0.В. Филатова, канд. Биол. Наук., г. Барнаул из журнала "Вера, Надежда, Любовь". Барнаульская епархия РАЗМЫШЛЯЯ О ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ Евгений Евтушенко назвал как-то XX век веком социальных катаклизмов и мирового космополитизма. Можно придумать еще много синонимов для нашего бурного времени. Одним из показателей, веяний текущего момента являются хлынувшие с запада социальные программы планирования семьи, полового воспитания и т.п. Школам предлагаются программы, напоминающие скорее пособие по сексологии и сексопатологии, книжный рынок пестрит богато иллюстрированными руководствами для взрослых и детей. Родители, схватившись за голову, считают, что если детям в самом раннем возрасте объяснить что к чему, это убережет их от возможного насилия. Врачи, объединившись в женскую организацию, облегченно вздыхают со страниц газеты, что теперь наконец-то будет решен вопрос с ранними беременностями и вензаболеваниями у подростков. Настоящая статья представляет собой результат поисков ответа на вопрос, какую же альтернативу можно противопоставить предложенной программе полового воспитания. ИСТОРИЯ ВОПРОСА В европейской истории можно выделить две сексуальных революции, т.е. два значительно длительных периода переоценки сексуальности человека и сексуальных отношений. Первый относится к эпохе распада римской империи и формирования христианской культуры, второй - ко второй половине XX века. Исследователи античности отмечают в качестве одной из ее особенностей проникновение полового элемента во все сферы жизни (специфические божества, свободное проявление полового элемента в общественной жизни, литературе, искусстве). Славою женщины-римлянки считалось наличие большого числа мужчин-любовников. Целомудрие и добродетель оценивались как доказательство уродливости женщины. Примеры и свидетельства развращенности, царящей в эту эпоху, составили не один том. Исследователи античности неоднократно приходили к выводу, что кризис и гибель этой культуры были тесно связаны с духовно-нравственным вырождением. Г. К. Честертон писал: "К несчастью античной цивилизации, для огромного большинства древних не было ничего на мистическом пути, кроме глухих природных сил - таких как пол, рост, смерть: Древние сочли половую жизнь простой и невинной - и все на свете простые вещи потеряли невинность. Половую жизнь нельзя приравнивать к таким простым занятиям как сон или еда. Когда пол перестает быть слугой, он мгновенно становится деспотом. По той или иной причине он занимает особое, ни с чем ни сравнимое место в человеческом естестве; никому еще не удалось обойтись без ограничения и очищения своей половой жизни". Характеризуя это время, он справедливо утверждал, что "христианство явилось в мир, чтобы исцелить его, и лечило единственно возможным способом - аскезой". Христианство осуществляет принципиальное изменение смысла сексуальности. Сексуальность как вечно живое "животное в человеке" (Платон) становится проявлением "единомудрия и целомудрия" супругов. В таинстве брака сексуальность освящается и превращается в свидетельство любви, в "реальное вхождение в сферу бесконечного бытия", "в противоядие смертности". Содержание сексуальной революции, которую на протяжении нескольких столетий осуществляло христианство, заключалось в утверждении принципа моногамии, и в одухотворении отношений между мужчиной и женщиной, и в утверждении аскетизма, как формы духовной свободы человека. Вторую сексуальную революцию, вернее контрреволюцию, европейская цивилизация переживает с середины XX века. Ее символическим началом можно считать выход в свет в 1953 году журнала "Плейбой". Сегодня уже можно говорить о ее реальных последствиях. Это - раннее начало половой жизни, увеличение числа половых партнеров. Рост числа разводов, легализация гомосексуализма, нарастающая эпидемия СПИДа, распространение венерических заболеваний и изматывающая бездуховность. Для нее характерен негативизм по отношению к моральным ценностям христианства и обращение к язычеству как эталону понимания сексуальности. Единственное реальное средство сохранить нравственность, а вместе с тем жизнь и здоровье в условиях ярой экспансии разврата - это вспомнить и жить так как жили наши предки. ВСТРЕЧА И ЛЮБОВЬ В истоке, в начале любого брака - лежит встреча. Встреча юноши и девушки, мужчины и женщины. Встреча - это абсолютно неслучайное, но промысли- тельное событие в жизни двух людей. Встреча - это не первое знакомство, хотя эти два события - встреча и знакомство, могут совпадать - любовь с первого взгляда. Встреча - это некое уязвление, зарождение чувства, это начало откровения, которое мы и называем любовью. Встреча в ее мистико-психологическом смысле может состояться после многих лет знакомства. Если брак строится на правильных духовных основах, то момент встречи, как переживание постоянно обновляющего чувства, всегда присутствует у супругов. Как это хорошо показано в "Старосветских помещиках" у Н. В. Гоголя. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, а за ними и многие тысячи вполне реально существовавших и существующих семей, опровергают слова С. Надсона: "Только утро любви хорошо..." Обновление чувства встречи возможно, как правило, только в Боге. Если же этого нет, то между супругами возникает дурное привыкание и сглаживается переживание встречи как абсолютно уникального и неповторимого события в жизни супругов. Завершением встречи является брак. Но это не всегда так. У Дж. Джерома есть прекрасно-правдивый рассказ об английском семействе, где муж и жена "уважали друг друга". Но совместные скорби и труды открыли их Друг для друга, т.е. встреча произошла позже их бракосочетания. Церковные браки по благословению очень часто даруют эту встречу уже после браковенчания. Святые отцы говорили, что в браке надо стараться избегать грубых несоответствий в возрасте, образовании, внешних данных. Но вместе с тем никто никогда не углублялся в такие тонкости; никто не сверял параметры совместимости. Чудо брака состоит еще и в том, что Господь часто соединяет, казалось бы несоединимое. В браке всегда происходит узнавание образа Божия в супруге и вообще в человеке, называемое откровением. Этот процесс всегда взаимный. Откровение и любовь - это тождество. Не может быть познания и откровения вне любви. Вне любви рождается ложное знание. Откровение может сужаться или сглаживаться вовсе, если супруги (или кто-то из супругов) сходит со стези духовной жизни. Откровение есть отблеск вечного. Само действие браковенчания и благословение Божие на брак имеют силу очного воссоединения супругов в Боге. Есть две меры одухотворенности и благочестия в Боге, относительно таинства семьи и брака. Одна мера - это полнота осознания того, что мистически, духовно, муж и жена всегда один или одна. Вторая мера также приемлема, но рангом ниже, и допускает второй и даже третий браки в случаях смерти одного из супругов, или других крайних обстоятельствах. Полнота благодати и огромные возможности ровного самораскрытия в Церкви Христовой указывают нам на то, что полигамные браки - это снисхождение Божие к определенному духовному состоянию и возможностям того или иного народа. Христианская моногамия - это подлинный возврат в Эдем, к прародительскому браку до грехопадения. Необходимо отметить, что в Православии брачные < половые отношения никогда не считались греховными или постыдными, и вместе с тем подробности интимных отношений всегда были сокрыты, были тайной. Также, безусловно, существовало религиозно-нравственное нормирование половых отношений, которое не допускало беспорядочных связей, измен и т.п. Блуд воспринимался не как моральная проблема, а аскетологическая. Безрезультатными бывают увещевания в адрес человека, который бросил ради другой или другого свою семью. В ответ он мог бы сказать: "Я ничего не могу с собой поделать - то, что мной владеет сильнее меня:" И он будет прав. Поскольку блуд и уныние - следствие воздействия демонических сил. АРХЕТИПИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СЕМЬИ Целью любого брака является домостроительство семьи. Семья - одна из мировых вселенских тайн, вечное установление Божие. Первым сакральным лицом семьи является Отец. Отец имеет свойство рождать детей. И по плоти и духовно. Если отец предстательствует за детей в Боге, то Господь Сам открывает путь каждого из детей к Богу, и отец старается способствовать тому, чтобы дети шли этим путем. Отец - это воплощенная жертвенность и любовь. Он - тот, кто осознает, что молитвой, скорбями, терпением он призван к искуплению грехов рода. Отец своей жизнью выпрямляет путь рода к Богу. Отец имеет силу и власть благословлять детей именем Божиим. Отец - господин для своих близких. Отец - это и слуга для своих близких. Отец семьи отчасти распространяет свое отцовство и на жену, как и Адам был по плоти отцом для Евы. Второе священное лицо - Сын. Сын всегда меньше отца. Даже если он и больше отца, он все равно об этом не знает, ибо он благоговеет перед отцом. Существует роковой, демонический ареал в отношении отца и сына. Следуя ему до конца, сын обязательно должен или убить отца, или противопоставиться отцу. Так случилось с Кроном, отцом Зевса. Так было с Лаем, отцом Эдипа. И эту демоническую планиду психология знает под именем эдипова комплекса. Но З. Фрейд, будучи неоязычником, в своей приверженности языческой мифологеме, намеренно не заметил, что Сын Божий - Иисус Христос препобеждает эти роковые отношения. И являет нам это прежде всего его молитва в Гефсиманском саду. З. Фрейд относился к греческой мифологии как к психической реальности, но не захотел отнестись к реальности Иисуса Христа даже как к мифологии. Сын - чадо послушания. Никто не может стать отцом, не пройдя искус сыновства. Послушание - это прямой путь сына к обретению отцовства. Отношения Отца и Сына всегда иерархичны. Подлинная иерархичность благодатна и исполнена любви, но и определенной строгости. Ибо у хорошего отца всегда есть задача приготовить сына к трудностям, скорбям этой жизни. Третьим священным лицом в семье является жена, Мать. Женское начало в семье имеет также свою антиномию. Женщина по своему происхождению - вторична. Не муж от жены, но жена от мужа - говорит апостол (1 Кор. 11, 8). А по достоинству -равна мужу. Нравственная архетипическая основа женщины - целомудрие. В своей предельной полноте оно выражено в Пресвятой Деве Богородице. Как известно, тайна Божией Матери состоит в том, что она дева и родила Сына Божия. Будучи Матерью, осталась Непорочной. И это двуединство не могло не отразиться и на богородичном характере христианского благочестия у женщины христианки. Русский народ накопил в результате почти тысячелетней истории определенный духовный и культурный потенциал, который не успел иссякнуть даже за годы советской власти. Русские женщины являются желанными невестами для западных женихов. В цивилизованном мире даже сложилась поговорка, что "рай - это английский дом, китайский повар, американская зарплата и русская жена, а ад - это китайский дом, английский повар, русская зарплата и американская жена". МОДА И ПРАВОСЛАВИЕ В простой, иногда кажущейся примитивной жизни наших предков все было подчинено целомудрию, даже одежда человека. Мужской костюм состоял из длинной, до колен, рубахи навыпуск и широких шаровар, или, как их раньше называли портов. Если мужчина выходил со двора, то поверх рубашки он всегда надевал кафтан - длинную верхнюю одежду ниже колен. Женщины носили сарафан поверх длинной рубашки обязательно с длинными рукавами. Сарафан расширялся практически от плеча и не имел ничего общего с той одеждой, которую мы привыкли видеть на артистках различных ансамблей народного танца и песни. Выходя из дома, женщина или девушка еще поверх сарафана надевала телогрею - пышную нарядную оборку на коротких бретелях, достигающую талии. В особо торжественных случаях, например, идя в церковь, надевался шугай - одежда, похожая на телогрею, но с рукавами. Платье никогда не прилегало к телу, не подчеркивало, не выказывало его формы. Но при этом всегда имело свою собственную эстетическую форму, позволявшую любоваться человеком, не оскверняя себя и его нечистыми мыслями. Почти до конца прошлого столетия юбка практически закрывала ноги женщины, причем так одевались не только в России, но во всех христианских странах. До восемнадцатого века одежда до колен закрывала и ноги мужчины, а праздничное мужское платье носилось по щиколотку. Мужская сорочка еще в начале нашего века носилась навыпуск, прихваченная пояском. Даже в самую жаркую пору,, на самых грязных работах - на покосе, при ловле рыбы, на огороде, при чистке хлева - крестьянин никогда не снимал рубахи, предпочитая намочить или измазать ее, но не обнажать тела. Что это - дремучее невежество? Самоистязание? Нет. Целомудренная одежда наших предков была призвана охранять стыдливость женщины, не раздражать и не уязвлять взгляда мужчин, не разжигать похоти. Понятие о святости брака, чистоте и непорочности брачного ложа, обязанность воспитания в целомудрии и телесной чистоте своих детей, отношение к греху блуда - вот, что легло в основу народного костюма. Неблагочестивый наряд оскорбляет и подавляет стыдливость, разжигает чувственность своего обладателя. Совершенно определенным было отношение к косметике. Считалось что краситься - большой грех, человек через это портит и искажает образ естества человеческого, дополняет то, чего не дал Господь, создает поддельную красоту, что ведет к развращению, и эти люди будут в аду. ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКА-ХРИСТИАНИНА Воспитание мальчиков в любой стране являет собой краеугольный камень педагогики. Какие воспитываются у нас мальчики - от этого будет зависеть судьба державы нашей. Воинское воспитание мальчика, формирующее мужество прежде всего - фундамент характера мальчика. Формы обучения, где есть элементы воинского воспитания могут быть самыми различными, - начиная от спортивных секций и заканчивая летними трудовыми лагерями. Христианская педагогика подразумевает формирование в мальчиках патриотизма, любви к Родине, любви к природе. Воспитание юноши как будущего отца и мужа предполагает развитие чувства ответственности, жертвенности, строгости, великодушия и трудолюбия. Русский мальчик должен с детства привыкнуть исповедоваться и советоваться с духовником. Это нормальное духовное отправление. Духовник, точно так же как и семейный врач, зная много лет особенности душевного устроения мальчика (позже юноши), быстро и правильно может , распознать истоки того или иного порока, духовного кризиса и т.п. В заключение можно перечислить важные нравственные качества и психологические способности, которые особенно актуальны в воспитании сегодняшних мальчиков. Это - патриотизм, мужество, понятие о грехе, опыт покаяния в Боге; опыт благодати, радости и покоя после искренней молитвы, близость с природой, жертвенность, чувство стыда и жалости, терпимость к любой мировоззренческой позиции на фоне спокойного и глубокого осознания своей. ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧКИ-ХРИСТИАНКИ Как в воспитании мальчиков, так и девочек существуют общие принципы, подходы и общие проблемы. Так принцип освоения культурно-исторического и религиозного отечественного наследия остается общепедагогическим. Основополагающим и положительным нравственным идеалом для русской девушки должен быть идеал добропорядочной жены и заботливой матери. Именно такая, совсем непопулярная сегодня и старая, как мир, установка на замужество и рождение детей и есть одновременно и подлинно государственный и нравственно осмысленный подход в деле воспитания девочки. В связи с эти главным охранительным нравственным чувством, которое всегда формировало облик русской девушки, было (и есть сегодня и будет всегда) - целомудрие. Кроме этого можно говорить о других чувствах. Это - терпеливость, жалость и милосердие, Это и хозяйственность, т.е. особая домашность девушки - будущей жены и хозяйки. Православная Церковь является кладезем великих примеров и идеалов для подражания. И для наших сегодняшних девочек и девушек таковым прежде всего является житие Самой Божией Матери. Ибо Пречистая Дева и есть кладезь целомудрия и чистоты. Это также и святые образы жен-мироносиц, святых мучениц и преподобных. Назидает девушку-христианку и жизнь и подвиг той святой, именем которой она наречена во святом крещении. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Несмотря на то, что Алтайский край официально не присоединился к программе полового воспитания российских школьников, в школах пытаются ввести фоки по половому воспитанию. Со страниц газет раздаются сетования о том, что пока ведутся споры об уроках полового воспитания, подростки тем временем рожают ^внеплановых" детей, лечатся в вендиспансерах, "садятся на иглу" и находят еще много способов приятно провести время ("Молодежь Алтая", № 1, 1998 г.). По словам родителей, чада которых учатся в школе N 25 г. Барнаула, где на уроках валеологии уже преподали половое воспитание в третьих классах, дети собираются во дворе, дрожа от возбуждения обсуждают содержание этих уроков. Родители беспомощно сокрушаются о том, что знания, преподанные детям в третьем классе, они обязательно попробуют на практике в четвертом. Пропедевтика половой техники или популяризация психогигиены половых отношений самих по себе ставит с ног на голову половое воспитание, каким оно должно быть. Вместо преподавания детям нравственности, формирования в мальчиках мужественности а в девочках женственности под видом полового воспитания осуществляется духовное растление детей. Чрезмерная открытость в презентации половых отношений на уроках по половому воспитанию приводит не к регулированию оных, а к подогреванию в детях чувственности, к утрате чувства стыда. Дети еще меньше чем взрослые, могут регулировать свои чувства, поэтому после уроков полового воспитания они воспримут христианство как запретительную систему, с прямым или молчаливым протестом против нее. Материалистически воспитанным людям, не знакомым даже с азами Православия, практически невозможно уяснить себе простую истину, что без таинств, в частности без таинства евхаристии, заповеди превращаются в запреты, а христианство - в очередную философскую систему. При написании статьи использованы следующие источники: Священник Сергий Николаев "Православным о моде", Б. В. Ничипоров "Введение в христианскую психологию", И.В. Силуянова "Современная медицина и православие"