На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению

В маске школьного учебника

Ирина МЕДВЕДЕВА, Татьяна ШИШОВА В Париже был такой маленький русский ресторан - Matrioshka ("Матрешка"). В придачу к блинам и борщу там подавали по вечерам и вполне современное блюдо -стриптиз. Но национально окрашенный. На помост выходила теремная девица в сарафане и кокошнике. Балалайка тренькала <Светит месяц>: сарафан, рубаха и исподнее по очереди летели на пол, но главный признак национального костюма - кокошник - продолжал сверкать стеклянными каменьями на голове у барышни. Так она и выплясывала: без порток, но в кокошнике. И парижане приходили в экстаз: <О, это так по- русски! Кель экзотик! Катьюша, браво!> Нам вспомнился этот парижский курьез, когда мы листали проект нового пособия. Оно называется <Здоровье девушек> и предназначено для учениц "9-11-х классов, изучающих основы безопасной жизнедеятельности. Коллектив авторов, в том числе такой зубр сексуального просвещения, как И.И.Соковня-Семенова, проявил не меньшую - изобретательность, чем хозяин русского ресторанчика. Учтя обвинения, ' звучащие в адрес товарищей по цеху, что, мол, не нужны нашим детям иностранные программы по половому воспитанию, авторы срочно принялись шить сарафаны, <национально ориентироваться>. Их пособие пестрит цитатами из Пушкина и Тютчева. Брюсова и Чуковского. А заголовки - именами героев русских народных сказок. Правда, в довольно оригинальном контексте. Например, в таком: <Репродуктивно- безопасное поведение, или Несмеяна в тереме>. В принципе введение сказочных персонажей в учебник - вполне возможный и давно известный педагогический прием (хотя обычно он используется для работы с дошкольниками, а не со старшеклассниками). Но что могла бы сказать в соответствии со своим образом Василиса Премудрая, беседуя с девочками <о заветном>? Ну, наверно, что-нибудь на тему <Береги честь смолоду>, что-то о девичьей гордости, о женской верности, о любви, которая выдерживает самые суровые испытания. И о том, что девочке в свое время предстоит стать матерью. Собственно говоря, все это сообщалось подросткам и в советское время, которое сейчас усиленно пытаются представить как время <бесполой педагогики>. В том числе были книги и специально для девочек (правда, не в статусе школьных пособий). Но авторы этой просветительской литературы старались избегать физиологических подробностей, ибо физиологизм противоречит нашей культурной традиции. И уж, естественно, не сообщали юным читательницам ни о сексе, ни о контрацепции. И делали это с умыслом. Понимая, что в подростковом возрасте <гормон играет>, а тормоза еще слабые, взрослые старались не разжигать в ребятах <нездоровое любопытство>, посему стремились направлять бурлящую энергию в другое русло. Подростков настраивали на то, что половая жизнь в их возрасте вредна во всех отношениях и что этим занимаются только хулиганы и проститутки. Конечно, часть подростков (очень, кстати, незначительная!) пыталась бунтовать, фрондировать, но взрослые сообща гнули свою линию, и именно благодаря этому им удавалось удерживать подростковый бунт в границах нормы. Ибо сам факт подросткового бунта, утверждения своего <я>, что называется, от противного, совершенно нормален, запрограммирован природой. Важно только, чтобы он не выходил из берегов. А для этого берега должны быть высокими и крепкими, иначе неизбежны наводнения. Разговоры о том, что в подростковом возрасте надо поменьше запрещать, поскольку запретный плод сладок, это опасная демагогия, которая ставит подростка в сложнейшую ситуацию. И ведь если взрослые ему уж очень многое дозволяют, он вынужден буквально встать на уши, чтобы совершить нечто недозволенное. Иначе у подростка будет чувство, что он всегда действует по их указке. Поэтому границы дозволенного, наоборот, должны быть достаточно узкими, и тогда, отклонившись от них чуть-чуть, подросток вздохнет с облегчением: он себя показал. Главное, все это уже многократно проверено в странах Запада, где запреты взрослых свелись к минимуму. И что? Теперь там, как пишет Б.Д.Уайтхед в статье <Крах сексуального образования>, нынешнее состояние подростковых нравов свидетельствует о <возвращении к более дарвиновской сексуальной среде> (не правда ли, изящная замена слова <деградация>?). Ну, а мы вернемся к пособию <Здоровье девушек> и посмотрим, что же транслирует нашим школьницам, живущим в счастливое время <поповой педагогики>, Василиса Премудрая постперестроечного призыва. Девственность, оказывается, понятие чисто медицинское. О целомудрии речь вообще не идет, поскольку авторы явно считают это понятие устаревшим. Более того, девочкам рекомендуется использовать тампоны <тампакс>, хотя даже апологеты этого гигиенического изделия признают, что у каждой пятой (!) девочки <тампаксы> вызывают разрыв девственной плевы. Оказывается, подростковый секс - занятие вполне допустимое, нужно только уметь грамотно предохраняться от беременности. А потому <безопасный секс> - это стиль здоровой жизни. Причем авторы поясняют, что здоровым быть модно. Прослеживаете логику? Хочешь быть модной, занимайся <безопасным сексом>. (Кстати, вопрос о его <безопасности> - тоже чистой воды демагогия, поскольку и гормональные контрацептивы, и сам подростковый секс разрушительны для здоровья, но это разговор особый.) Давая девочкам, мягко говоря, такие сомнительные установки, их стараются вывести из-под влияния семьи. Например, внушают, что есть, якобы, закон, по которому <родители девочки старше 15 пет смогут узнать о ее гинекологическом статусе только от дочери или с ее согласия...> Какой же это закон, позвольте спросить? Нет такого закона, а есть безответственные заявления авторов пособия. А что такие заявления провоцируют, надеемся, понятно. Еще один важный аспект. Сейчас все больше людей (в том числе подростков) обращается к религии. В пособии же отчетливо звучит мысль, что религия и ее традиционные ограничения - это вчерашний день. Вообще девочкам внушаются исключительно феминистские взгляды на поведение современной женщины. В русле той же феминистской идеологии рассматривается и проблема абортов. Ни слова не сказано о том, что аборт - это детоубийство. Только про вред для здоровья. Почему? Да потому что разговор о детоубийстве сразу поднимает этот вопрос на принципиально другой уровень - религиозный. А это совсем не нужно сторонникам секспросвета, так как все их постулаты зиждутся на антирелигиозных, антитрадиционных установках. Вот и разговоры о венерических болезнях заводятся отнюдь не для того, чтобы лишний раз напомнить о воздержании. Цель совсем другая - пропаганда презервативов. После лирики о незабываемых мгновениях авторы переходят к суровой прозе - рекомендациям по <этике сексуальных отношений>. Например, к таким: <Пользуйтесь презервативами. Отбрось свой ложный стыд, ты не единственная, кто этого требует. Речь идет о твоем здоровье...> (Напоминаем, пособие обращено ко ВСЕМ школьникам 14-15 лет! - Прим. авт.) Стыд недаром здесь называется ложным, ведь именно стыд есть одна из ос- нов русской культуры. Поэтому пока его не разрушишь, не отменишь, не пришьешь к нему отрицательный эпитет <ложный>, не добьешься результатов. Сколько ни привлекай в помощники ни в чем не повинных героев русских сказок. А вот когда барьер стыда преодолен, можно задушевно - ведь это тоже так по-русски! - побеседовать и о <получении удовольствия> (название подзаголовка). Опять позволим себе несколько цитат, поскольку думаем, что читателям полезно узнать, о чем вскоре будут беседовать школьные василисы премудрые с их дочерьми: <Не надо путать проституцию, явление болезненное, и добровольный секс ради выгоды. Во втором случае... все же элемент избирательности присутствует>. (Дескать, не казнитесь, что пришлось отдаться химику за <пять> в четверти, это все-таки лучше, чем за пять рублей на панели. А главное, не всем подряд: не физкультурнику, не директору, не сторожу. Только химику!) И, разумеется, не забыто в пособии <планирование семьи>. Авторы настоятельно рекомендуют современным девочкам обращаться в центры планирования семьи по самым разным поводам. А чтобы такая наиважнейшая тема была лучше усвоена, опять призывают в помощники сказочных героев - семь пушкинских богатырей. Не в том смысле, что, мол, роди семь богатырей своему любимому мужу, А как раз напротив - где сегодня возьмешь <достаточно просторную жилплощадь, на которой с соблюдением гигиенических норм стояли бы семь богатырских кроваток... Так что, может, не семь? Может, хотя бы шесть?> (После такого запугивания и одного вряд ли захочешь! - Прим. авт.) И следом переход к бодрому, положительно окрашенному рассказу о противозачаточных средствах. И после этого нам будут доказывать, что <планировщики семьи> не ратуют за снижение рождаемости?! Смеем утверждать: не будет на нашей почве разговор взрослых с детьми о сексе естественным, вписанным в культуру. Будет стриптиз в кокошнике. Или - мы тоже не чужды русскому фольклору - очередная инсценировка сказки про Волка и семерых козлят. Только не удастся этому волку изобразить маму-козу. Даже временно, как полагается по сюжету сказки. Импосибль, мадам и мсье. Миль пардон.


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению