На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению

"Сравнительный анализ двух моделей полового просвещения американских школьников".

Доклад эксперта Всемирной организации здравоохранения, доцента Российской 

Медицинской Академии (РМАПО) В.М.Маслова 

(Статья опубликована в составе сборника "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Материалы VI Международных Рождественских образовательных чтений" в разделе "Защитим детей от растления" http://www.pms.orthodoxy.ru/semia/se/0107.htm)

Попытки ввести в школах России программы "Половозрастное воспитание. Основы сексологии" и "Половое воспитание школьников России" вызвали в обществе настолько негативную реакцию, что Министерство образования было вынуждено специальным приказом приостановить их реализацию. Отрицательное отношение населения связано не с половым просвещением подростков, а с содержанием программ, которые явно не соответствуют национальным и культурным традициям России. В Америке существуют две концепции сексуального просвещения: "Обучение контрацепции" и "Обучение воздержанию". Их сравнительная характеристика представлена в таблице № 1 (O. McGraw, M. Whitehead, 1991. с изменениями и дополнениями). Таблица 1. Сравнительная характеристика основных положений двух концепций сексуального образования в США. Обучение контрацепции Обучение только воздержанию Половое воздержание - один из способов контрацепции. Половое воздержание - это положительный стиль жизни, поощряющий самоконтроль. Дети становятся сексуально активными раньше и предотвратить это нельзя. Всем детям нужны разумные обоснования полового воздержания до брака и высокий уровень ожиданий взрослых для формирования ценностей воздержания. Основными провозглашаются, по существу, субъективные ценности личности. Основными ценностями провозглашаются правда, добро, семья. Сексуальные права и обязанности сведены к праву мнимо "независимой" личности выбирать то, что хорошо для нее и базируется на ее собственных ценностях и информации, полученной в классе. Сексуальные права и обязанности - не просто права и обязанности личности, они тесно связаны с потребностями общества и кодексом морали. Только малая часть родителей желает влиять на своих детей. Родительское влияние существенно. Учитель - помощник в обеспечении информацией и управлении групповым процессом в классе. Учитель - лидер и образец роли, обеспечивает ясные принципы и руководство. Метод обучения - не директивный. Метод обучения - директивный. Относится только к сексуальности. Возможно использовать для обучения воздержанию от алкоголя, наркотиков и табакокурения. На диаграмме № 1 представлено соотношение финансирования программ планирования семьи и беременностей и абортов у девушек 15-19 лет в США (диаграмма подготовлена по данным G.S. Hsu (1996). График четко показывает: чем больше денег вкладывается в программы "Обучение контрацепции", тем больше число подростковых беременностей и абортов. В 1996 году Конгресс США постановил (публичный закон PL 104-193, известный как "Социальная реформа"): " брак - основа процветающего общества; брак - необходимый институт благополучного общества, в котором поддерживаются интересы детей; поддержка ответственного отцовства и материнства - основа успешного воспитания и развития детей". Законом вместо программ "Обучение контрацепции" вводится программа "Обучение воздержанию", на реализацию которой ежегодно (в 1998 - 2002 годах) выделяется по 50 миллионов долларов. Деньги распределяет Бюро здоровья матери и ребенка по заявкам штатов. На каждые 4 доллара, поступившие от Федерального правительства, штаты дополнительно выделяют 3 доллара. Деньги используются на реализацию программ "Обучение воздержанию", а также, по усмотрению штата, на руководство, консультирование и обследование взрослых с целью содействия половому воздержанию, фокусируя работу на группах с высоким риском рождения детей вне брака. "Термин "обучение воздержанию" означает образовательную или мотивационную программу, которая имеет исключительной целью раскрытие тех положительных сторон жизни (социальных, психологических и связанных со здоровьем), которые могут быть реализованы благодаря половому воздержанию; учит половому воздержанию вне брака как ожидаемому эталону поведения школьников разного возраста; учит, что половое воздержание - единственно верный способ избежать нежелательной беременности, передающихся половым путем заболеваний и других, связанных со здоровьем проблем; учит, что стандартом полового поведения человека являются постоянные моногамные отношения верных друг другу людей, рассматриваемые в тесной взаимосвязи с браком; учит, что половая активность вне брака, обычно имеет отрицательные психологические и физические последствия; учит, что рождение детей вне брака обычно имеет вредные последствия для самих детей, их родителей и общества; учит молодых людей, как отвергать сексуальные предложения, а также какую роль в сексуальных притязаниях играют алкоголь и наркотики; учит важности достижения самостоятельности (самодостаточности) до начала половой активности" (Application Guidance,1997). Задачами программ "Обучение воздержанию" являются: 1. Снизить подростковую беременность, особенно среди девушек 15-17 лет: не более 50 беременностей на 1000 девушек в возрасте 15-17 лет. Исследования показывают, что подростковая беременность и воспитание ребенка оказывают отрицательное влияние на достижение подростками социальной и экономической независимости. Две трети подростков 17 лет хотя бы раз в своей жизни имели половой акт. Приблизительно 82% беременностей среди женщин 15- 19 лет были нежелательными. Программы обучения только воздержанию - путь научить молодых людей принимать решения и развить их способность к этому, что, в свою очередь, позволит уменьшить число нежелательных беременностей. 2. Уменьшить число сексуально активных подростков: не более 15% сексуально активных подростков в возрасте 15 лет, не более 40% сексуально активных подростков в возрасте 17 лет. По всей стране, приблизительно, 53% учеников средней школы имели в своей жизни половой акт. Имеется ряд указаний, что раннее начало подростками половой жизни может иметь отрицательное влияние на их социальное и психологическое развитие. Программы обучения только воздержанию являются способом подготовки молодых людей к принятию решения отложить начало половой жизни на более поздний срок и создания в обществе условий, которые поддерживали бы такое решение. 3. Уменьшить число заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП): гонорея - не более 100 на 100 000, хламидиоз среди женщин 25 лет - не более 5%, сифилис (первичный и вторичный) - не более 4 случаев на 100 000. Возможность избежать заболеваний, передающихся половым путем, а также доступность и качество медицинской помощи при ЗППП - важные факторы предупреждения распространения болезней и их осложнений. Большинство ЗППП приходится на возраст 15-29 лет. В возрасте 21 года, приблизительно, каждый пятый лечился по поводу ЗППП. Методы первичной и вторичной профилактики являются эффективными для безотлагательного уменьшения числа ЗППП. Программы обучения только воздержанию - один из способов подготовки молодых людей к предупреждению ранних сексуальных отношений и заболеваний, передающихся половым путем. 4. Уменьшить число рождений внебрачных детей среди девушек 15-17 лет: не более 50 беременностей на 1000 девушек. Департамент здравоохранения и социальной помощи США сделал приоритетной целью своего стратегического плана 1997 года снижение подростковой беременности (как основной угрозы здоровой и полноценной жизни). Подростковое родительство связывается с невозможностью юных матерей закончить среднюю школу и с началом их знакомства с бедностью." (Application Guidance,1997). Департамент здравоохранения и социальной помощи США установил для штатов с количеством абортов ниже показателей 1995 года премии: пять по 20 миллионов долларов - штатам с наименьшими показателями внебрачных родов, а премию в 25 миллионов долларов - штату с самым низким числом внебрачных родов. Некоторые результаты реализации программ воздержания. После введения программы "Сексуальность, обязательство и семья (Sexuality, Commitment, and Family)" в средней школе San Marcos (Калифорния) число беременностей уменьшилось с 147 на 600 девушек в 1984-85 г.г. до 20 на 800 - в 1986-87 г.г. (D. Richard, 1990). Среди 3500 учениц из 26 школ, участвовавших в программе "Половое приличие: Выбор истинной сексуальной свободы (Sex Respect: The Option of True Sexual Freedom)", беременностей было 5% по сравнению с 9% в контрольной группе и средним национальным показателем года - 10%. До программы "Project Respect" 36% подростков считали половой акт приемлемым, если не наступает беременность, но после - только 18%. До программы 20% подростков заявляли, что всегда успешно противостоят принуждению к половому акту, после так сказали - 39% (Project Respect, 1991). Программа "Откладывание сексуального вовлечения (Postponing Sexual Involvement)" сообщила: число учащихся, вступивших в сексуальный контакт, было на 37 - 80% ниже, чем среди учеников соответствующего возраста, но не участвовавших в программе (M.Howard, J.B. McCabe, 1990). В Вашингтонском отделении "Лучших друзей (Best Friends)" только одна из 400 девушек забеременела, с тех пор как начиналась программа. Для таких же групп девушек среднее число беременностей в штате колеблется между 20 и 70. Одна из девушек объяснила: "Я хочу сохранить свою девственность для человека, с которым вступлю в брак... И я хочу, чтобы мой ребенок имел отца." (L. Witham, 1993). В соответствии с отчетом "Роль ответственности и знаний в снижении рождения детей вне брака у подростков" Департамента образования США: "более низкие шансы столкнуться с родами в подростковом возрасте имеют девушки с сильным самоконтролем, решительно настроенные на получение образования и имеющие родителей, беспокоящихся за них и ожидающих от своих дочерей успехов в учебе" (S.L. Hanson, D.E. Myers, A.L. Ginsburg, 1987). Кроме того, девушки хотят получить помощь в обучении умению сказать "нет" в ответ на сексуальные предожения. В университету Emory при проведении опроса среди 1000 девушек, имевших сексуальный опыт, на вопрос: "Чему бы они больше всего хотели бы научиться, чтобы избежать подростковой беременности?" 84 % ответили: "Тому, как сказать "нет", не оскорбив чувств другого человека" (M. Howard, J.B. McCabe, 1990). А исследование Roper Starch выявило, что 54 % подростков, уже имевших сексуальный опыт, хотят отложить половую жизнь до тех пор, пока они не станут старше (Teens Talk About Sex. SIECUS, 1994.). Таким образом, программы обучения только воздержанию отстаивают воздержание как способ контроля подростками своей сексуальности. Возрос интерес к половому воздержанию и у многих разработчиков программ контрацепции, которые преподносятся как "базирующиеся на воздержании", "плюс воздержание" или "всесторонние" из-за того, что в них упоминают воздержание как один из нескольких вариантов выбора. Такие программы, тем не менее, вводят в заблуждение подростков и значительно подрывают веру в эффектность воздержания. Общими характеристиками таких "всесторонних" или "базирующихся на воздержании" программ являются: 1) убежденность авторов, что подростки неизбежно становятся сексуально активными; 2) пропаганда контрацепции и абортов, негласно разрешающая и одобряющая половую активность подростков; 3) откровенное лукавство: подростка вынуждают делать выбор между отказом от удовольствия (воздержание) и удовольствием (контрацепция), заранее зная, что в силу незрелости подростка выбор будет сделан в пользу контрацепции. Литература: Application Guidance for the Abstinence Education Provision of the 1996 Welfare Law P.L. 104-193. Maternal and Child Health Bureau of U.S. Department of Health and Human Services, 1997. D. Richard. Has Sex Education Failed Our Teenagers?: A Research Report. Focus on the Family Publishing, 1990. G.S. Hsu. Suffer The Children: Title X's Family Planning Failure. Family Research Council, Washington, 1996. L. Witham. As Washington pushes 'safe sex,' others preach abstinence. The Washington Times, October 3, 1993, p. A4. M.Howard and J.B. McCabe Helping Teenagers Postpone Sexual Involvement. Family Planning Perspectives, 22:1, 1990, pp. 21-26. O. McGraw and M. Whitehead. Foundations for Family Life Education. Educational Guidance Institute, 1991. Project Respect. Final Report to the Office of Adolescent Pregnancy Programs, 1985-1990. Bradley, Respect, Inc., 1991. S. L. Hanson, D. E. Myers and A. L. Ginsburg. The Role of Responsibility and Knowledge in Reducing Teenage Out-of-Wedlock Childbearing. Journal of Marriage and the Family, May 1987, p. 253. Teens Talk About Sex: Adolescent Sexuality in the 90's. Roper Starch in association with SIECUS. SIECUS, 1994. Диаграмма N1. Финансирование программ планирование семьи, беременности и аборты среди девушек 15-19 лет в США.


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению