На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению

ДУХОВНОСТЬ И ВОПРОСЫ ПОЛА СРЕДИ ЮНОШЕСТВА

Жигунова Галина Владимировна,

врач детский гинеколог 23 городской поликлиники Минска 

"Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники -- Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 5: 9-10), -- учит Слово Божие. Более десяти лет моя работа связана с девочками-подростками. То, что будет изложено ниже, пусть будет не в осуждение молодым людям и их родителям, но для поиска пути преодоления греха и порожденных грехом болезней души и тела. Для развития человека имеют значение наследственные особенности организма, психологические особенности личности и социальные условия, окружающая среда. Социальные условия сейчас нельзя назвать благоприятными для развития молодых людей. В семье часто наблюдается такая картина: мать занята на работе весь день, отец нередко злоупотребляет спиртными напитками или его совсем нет, времени и денег на духовное развитие детей выделяется мало. Школа загружена учебной программой. Основные воспитатели детей -- телевидение и улица, а также тот пример, который в семье подают им родители. К сожалению, родители не всегда задумываются, насколько важен для ребенка родительский пример. Но именно в их собственных поступках, словах, делах и суждениях скрываются корни тех или иных недостатков поведения их детей. Например, какая, казалось бы, связь между питанием и блудными помыслами? Однако в святоотеческих наставлениях сказано: "Воздерживайся в пище и питии аще хощеши победити блуд". Об этом говорили святые отцы преподобный Нил Синайский, преподобный Макарий Исповедник. Мне приходилось наблюдать, что, начиная с раннего детства, родители приучают своих детей к удовольствиям, получаемым во время потребления пищи. В стремлении усилить удовольствия во время питания молодые люди умножают "приятные" ощущения курением, алкоголем, что приводит к возникновению блудных помыслов. Как правило, девушки склоняются к блуду в компаниях, где изобилуют угощения, сладости, спиртные напитки. Как видим, забота родителей о том, чем бы получше накормить ребенка и как бы заставить его съесть побольше, неосознанно ведет к весьма опасной крайности другого рода: угождение чреву превращается в самоцель, в удовольствие любой ценой. С другой стороны, дети, живущие без наблюдения взрослых, предоставленные самим себе, часто не знают, что, когда и как им есть. В их сознании отсутствует культура питания. Голодный ребенок готов нарушить правила жизни в человеческом обществе, а иногда -- и закон. Родители, занятые младшими детьми, работой или самими собой, не предполагают, что потерянные с точки зрения воспитательного процесса несколько лет отрочества, когда они уже перестают справляться с характером своих детей и не прикладывают к этому душевного труда, ведут к печальным последствиям в дальнейшей жизни подростков. Дети, тем временем, начинают искать свои собственные удовольствия. Надо отметить и то обстоятельство, что средства массовой информации, прежде всего телевидение и видео-, влияют на формирование подростков самым тлетворным образом. Об этом часто говорится; отмечу лишь, что разжигание плотской похоти и утверждение антисоциальных стереотипов поведения в среде молодежи идет с огромной силой и нарастающей скоростью, а противодействия этому в обществе пока не наблюдается. Любовь к чтению, умение сосредоточиться, способность к абстрактному мышлению и практика сочетания в мыслительном процессе категорий абстрактного и конкретного уничтожаются длительным "телевоспитанием" почти полностью. Быть может, наивно звучат сегодня сожаления о том, что из жизни наших семей уходят вечерние сказки, рассказываемые старшими и старейшими членами семьи детям, что уже почти исчезли внутрисемейные (не телевизионные) игры, желание устроить общесемейный праздник... Но даже если все это уходит, то остается открытой главная возможность спасения души ребенка со всем богатством свойственных ей детских, отроческих, юношеских переживаний: это Церковь, Воскресная школа, братство или сестричество единомышленников, молитва, чтение Священного Писания, Церковные Таинства и праздники. Этот кладезь воистину неисчерпаем, и черпать из него могут одновременно и младенцы, и старцы, и юношество, и люди зрелого возраста. В большинстве девушки, которые приходят ко мне на прием, не говорят родителям о своей личной жизни из страха быть ими наказанными, от безразличия со стороны взрослых, от чувства своей мнимой самостоятельности. Не только взаимопонимание, но и простой контакт в отношениях взрослых и детей отсутствует. Дети начинают считать своих родителей несовременными, несправедливыми, неграмотными, скучными -- одним словом, неинтересными. В поисках "интересных" людей, какой-то "необыкновенной" жизни дети пытаются восполнить этот недостаток в случайных компаниях, в сомнительных знакомствах. Эти поиски чаще всего приводят к блуду, внебрачной беременности, алкоголю и наркотикам. Родители же стараются скрывать от окружающих семейные неприятности и конфликты, связанные с детьми. В одиночестве, без совета, без доверительных отношений хоть с кем-нибудь из близких, без помощи, столь необходимой в отроческом возрасте, молодые люди все дальше уходят от истинного понимания смысла жизни, ответственности за себя и за своих родных. О понятиях чести и достоинства, о ценности целомудрия, сохраняемого до брака, общество забыло, а юношество порою и не знало, потому что негде было узнать. Сейчас одной из проблем, осложняющих ситуацию, сложившуюся в молодежной среде, становится безработица. Ситуация, когда девушке или юноше некуда приложить свои силы, негде честно заработать денег, это лишь одна сторона вопроса. Вторая его сторона -- это отсутствие привычки заниматься домашними делами. Такое понятие, как домоводство напрочь исчезло из нашего обихода. Умение "вести дом" мало прививается девушкам матерями, учителями или кем-то иным. В результате блудодеяние становится в глазах некоторых молодых людей частью свободного времяпровождения и считается не только допустимым образом действий, но и приобретает модный оттенок, соответствующий западному образу жизни. И тем не менее, большая половина девушек отрицательно относится к такому унижающему человеческое достоинство поведению. Теперь рассмотрим проблему в аспекте медицинской статистики. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает все большее количество людей. В июле 1996 года в республике было 130 ВИЧ-инфицированных больных, но уже в ноябре того же года их количество достигло 941 человека. Из этого числа 810 больных приходится на Гомельскую область. Такой рост был вызван распространением ВИЧ в основном путем внутривенных инъекций наркотических средств. Возраст больных -- от 15 до 28 лет. 25 % из них -- женщины. В основном это безработные, ученики школ и профессионально-технических училищ. В большинстве случаев "стаж" употребления наркотиков составляет от 3 до 8 лет. Врожденный синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), или ВИЧ, зафиксирован у 7 детей; один ребенок умер. Широкое распространение получает такое остро заразное заболевание, как сифилис, передающийся также бытовым путем. За десять месяцев 1996 года в республике выявлено 4250 больных. Среди тех, кто перенес это заболевание, -- 25 детей в возрасте до 14 лет; из них 11 заразились бытовым путем. Из общего количества больных сифилисом 164 человека -- подростки от 15 до 17 лет, большинство -- ученики школ и профтехучилищ. Врожденный сифилис обнаружен у 4 младенцев. Известен случай, когда акушерка заразилась сифилисом при исполнении своих профессиональных обязанностей. ...В 80-е годы в республике трудно было найти даже одного больного сифилисом, чтобы продемонстрировать студентам проявление этой болезни... Сегодня же больные сифилисом нередко... радуются, что у них выявлен сифилис! Хорошо, говорят, что не СПИД, который не лечится. Количество выявленных больных гонореей снижается, потому что широко распространено самолечение: антибиотики продаются без рецептов. Есть случаи бытового заражения гонореей малолетних детей; среди больных также много подростков. При таком ходе развития ситуации пренебрежение вопросами воспитания подрастающего поколения в духе традиционной народной нравственности и христианского отношения к родительскому долгу недопустимо как для общества, так и для государства. Апокалипсис святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова -- это не просто Книга в конце Библии. Многие его события -- это окружающая нас сегодня живая действительность, свидетелями которой мы являемся. И если всему этому "надлежит быть" (Откр. 1: 1), то современные христиане несут воистину апокалиптическую ответственность за свою жизненную позицию и дела своей веры.


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению