На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению
И. Медведева, Т. Шишова
"Новые модели поведения" в образовательных программах и здоровье детей
(доклад, прочитанный на VI Международных Рождественских образовательных чтениях)

(Статья опубликована в составе сборника "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Материалы VI Международных Рождественских образовательных чтений" в разделе "Защитим детей от растления" http://www.pms.orthodoxy.ru/semia/se/0107.htm)

Нравится это кому-то или не нравится, но русская культура принадлежит к числу репрессивных. Не в смысле политических репрессий (обычно именно такая ассоциация приходит на ум людям, не знакомым с культурологическими терминами), а в том смысле, что в нашей культуре подавляются и вытесняются все низменные проявления. Она устремлена вверх, в ней ярко проявлена нравственная вертикаль.

Это не значит, что в России все ходили по струнке и были святыми. Но грех здесь всегда считался грехом, а не "вариантом нормы" (вспомним хотя бы Ивана Грозного и его пусть запоздалое, но покаяние). Самое важное для культуры не реальность, а идеалы: к чему людей призывают, на что ориентируют.

Данная проблема приобретает особую остроту в связи с попыткой внедрения в школы образовательных программ, навязывающих детям так называемые "новые модели поведения". В некоторых случаях это заявляется откровенно, в других авторы предпочитают умалчивать о своих намерениях, но суть от этого не меняется. Речь идет прежде всего о программах полового воспитания, активно внедряющиеся в школьную среду Министерством образования, Российской Ассоциацией "Планирование Семьи" (сокращенно РАПС) и фармацевтическими фирмами.

Какие традиционные основы нарушают подобные программы?

- Прилюдные разговоры взрослых с детьми на интимные темы в нашей культуре строго табуированы. Целомудрие лежит в самом центре русского культурного ядра, и растабуирование этой зоны (а в ряде программ даже предусмотрены специальные уроки по "снятию стыда") грубо нарушает культурную безопасность.

- Дети и секс оказались для разработчиков данных программ вполне совместимыми, хотя для традиционного сознания само это сочетание звучит дико и кощунственно. А ведь один из весьма эффективных приемов подавления чужой воли и дальнейшего ее порабощения как раз и состоит в том, чтобы ввергнуть человека в состояние шока и тем самым снять его психологическую защиту, после чего он становится послушным воском в руках манипулятора. Именно это и происходило с детьми, прошедшими курс сексуального образования, о чем так убедительно рассказала в своей статье А. Добросоцких, журналистка из г. Александрова.

- Содомские грехи объявляются вариантами нормы. В последней программе РАПС, одобренной между прочим и такой вроде бы патриотически настроенной дамой, как М.Н. Лазутова, бисексуальность и гомосексуальность называются "сексуальными ориентациями", а вовсе не извращениями, и перечисляются наряду с гетеросексуальностью.

- По сути единственным грехом оказывается непредохранение от "нежелательной беременности" и неосведомленность в вопросах секса. "Использование презерватива И ОБЯЗАТЕЛЬНО, И РАЗУМНО", -- читаем в той же программе РАПС. И неслучайно программа построена так, что сначала дети узнают о различных методах контрацепции (6 тем), потом -- о женской и мужской сексуальности и различных "ориентациях" (4 темы) и лишь потом -- о любви (1 тема). Вполне естественно, что в такой программе не место глубокому изучению православных традиций в области семейных отношений. Всего одна тема посвящена "Представлениям о семье в основных мировых религиях (христианство, ислам, иудаизм, буддизм). Но на этом же уроке дети должны узнать и об "изменении взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины в современном обществе". Видимо, для пущей надежности, чтобы ничего не перепутали!

- Внедрение секс-программ изменяет традиционные, веками сложившиеся отношения детей и родителей, нарушает возрастную иерархию, открывает дверь в родительские спальни. Больше того, всячески муссируется неграмотность родителей в вопросах секса и, по замыслу идеологов сексуального просвещения, в недалеком будущем дети должны выступить как учителя для своих родителей и других родственников. Диплом "инструктора по безопасному сексу", выдававшийся подросткам в ряде регионов России (напр. в Хабаровском крае) -- это вовсе не курьез и не очередное проявление маразма наших властей, как кажется некоторым. В 1996 году между Всемирной организацией здравоохранения и ЮНЕСКО была подписана декларация "Альянс для развития" (Здоровье и образование). В том числе, в данной декларации говорится и о переходе от традиционного обучения и воспитания по линии "родители- дети" к прямо противоположной -- "дети -- родители". Если это произойдет, то гибель культуры обеспечена, ибо будет нарушена преемственность ее передачи.

Симптоматично, что декларация "Альянс для развития" подписана в рамках решений Каирской конференции по народонаселению, на которой обсуждались пути снижения рождаемости в разных странах. Основная идеологическая цель сексуального образования -- изменение традиционных устоев и привычек, что неизбежно приведет к развалу семьи и повальному отказу от деторождения. Традиционная -- в нашем случае православная культура -- является основным препятствием на пути осуществления этого модернистского проекта, и все силы сейчас бросаются на ее слом.

- Внедрение программ сексульного образования грубо нарушает и традиционные отношения между мальчиками и девочками. Под видом отказа от бесполой педагогики детей фактически лишают пола. Отмена стыда стирает границы между полами. Недаром сейчас так активно пропагандируются бисексуальность и перемена пола, поощряется феминизм и щедро субсидируются гендерные исследования, призванные по возможности устранить различия между мужчинами и женщинами.

Все это способствует созданию так называемого модульного человека, столь любезного идеологам внерелигиозного гражданского общества. По аналогии с модульной мебелью, отличающейся от обычной тем, что ее отдельные предметы легко сочетаются между собой, и из них можно составлять любые комбинации, модульный человек, -- пишет профессор Геллнер, -- "готов к любым переменам (чтобы не сказать переменчив) в своих занятиях и в своей деятельности". Не модульный человек принадлежит к определенной культуре и служит носителем ее установок и ценностей. Модульный же человек живет в обществе изменяющихся союзов и мнений. "Здесь нет как единой, раз навсегда установленной справедливой цены, так и единого способа распределения людей по тем или иным категориям: все это может и должно меняться, и НОРМЫ МОРАЛИ ЭТОМУ НЕ ПРЕПЯТСТВУЮТ". Что ж, при соответствующем воспитании такой человек и в области половых отношений будет отличаться переменчивостью!

Но, может быть, в концепции полового воспитания, разработанной проблемным советом Российской Академии Образования, и вправду, как нас пытаются уверить ее защитники, намечены иные подходы к животрепещущей проблеме? -- Ничуть не бывало! "Сексуальность -- нормальное качество здорового человека", провозглашается в концепции. И эти убеждения педагоги призваны транслировать детям. Среди главных целей полового воспитания указано "формирование у учащихся ответственного отношения к своему телу как к ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ", предполагается рассказывать детям о "физиологической совместимости супругов", оговорена и роль особых центров (отделений РАПСа, поскольку в число разработчиков входит и Гребешева, исполнительный директор РАПС), где дети будут получать более углубленные знания по данному предмету. Так что наступление секс-просветителей на наших детей продолжается.

Но на самом деле проблема еще шире.

Производится попытка в принципе изменить традиционные представления о мире. И за рубежом, и в нашей стране в последние годы появилось множество новых программ, якобы оздоравливающих больных детей. Это "Валеология", "Уроки здоровья", "Здоровый образ жизни", "Педагогика здоровья" и проч. В них тоже включаются сексуальные темы, но дело не только в этом.

Главное, что человек предстает во всех этих программах прежде всего, а часто и исключительно как организм. Причем это не просто изучение законов анатомии (раньше анатомию проходили 1 год в 8-ом классе, и этого было вполне достаточно). "Это должны быть не абстрактные школьные знания, -- говорится в программе "Педагогика здоровья", -- а та точка опоры, с которой ребенок может посмотреть на самого себя, почувствовать свой собственный организм... Осознание себя лучше начинать со строения собственного тела... Такая позиция поможет ребенку прислушаться к своему организму и самому оценить свое физическое состояние."

Что это такое как не воспитание нарциссизма? В ряде случаев на первых занятиях детей прямо учат любоваться своим телом, возлюбить свое тело. Да и в концепции полового воспитания РАО тело не случайно объявлено основой индивидуальной жизни -- это краеугольный камень идеологии подобных программ.

Показателен и подход к эмоциональным состояниям человека в данных программах. Стыд объявляется "отрицательным эмоциональным состоянием", вина и раскаяние -- тоже. А вот что написано о горе и страдании: "Негативное эмоциональное состояние, возникающее при невозможности... удовлетворения важнейших жизненных потребностей... Функция страдания состоит в том же, в чем и функция физической боли -- сообщить человеку (и его окружению), что ему плохо и он нуждается в помощи и заботе. Возникновение эмоции страдания... сигнализирует о том, что человек должен предпринять ряд действий для изменения ситуации, а, возможно, и всего стиля жизни... Страдание... ослабляет человека, обессиливает его..." Совершенно ясно, что это абсолютно не православные установки, а ведь они транслируются ребенку в самом начале его пути, когда он еще очень открыт влиянию авторитетных взрослых!

Нарциссизм -- крайняя степень эгоизма. Отсюда полшага и до психологии сверхчеловека. Если перефразировать одного из героев Достоевского, "пусть весь мир провалится, лишь бы у меня печень была здоровая".

Это с одной стороны. С другой, в обществе нагнетается истерия по поводу ужасающего состояния здоровья наших детей, все время педалируется тема, что каждый ребенок должен быть желанным, а желание это должно быть хорошо обдуманным и взвешенным (это и есть ответственное родительство в понимании РАПС). Недаром И.Гребешева в кругу единомышленников уже заговаривала о принудительной стерилизации маргиналов! А в Министерстве здравоохранения разрабатываются программы планирования семьи для беженцев, безработных, сельского населения и мололежи. Т.е., если так пойдет то под предлогом заботы о здоровье населения (а отсюда недалеко и до заботы о чистоте расы!) для социально незащищенных слоев рождение ребенка станет роскошью и будет требовать высочайшего соизволения. А общество, взращенное на нарциссизме, будет относиться к этому не только спокойно, но даже благожелательно.

Что же касается социально благополучных слоев, то и здесь телоцентризм, усвоенный со школьной скамьи, даст свои плоды. Ведь ребенок может нанести ущерб возлюбленному телу! Женщине -- через беременность, роды и кормление, мужчине через дополнительное напряжение, связанное с заботами о семье. Уже сейчас в Англии каждая 5 женщина сознательно не хочет иметь детей, а Стокгольм был назван в марте 1997 года на Всемирном конгрессе семей постсемейным городом.

А тут как раз появится возможность продолжить род без родов! Генетическая наука, двигаясь семимильными шагами, пришла к возможности клонирования человека. И если для православных людей идея лабораторного создания двойника -- это дьявольский замысел, то для телоцентриста -- это мечта, и для ее реализации он сделает все от него зависящее.

Поэтому, как ни смешно это звучит поначалу, вроде бы совершенно невинные и даже преследующие благородные цели "уроки здоровья" готовят мощное лобби в защиту клонирования человека. Обратите внимание на то, что на недавно состоявшемся в Париже конгрессе по запрещению клонирования, представителей России не было. Вероятно, ее и решили оставить в качестве всемирного полигона для бесконечного продления жизни сильных мира сего.

Очень показательны в этом отношении высказывания академика В. Струнникова, опубликованные в 3-ем номере "Новой газеты" за этот год. "Сегодня я категорически против клонирования, -- говорит академик. -- Но я за то, чтобы вернуться к этому вопросу. В урочный час клонирование с целью сохранения генетических потенций гениев, с целью преодоления бесплодия и с другими благородными целями непременно станет реальностью. И это будет величайшее достижение человечества." А еще раньше читаем: "Первый, кто клонировал человека, был сам Господь Бог (для атеистов -- Природа). Однояйцовые близнецы -- это и есть клонирование в природе".

Что ж, контуры "нового мирового порядка" обрисовываются все четче. Для тех, кто не войдет в разряд гениев (или в "золотой миллиард", это уже по усмотрению политиков), будет "безопасный секс", включающий стерилизацию, а для других клонирование. Таким образом, будут отринуты все те, кого Христос называл "блаженными" и призывал к себе для утоления их печалей. А будет вечная жизнь тела, пустой оболочки. Это и есть мир антихриста, мир подмен. Ведь если формально подойти к проблеме клонирования, то вот она -- вечная жизнь!

Но это дальняя перспектива. А есть и ближайшие, в реальности которых вскоре предстоит убедиться как верующим, так и неверующим.

Если вернуться к сексуальному образованию, то оно неизбежно повлечет за собой психические и сексуальные отклонения, связанные с растабуированием запретов, лежащих в самой сердцевине культуры. Неизбежно и растормаживание нижних этажей психики, где сексуальность соседствует с агрессией. Между прочим, уже сейчас, без всякого сексуального просвещения, 90% новорожденных страдает минимальной мозговой дисфункцией, проявляющейся во множестве случаев в повышенной возбудимости. Что же будет дальше?

Нарушение внутрисемейных связей приведет к росту неуправляемости и дальнейшей криминализации подростков. Соответственно, нас ожидает и рост подростковой наркомании и подросткового алкоголизма.

Необходимо учесть и школьные перегрузки. Введение дополнительных предметов, обременение учащихся лишними знаниями ( напр., на уход за ногтями отводится 2 часа, на уход за волосами -- тоже) вызовет лишь повышенную усталость, что вовсе не будет способствовать оздоровлению детей. Если же разговоры о правильном питании и о чистке зубов будут вестись за счет русского языка, литературы и математики, неизбежно снижение интеллектуального уровня подрастающего поколения. Вместо здоровых и образованных детей мы получим идеальных потребителей контрацептивов, шампуней и проч.

А уж о том, насколько кощунственно звучат разговоры о сбалансированном питании и важности витаминов среди детей, живущих за чертой бедности (а их, между прочим, в нашей стране треть!) и говорить нечего! Для чего это делается? Чтобы ребенок, придя домой, колол глаза своей усталой, измученной матери тем, что она его неправильно кормит и у него будет рахит?

Надо учесть и то, что в нашей культуре, с одной стороны не принято фиксироваться на теле и болезнях, а с другой стороны, многие дети, особенно мальчики, и так излишни мнительны. Следовательно, у них будут развиваться ипохондрические неврозы, что в свою очередь спровоцирует психо-соматические заболевания.(Общеизвестны так называемые "болезни второго курса", когда студенты-медики вдруг обнаруживают у себя симптомы тех заболеваний, которые они проходят в институте. Если такое происходит даже со студентами, гораздо более зрелыми и психически устойчивыми людьми, то что же будет со школьниками?)

Короче говоря, так называемые оздоровительные программы не только не выполнят декларируемую цель, но и будут способствовать дальнейшему ухудшению здоровья детей.

И тем не менее, программы упорно навязываются школам. Естественно, возникает вопрос, кому это выгодно.

Во-первых, фармацевтическим фирмам, заинтересованным в сбыте своей продукции. Это отчетливо просматривается в специфике той или иной программы. Скажем, есть оздоровительная программа, спонсируемая фирмой "Колгейт" -- там очень большое внимание уделено уходу за зубами. В секс-программах, спонсируемых фирмами контрацептивов -- сплошная контрацепция, есть даже история создания презерватива. И т.д. и т.п.

Во-вторых, это выгодно чиновникам, которые почему-то решили, что им удастся приватизировать наших детей.

Это выгодно порнодельцам, заинтересованным в расширении своей клиентуры. Недаром С. Агарков, весьма влиятельная фигура в мире порнобизнеса, стал составителем одной из школьных программ сексуального образования (237 часов, начиная с 5 класса), где преподробнейшим образом должна изучаться история проституции, виды порнографии и проч.

Заинтересованы в сексуальном просвещении детей и так называемые сексуальные меньшинства, которым не терпится переместиться из маргинальных слоев в центр, стать уважаемыми членами общества. И. Кон, главный консультант международного проекта "Половое воспитание российских школьников" получил грант в 50 тыс. долларов за пропаганду гомосексуализма в России. Он же автор книги про гомосексуалистов и лесбиянок.

Выгодно все это и организациям, занимающимся установлением контроля над рождаемостью (Фонд народонаселения ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Всемирный банк), и в целом западным политическим кругам, заинтересованным в ослаблении России.

Ну, и конечно, это выгодно антихристианским силам, заинтересованным в том, чтобы ввергнуть мир в бездну неоязычества. В нашу страну все активнее проникает идеология "Нью-Эйдж" ("Новый век"), по своей сути антихристианская, направленная на воскрешение "ветхого человека". Для "нью-эйджеров" тоже характерен крайний индивидуализм (один из их постулатов гласит: "Невозможно по-настоящему любить другого, если не любишь себя", а "я" провозглашается частью Высшей Реальности), отказ от традиционных религий и традиционных духовных ценностей, эклектизм, разговоры о приоритете общечеловеческого духовного пространства и об условности религиозных границ, пристальное внимание к телу и его отправлениям. В последние годы приверженцы "Нью-Эйдж" все чаще выступают в роли психотерапевтов, владеющих разными техниками, которые якобы помогают людям в поисках смысла жизни и ее духовного измерения. Активно проникают они и в образование, и в сферу профилактической медицины, предлагая с виду безобидные оздоровительные мероприятия, а на самом деле стремясь склонить людей на свою сторону, исподволь прививать им антихристианские взгляды.

Так что если мы допустим, чтобы наши дети усвоили "новые модели поведения", мы рискуем довольно быстро оказаться в мире инферно, ибо мир, отвернувшийся от Христа, неизбежно оказывается во власти Его антагониста. И от всех нас сейчас зависит, сохранит ли при нашей жизни Россия роль "удерживающей" или мы смалодушничаем, о чем, конечно же, скоро но, увы, запоздало пожалеем.

 


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению