На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению

Секс побеждает математику!

"Труд-7" Западная Сибирь, 6 июня 1997 г. 

"Да так и должно быть! - воскликнет читатель, - все основано на любви и от этого никуда не уйти. И чем раньше дети будут знать о красотах и наслаждениях полового акта и сексуальных извращениях, тем меньше будет у них проблем завтра! И лучше дать знания по вопросам секса открыто, грамотно, чем дети получат их через телевидение, кинофильмы, различные журналы и газеты, через разговоры "в подворотнях" и "рассказы бывалых людей". Так или почти так рассуждают в министерстве образования (например, зам. министра образования России Асмолов), различные общественные деятели (например, член Госдумы Лахова) и для подкрепления "разумности", "мудрости" и "дальнозоркости" своих планов кивают на Запад, швецкий и прочий опыт: ну не отставать же нам и в этом! И пошла по России волна "внедрения" сексологии в школьную жизнь, и уже готовят на местах "рапорты об успехах" эпохального начинания в школах России, от которого у подростков совсем нет желания бежать у уроков. И пусть теперь кто-нибудь скажет, что дети не хотят учиться, часто пропускают уроки, а то и не ходят совсем! И текут на проведение этого нововведения немалые деньги (десятки миллиардов рублей) и без того нищего образования России. Вот только на сегодня вопросов много. Ну, например: а как проверить знания, на каком практическом материале убедиться в том, что ученики, изучив "школьный предмет", верно усвоили и правильно на практике используют полученные навыки? А вот вопрос и к министру образования России Кинелеву, постоянно кичившемуся своими демократическими принципами: почему данное нововведение внедряется в школу "сверху", без широкого обсуждения педагогической и научной общественностью, без мнения, наконец, мам, пап, дедушек и бабушек? Не им ли знать все тонкости секса и его опасности? Более того, на местах (по крайней мере в Тюменсткой области) сексология внедряется в школах даже в некоторой тайне. Подробные и разносторонние знания по сексологии в школах дети получают в то время, когда многие ученые и педагоги бьют тревогу о низком качестве знаний школьников, например, по математике. В 1996 г. Центр оценки качества образования Российской Академии образования опубликовал (свершилось, наконец!) результаты алгебраической подготовки учащихся 9-х классов (по 38 регионам России), из которых следует, что 30% школьников не овладели "безусловными, обязательными знаниями, которыми должны владеть все учащиеся", и "без которых дальше учиться нельзя". И даже это признание - не вся правда! По нашим данным, в Тюменском регионе справляются с заданиями обязательного уровня только 16% учащихся. А последние проверки некоторых школ одного из городов дали даже 4%! И это только по алгебре - предмету, находящемуся под контролем государства! А о геометрии и говорить не приходится. Именно по этой причине студентами, по крайней мере тюменских вузов, становятся даже те абитуриенты, которые выполняют вступительные работы по математике на 10-15%, хотя уровень заданий значительно ниже тех, которые даются на выпускных экзаменах в школах, и с которыми они успешно справились (поскольку аттестат получен). И не перестройка в стране виновата в том, что мы отстали от многих и многих стран мира в развитии большинства отраслей промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания и т.д. Перестройка только обнажила наши огромные провалы и прежде всего в постановке и развитии образования в стране. Задуматься бы над всем этим нашим "ответственным" господам, в том числе Кинелеву, Асмолову, Лаховой и др. И тогда бы они (если они ответственные люди) перестали играть в "половые игры", выяснять, какие презервативы (смотрели телевидение?) лучше для нашего народа, а занялись бы работой по выводу России из тяжелого кризисного состояния. И на этом пути только для улучшения математического образования учащихся в школах им бы пришлось решать проблемы исправления крайне низкого управления этим образованием в стране, действительного улучшения программ и учебников, укрепления материальной базы абсолютного большинства школ страны (может быть, тогда в школах появятся хотя бы нормальные классные доски и нормальный мел, наглядные пособия и наборы чертежных инструментов, без которых математике в школах трудно существовать). Им бы пришлось прислушаться к многочисленным голосам педагогов и ученых о действительной необходимости совершенствования форм и методов работы в школах в современных условиях, наконец, пришлось бы действительно решать вопросы школьных кадров, их качества и их социальной нужды. И здесь вновь скрестили шпаги сексология и школьная математика! Оплата труда преподавателей одинаковая, а сложность и ответственность за результаты пред обществом разные. И это в рыночных-то условиях, о которых так любят говорить "ответственные" господа! И таких безответных (может быть, лучше - бесконтрольных) работников в школах становится все больше и больше: психологи, экологи, сексологи и др. В результате нищая школа дорожает при губительном для ребенка снижении фундаментального образования. Победы сексологии над математикой этим не ограничиваются. В Тюмени под руководством и патронажем председателя областного комитета образования при администрации области г-на Новикова В.Г. областной институт повышения квалификации педагогических кадров (с недавних пор Тюменский областной государственный институт развития регионального образования) свернул свою работу по повышению квалификации учителей математики и других фундаментальных дисциплин школьного цикла, уволил немало педагогов-ученых, ликвидировал соответствующие кафедры и лаборатории, отменил курсовую подготовку и т.д., причем сделано это при полнейшем правовом беспределе, за спиной коллектива. Говорят, нет денег. Но теперь в институте открыты три (!) факультета (кого воспитывать?), две кафедры психологии, кафедра правоведения (аж международного), кафедра дизайна, лаборатория телесно- ориентированной психотерапии и многое, многое другое. Институт изготовился выдавать стране сексологов. И теперь в институт ручьем потекут деньги, так как желающие стать за несколько недель занятий сексологами в школах должны прилично зарабатывать ("Надо уметь зарабатывать!" - любимое изречение ответственных лиц), и при этом областной комитет по образованию не затратит ни копейки. Вот молодцы! В очередной раз побита математика, торжествует секс! И это не последнее поражение. 16% успеваемости по обязательному уровню знаний математики не являются уж совсем неожиданным. По признанию многих учителей математики области "учащиеся потеряли интерес к учебе". Учителя часто спрашивают: "Как работать с очень слабыми классами?"; "Как повысить у учащихся интерес к учебе?"; "Дети не хотят учиться. Как заставить, как повысить интерес к школе, изучаемому предмету?"; "Беспокоит качество знаний учащихся. Как его сегодня поднять?"; "Большой процент учащихся совершенно необучаемых по математике. Что с ними делать?"; "Волнует оценка знаний учащихся, соответствие ее знаниям"; "Почему среди детей не считается зазорным списывание? Разве это не вид нечестного поступка?"; "Как заинтересовать детей, если твердят, что им математика не нужна?" и т.д. и т.п. Складывается впечатление, что учитель сам видит слабые результаты своей работы, но не знает, как выйти из создавшегося положения, и даже растерялся. Вот бы на чем сконцентрировать свои усилия "ответственным" работникам. Исследования показали, что учителя математики нуждаются в систематическом пополнении своих знаний, в оказании им эффективной и практической помощи. Но как раз этой возможностью и в предыдущие годы они мало пользовались (в среднем по области один раз в 8-9 лет и не по своей вине, это была политика областного комитета образования). А с нынешних дней и этого у большинства учителей математики области не будет. "Кончился социализм, сейчас другое общество. Они получили высшее образование, а совершенствование своего мастерства - их личные заботы", - так стоит на своем г-н Новиков и добавляет: "А вы все отстали от требований современной жизни". Логика столь же железная, сколь и фальшивая: ну где взять деньги массовому учителю математики для оплаты обучения, если еще и за март нищенская зарплата не получена? А где подучиться, если в традиционном месте закрыли, а в других местах (в университете, пединститутах) еще и не думали начинать? Широко и уверенно зашагала по стране сексология на зависть поверженным классическим и фундаментальным школьным дисциплинам, в том числе математики. Но не будем кричать "ура" и аплодировать авторам за разработку и их ретивым "ответственным" исполнителям за внедрение скотского воспитания наших детей и внуков пока еще в наших школах. Не стоят они этого! Бронислав РУДАКОВ, учитель математики, кандидат физико-математических наук, доцент ТОГИРРО


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению