основанный на фактах реальной действительности. Таких примеров можно привести много, и все они сводятся к тому, что аборт – проблема духовная, а не экономическая. Удержать от аборта удается в среднем 10% приходящих. Для удобства выделим наиболее типичные случаи. Замужняя женщина, не делавшая абортов . Как правило, женщины из семей благополучных, но не богатых идут на аборт по столь ничтожным причинам, что их не имеет смысла даже рассматривать: "Нам еще рано", "Мы не готовы", "Вот сделаем ремонт и тогда…", "Закончу институт", "С мужем ухудшились отношения", или просто: "Потом рожу". В таком случае имеет смысл показать картинки с изображением нерожденных детей, муляж, объяснить о том, что в результате аборта может наступить бесплодие и никакого "потом" не будет. Незамужняя несовершеннолетняя . Хотя эта категория обычно находится в наиболее трудном положении, и в материальном, и в плане семейной обстановки, испытывает давление со стороны родителей и сожителя, несовершеннолетние обычно имеют более чувствительную, еще не огрубевшую душу. Их вполне могут убедить аргументы нравственноэтического характера. При беседе с несовершеннолетними следует иметь ввиду что: 1) Психология подростка отличается от мировосприятия взрослого. Одна и та же ситуация воспринимается по-разному, из одних и тех же предпосылок подросток и взрослый сделают совершенно разные выводы. Та ситуация, которая взрослому кажется разрешимой, подростку может представляться безысходной. 2) Подросток сильнее, чем взрослые, подвержен внушению извне. 3) У девочек-подростков могут быть еще не сформированы материнские инстинкты. 4) Подросток более уязвим в социальном отношении и нуждается в поддержке. 5) Девочка более чувствительна к проявлению любви. 6) У нее недостаточно жизненного опыта. Для несовершеннолетних может оказаться решающим мягкий, с любовью разговор и оказанная помощь вместе с психологической поддержкой. Женщины, сделавшие много абортов в прошлом . Обычно это самая трудная категория. Аборт для них стал привычным, убедить их отказаться от него весьма трудно. Нередко разговор заканчивается циничной "отповедью" и отказом что-либо слушать. Поскольку большинство таких женщин принадлежат к старшему поколению, они, в силу возраста, должны иметь религиозное чувство хотя бы в зачаточном состоянии, и рождение ребенка после стольких абортов можно рассматривать как акт покаяния. Женщины, идущие на аборт по медицинским показаниям . Эта категория женщин весьма трудна для работы. Сейчас многие врачи рассматривают беременность как болезнь, которую надо лечить, и любое, даже самое малое отклонение от нормального состояния здоровья женщины считают поводом для прерывания беременности. Для того, чтобы застраховаться от единичного случая осложнений, дети уничтожаются десятками, при малейшем подозрении на патологию. При этом обычно (в 90% случаев) нет оснований утверждать, что женщина умрет родами. Хорошо, когда прием ведет врач, который может что-то объяснить. Так, многие очень боятся, что ребенок родится с врожденными уродствами. При этом на самом деле даже при краснухе нет гарантий, что ребенок родится больным, есть только повышенная вероятность того, что это случится. В то же время возможность того, что мать умрет родами, есть и при нормальном течении беременности. Никто не может гарантировать рождение совершенно здорового ребенка даже в том случае, когда беременность протекает благополучно. Здесь может помочь консультация врача, моральная поддержка. Случаи реальной угрозы для жизни почти не встречаются. В пастырской практике священникам нередко приходится беседовать с женщинами, которым по вере Господь давал возможность родить вопреки прогнозам врачей. Пойти рожать, рискуя собственной жизнью – удел истинно верующих людей. Богатые семьи . Как ни странно, женщины из обеспеченных семей очень часто делают аборты, и работа с ними представляет большие трудности. Перспектива потерять комфорт, хорошую работу, возможность ездить в Анталию или на Канарские острова пугает таких людей не меньше, чем иных -- жилплощадь в 3 метра на человека. Это нередко женщины умные, образованные и хорошо владеющие полемикой феминисток с набором стандартных проабортных клише: "зачем плодить нищету", "я имею право распоряжаться собственным телом" и т.д. Ее пугает перспектива во время беременности лишиться возможности ездить на машине, появиться "с животом" в своем офисе, особенно если это администратор, необходимость бросить курить и пр. При беседе с такими женщинами сразу вспоминаются слова Спасителя: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Мф 19, 24). Трудно, но возможно. Наркоманы . Даже если родители ребенка – наркоманы, за это нельзя казнить их детей. Впрочем, эта категория приходит на прием довольно редко. Женщины, ссылающиеся на тяжелое материальное положение . Тяжелое материальное положение – одна из наиболее распространенных причин, которые называют те, кто считает аборт необходимостью. В 99% случаев страх голодной смерти не имеет никакой почвы в реальности. Женщине, которая родит ребенка, совсем не угрожает голодная смерть. Следовательно, причина, по которой хотят сделать аборт, другая. Обычно это боязнь потерять привычный уровень комфорта и психологическая неготовность к материнству. Несоответствие завышенных запросов реальным возможностям – вот истинная причина. Например, семья стесняется пользоваться подержанной коляской, хочет иметь возможность покупать памперсы, считает, что не хватает жилплощади, но голодная смерть здесь ни при чем. А поскольку никто не скажет, что хочет убить ребенка из-за памперсов, создается так называемая психологическая защита в виде самооправдания: "Зачем плодить нищету". Разговаривая с такой женщиной, мы не должны обвинять, обличать, хотя она не права. Имеет смысл, расспросив о жизненной ситуации, обратить внимание на лучшие стороны, показать то положительное, что есть. Здесь самый главный наш аргумент – предлагаемая помощь, которая полностью разрушает абсурдный довод "аборт – единственное спасение от грядущей голодной смерти или нищеты". Впрочем, как показывает опыт, после отказа от аборта женщины сами начинают понимать, что проблема была не в самой трудной ситуации, а в отношении к ней. Находятся родственники, знакомые, которые оказывают необходимую помощь и зачастую те, кто сохранили ребенка, так и не приходят за помощью, оказавшейся ненужной. Женщины асоциального поведения , или т.н. "группа риска". Обычно эта категория не попадает или редко попадает на прием. Так же как и другие, они вполне адекватно воспринимают разговор об аборте и предлагаемую помощь. Им весьма нужна психологическая поддержка и своим отношением мы не должны показывать даже тени пренебрежения или высокомерного отношения. Верующие женщины . Сторонники абортов не могут считаться верующими людьми, независимо от того, кем они себя считают или называют. Но следует учитывать низкий уровень религиозного сознания и образования. Работнику центра, проводящему беседы с женщинами, совершенно необходимо иметь копии правил Вселенских Соборов, Социальную концепцию РПЦ. Церковные правила как аргумент могут воздействовать на человека, у которого сохранились хотя бы зачатки религиозного сознания. Неверующие . Для совершенно неверующих решающим словом, способным изменить отношение к сохранению беременности может стать правдивая информация о вреде аборта и необратимости отрицательных побочных действий. Психически больные . Во многих случаях психическая болезнь, особенно тяжелая, является противопоказанием для вступления в брак и для супружеских отношений. Как бы то ни было, если ребенок уже есть, он зачат, то не может быть причины, чтобы его убить. Беседы в подобном случае сильно изматывают и не приводят к положительному результату. Психически больные люди или просто лица с пограничными состояниями (близкими к болезни) обычно нуждаются в опеке и любят переложить все свои проблемы на других. Но у консультанта ограничены силы и возможности. Этого нельзя допускать, потому что те проблемы, которые они хотят переложить на другого, существуют не сами по себе, а имеют своей причиной именно психическое состояние. Поэтому, беря таких больных целиком на себя, вы парализуете всю работу, придете к истощению сил, а удовлетворить все запросы все равно не сможете. Отцы . Вполне возможно поговорить с мужем. Женщина часто ссылается на упреки со стороны мужа или какие-то его недостатки или бездействие. Мнение женщины в значительной мере зависит от мнения мужа, в котором она видит (хочет видеть) защиту и поддержку. Почти всегда, убедив мужа, мы можем рассчитывать на то, что и сама мать изменит свое отношение к сохранению беременности. Проблемы с мужчинами сводятся к их нежеланию нести ответственность за свои действия, инфантильность. Иногда муж уговаривает жену сделать аборт просто так, без видимой объективной причины. Тем не менее мужчина легче поддается уговорам и убеждениям, особенно если мы апеллируем к его природному чувству лидерства, гордости и личного достоинства, которое он должен проявить, помогая своей жене в трудной ситуации. Особенности дискуссии. При дискуссии следует придерживаться нескольких принципов. 1) Не обвинять. 2) Не обличать. 3) Не раздражаться, а действовать с любовью. 4) Воздействовать не только на логику, но и на эмоции. 5) Показывать свое желание помочь и предлагать конкретную помощь. 6) Показывать положительные стороны материнства, а не только отрицательные стороны аборта. 7) Приводить яркие примеры из жизни. 8) Сделать какой-нибудь подарок. 9) Проявлять готовность выслушать до конца, дать выговориться. 10) Попытаться не столько запугивать, сколько пробудить в человеке лучшие чувства. Аргументы против абортов, приводимые для убеждения: 1) Аборт – это убийство. 2) Вред аборта для здоровья: бесплодие, рак и другие заболевания. 3) Радость материнства. 4) Дети – это ваша поддержка в старости. 4) Аборт не решит ваших проблем. 5) Для аборта нет основания. 8. Сотрудничество с другими организациями. Сотрудничество с РАПС и центрами планирования семьи . Может возникнуть вопрос о сотрудничестве с учреждениями "планирования семьи". При этом следует понимать различия между филиалами РАПС и государственными центрами "планирования семьи". РАПС представляет собой иностранную организацию, проводящую политику демографической войны против России. Надо понимать, что те люди, которые финансируют РАПС, имеют абсолютно противоположные с Церковью цели, поэтому сотрудничество с РАПС невозможно. Государственные центры планирования семьи пытаются – неудачно -- уменьшить число абортов путем навязывания населению контрацептивных услуг. Хотя появление государственных центров "планирования семьи" и связано с РАПС, многие втянуты в эту программу по неведению. Поэтому возможность сотрудничества во многом зависит от настроения того или иного должностного лица. В сотрудничестве с центрами "планирования семьи" есть опасность, что сам его факт будет представлен как благословение Церковью их деятельности и что наши материалы, фильмы, листовки и прочее будут использованы для рекламы контрацепции. Сотрудничество с представителями иных конфессий. Инославные, особенно новые протестантские радикальные группы, действующие в России, не проявляют интереса к сотрудничеству с православными. Большинство предпочитает создание благотворительных обществ по конфессиональному признаку. Кроме того, зачастую во многих религиозных организациях благотворительная деятельность рассматривается в первую очередь как средство привлечения новообращенных. В таком случае вопрос о сотрудничестве отпадает сам собой. Как уже было сказано, проблема абортов не затрагивает конфессиональных различий. На финансовую поддержку с Запада нет смысла рассчитывать. Западные организации движения Pro-Life по зарубежным меркам небогаты, они едва справляются со своими собственными проблемами. Поэтому их помощь может быть только методической и информационной, но не финансовой. Контакты с инославными религиозными и иностранными организациями следует осуществлять с ведома настоятеля храма или правящего архиерея. Сотрудничество с официальной медициной . Договор между Министерством Здравоохранения и Московской Патриархией дает все основания для любых форм конструктивного сотрудничества с медициной (См. примечание). Но при этом необходимо учесть несколько моментов: 1) Медицина в России несет на себе тяжкое наследие бездуховного прошлого, это приводит к тому, что многие из врачей не хотят признать право верующих на свое отношение к проблеме абортов. Это проявляется в самой разной форме, вплоть до гонений и увольнения врачей, отказывающихся делать аборты и даже выписывать направления на аборт. У фармацевтов, отказывающихся продавать абортивные средства (спирали, оральные контрацептивы), бывают сложности на работе. При беседе с врачами не следует превращать проблему абортов в повод для войны и конфронтации, потому что тогда мы потеряем возможность влиять на положение дел и не сможем сделать ничего. Медицинское сообщество не может быстро изменить свое отношение к этой проблеме. Центры защиты материнства в значительной мере могут способствовать улучшению духовной атмосферы в медицине. 2) Мы приходим как благотворительная организация, которая хочет помогать врачам, поэтому можем рассчитывать на поддержку. 3) Аборт часто служит средством личного обогащения врачей, мы же лишаем их заработка, и поэтому мы должны быть готовы к очень отрицательному к нам отношению. 4) Те, кто вам не доверяли, с течением времени могут изменить свое отношение, видя положительные результаты вашей работы. 5) Нельзя совершать ошибок медицинского характера, это безусловно приведет к конфликтам и повредит делу. 6) Лучше, чтобы вашим представителем среди врачей тоже был врач, которому можно поручить все официальные и деловые контакты с медиками. 7) Юридическим основанием для работы является 32 и 33 статьи Законодательства РФ об охране здоровья и договор о сотрудничестве между Московской Патриархией и Минздравом. (См. приложения). Социальные службы. Эти службы, подчиняющиеся Министерству труда и социальной защиты, охватывают целой сетью всю страну. Социальные работники обслуживают инвалидов, занимаются благотворительностью и выполняют различные задачи помощи населению. Они владеют государственными помещениями, имеют официальный статус и, строго говоря, центры защиты материнства могли бы находиться под их опекой и покровительством. 9. Пастырский аспект работы Центра защиты материнства. В абортарии становится явной вся ложь нашего общества. Те люди, которые плакали, когда читали "Му-му" Тургенева, идут и с легкостью убивают не собачку, а своего ребенка. Многие считают, что нужно ввести закон, который защищает животных, громко и лицемерно возмущаются, когда слышат, что ктото утопил котят, а живого человека разрезать на части -- это "заставляет жизнь", это "права человека". Те доводы, которые приводятся в пользу абортов, показывают только то что, из-за нежелания поступиться комфортом люди идут на убийство. Это вызывает протест, но мы должны понимать, что не можем переделать сразу все общество: нужна длительная и кропотливая работа со стороны Церкви. Другими словами, проблема абортов, кроме социальной, медицинской, экономической и даже политической, имеет еще и пастырскую значимость. С проблемой абортов пастырям приходится сталкиваться постоянно, особенно на исповеди. Внимательный священник видит, как детоубийство скрыто затрагивает многие стороны человеческой жизни, отравляя духовную атмосферу. Известный священник, духовный писатель архимандрит Рафаил Карелин пишет: "Разврат, распад семей и все увеличивающееся число абортов – процессы взаимосвязанные. В последнее время открылось много храмов; возобновляются старые, строятся новые; число прихожан увеличивается. Но в то же время кривая статистики абортов не падает. Чем объяснить такой парадокс? Ведь обычно числом действующих церквей и количеством посещающих богослужение людей определяется духовность народа; это, можно сказать, некие зримые ориентиры. Но темный мир зла не отступил в борьбе с христианством, а если и отступил, то для того, чтобы занять новые стратегические позиции. Церковь – это та духовная среда, где человеческая душа входит в общение с Богом. Без этого храмы, сколько бы их ни было, останутся надгробиями на кладбище духовности". (Казнь над нерожденными, гл. III). Какие страшные слова, но это правда! Мы не можем не понимать, что если церковные люди, живущие евхаристической жизнью, (которых менее 10 процентов) и не делают аборты, то большинство относится к этому совершенно спокойно. Те массы народа, которые приходят крестить детей, венчаться, ставят свечки, освящают куличи на Пасху, спокойно убивают своих чад без зазрения совести. Подойдите к очереди в абортарий и спросите: "Вы православная?", и в большинстве случаев ответ будет утвердительным . Св праведный Иоанн Кронштадтский как-то сказал: "Если бы священники исполняли свои обязанности, то Сатане нечего было бы делать на Земле". Мы должны признать, что пастырская работа по предотвращению абортов ведется недостаточно. Вместо этого распространился обычай читать "Молитву жене, егда извержет младенца". Речь в этой молитве идет о непроизвольном выкидыше, происшедшем от болезни, поднятия тяжести, а не хладнокровном и преднамеренном убийстве, которым является аборт. Мы служим Божественную литургию, а рядом, буквально за углом, "православные" мамы при соучастии таких же "православных" пап приносят своих детей в жертву Ваалу. Поэтому крайне важно проводить работу по разъяснению пагубности аборта среди самых широких слоев населения, а не только в стенах храма. Второй пастырский аспект проблемы абортов состоит в том, что большинство женщин старшего возраста мучаются, не находя себе места от угрызений совести. Священнику зачастую приходится разъяснять, что не нужно исповедоваться в одном и том же грехе много раз. Среди народа из рук в руки ходят различные правила по "отмаливанию младенцев", напоминающие магические ритуалы, приходится постоянно подбирать нужные слова, чтобы помочь женщинам, страдающим постабортным синдромом. Направить их усилия на помощь матерям, собирающимся сделать аборт – прекрасный выход. Те, кто хотел сэкономить, убивая детей, могут потратить свои "кровные" на то, чтобы по словам апостола Иакова "Обратить грешника от ложного пути его" и тем самым покрыть множество своих собственных грехов (Иак. 5, 20). Еще одна сторона абортов как церковной проблемы заключается в следующем. Как показывает опыт, женщины, собиравшиеся сделать аборт и отказавшиеся от этого, быстро воцерковляются. За исполнение заповеди Господь дает человеку благодать и помогает в духовной жизни.

Священник Максим Обухов Православный медико-просветительский центр "Жизнь" Москва, 2000
10. Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ВЫДЕРЖКА ИЗ "ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ", ПРИНЯТОЙ НА ЮБИЛЕЙНОМ АРХИЕРЕЙСКОМ СОБОРЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (Москва, 13 - 16 августа 2000 года). XII.2. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: "Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои" (Пс. 138. 13,15- 16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: "Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева" (Иов 10. 8-12,18). "Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя" (Иер. 1. 5-6), – сказал Господь пророку Иеремии. "Не убивай ребенка, причиняя выкидыш", – это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в "Учении двенадцати апостолов", одном из древнейших памятников христианской письменности. "Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь", – писал апологет II века Афинагор. "Тот, кто будет человеком, уже человек", – утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. "Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы", – сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: "У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного". Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт "худшими, нежели убийцы". Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием "свободы выбора" женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать. Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака (см. X.3). Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести. XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона , а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может "вместить" высокие требования воздержания, от тех, кому это не "дано" (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на "недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке", а также напомнил пастырям о необходимости "соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни". ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Выдержка из "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (с изменениями на 20 декабря 1999 года)" Статья 32. Согласие на медицинское вмешательство Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения им сведений, предусмотренных частью первой статьи 31 настоящих Основ. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей. Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ. При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Справка о реализации права пациента на информацию и отказ от медицинского вмешательства. Аборт, как и любое другое медицинское хирургическое вмешательство, имеет осложнения. Аборт несет многочисленные отрицательные последствия совершившим его. Это тяжелые психологические последствия, проявляющиеся даже спустя много лет (постабортный синдром), повреждение репродуктивной системы матери, вплоть до бесплодия, которое является одним из самых распространенных последствий прерывания беременности. Установлена и доказана связь между абортом и развитием злокачественных опухолей. Тяжесть осложнений разная, вплоть до смертельного исхода. В отличие от других медицинских процедур, те или иные осложнения при аборте встречаются в 100% случаев. Одним из основополагающих прав человека в правовом обществе является информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него. Это означает, что врач обязан предупредить больного о возможных отрицательных последствиях медицинского вмешательства. Таким образом, существование консультационного пункта не противоречит российскому законодательтству, а находится в полном согласии с ним. ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПИСЬМО от 29 октября 1999 года N 5470/30-3/4 (Выделение редакции.) О Методических рекомендациях Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет для использования в практической работе Методические рекомендации "Обеспечение права граждан на соблюдение конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с этим сведениях, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него". В Методических рекомендациях предложен механизм обеспечения установленных Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан прав граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, а также информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него в системе обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд ОМС просит довести данный методический материал до сведения филиалов территориальных фондов ОМС, а также страховых медицинских организаций и лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования. Заместитель директора В.В.Абоймов УТВЕРЖДАЮ Директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования А.М.Таранов 27 октября 1999 года Обеспечение права граждан на соблюдение конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с этим сведениях, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него Методические рекомендации 1. Введение Права граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью и иных передаваемых им при обращении за медицинской помощью сведений, на информированное добровольное согласие, как предварительное условие для медицинского вмешательства и отказ от него, установлены Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятыми Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года N 5488-1 (далее Основы). В настоящих методических рекомендациях предложен механизм обеспечения установленных Основами прав граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, а также информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него в системе обязательного медицинского страхования. 2. Термины, используемые в методических рекомендациях Пациент - лицо, обратившееся за медицинской помощью, получающее медицинскую помощь и связанные с ней услуги независимо от наличия или отсутствия у него заболевания. Представитель пациента - лицо как юридическое, так и физическое, совершающее действия от имени пациента в силу полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством. Медицинская помощь - лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, осуществляемые при болезнях, травмах, отравлениях, а также при родах. Медицинское вмешательство - любое обследование, лечение и иное действие, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную или исследовательскую направленность, выполняемое врачом либо другим медицинским работником по отношению к конкретному пациенту. Информированное добровольное согласие - добровольное согласие пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство, данное им на основе полученной от лечащего врача полной и всесторонней информации в доступной для пациента форме изложения о цели, характере, способах данного вмешательства, связанном с ним вероятном риске и возможных медико-социальных, психологических, экономических и других последствиях, а также возможных альтернативных видах медицинской помощи и связанных с ними последствиях и риске. Конфиденциальность медицинской информации - доверительность и секретность информации, сообщаемой пациентом медицинскому работнику при обращении и получении медицинской помощи. Врачебная тайна - не подлежащие разглашению сведения о факте обращения пациента за медицинской помощью, диагнозе, и иная информация о состоянии его здоровья и частной жизни, полученные в результате обследования и лечения, профилактики и реабилитации (см.также статью 61 Основ). (…) 3.2. Право пациента на информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства. Право граждан на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него определено правовой нормой статьи 30 "Права пациента" Основ. Согласно упомянутой статье при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 Основ, а также на отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 Основ (пункты 7 и 8 статьи 30). В соответствии со статьей 31 "Право граждан на информацию о состоянии здоровья" Основ каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. Данное положение корреспондируется с правовой нормой, установленной статьей 24 "Права несовершеннолетних " Основ, согласно которой несовершеннолетние имеют право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме, при этом несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 Основ. Согласно статье 32 "Согласие на медицинское вмешательство" необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц данного медицинского учреждения. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения им сведений, предусмотренных частью первой статьи 31 Основ. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации и законных представителей пациента. В соответствии со статьей 33 "Отказ от медицинского вмешательства" Основ гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Основ. При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законном порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц. Условия оказания медицинской помощи без согласия граждан регламентированы правовыми нормами, установленными статьей 34 "Оказание медицинской помощи без согласия граждан" Основ, где определено, что оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей - судом. Оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством. Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда.


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению