На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению
РАЗМЫШЛЯЯ О ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ





0.В. Филатова, канд. Биол. Наук., г. Барнаул 

из журнала "Вера, Надежда, Любовь". 

Барнаульская епархия



      РАЗМЫШЛЯЯ О ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ 





     Евгений Евтушенко назвал как-то XX век веком 

социальных катаклизмов и мирового космополитизма. 

Можно придумать еще много синонимов для нашего 

бурного времени. Одним из показателей, веяний 

текущего момента являются хлынувшие с запада 

социальные программы планирования семьи, полового 

воспитания и т.п. Школам предлагаются программы, 

напоминающие скорее пособие по сексологии и 

сексопатологии, книжный рынок пестрит богато 

иллюстрированными руководствами для взрослых и 

детей. Родители, схватившись за голову, считают, что 

если детям в самом раннем возрасте объяснить что к 

чему, это убережет их от возможного насилия. Врачи, 

объединившись в женскую организацию, облегченно 

вздыхают со страниц газеты, что теперь наконец-то 

будет решен вопрос с ранними беременностями и 

вензаболеваниями у подростков. Настоящая статья 

представляет собой результат поисков ответа на 

вопрос, какую же альтернативу можно 

противопоставить предложенной программе полового 

воспитания. 





            ИСТОРИЯ ВОПРОСА 



    В европейской истории можно выделить две 

сексуальных революции, т.е. два значительно 

длительных периода переоценки сексуальности 

человека и сексуальных отношений. Первый относится 

к эпохе распада римской империи и формирования 

христианской культуры, второй - ко второй половине 

XX века. 



    Исследователи античности отмечают в качестве одной 

из ее особенностей проникновение полового элемента 

во все сферы жизни (специфические божества, 

свободное проявление полового элемента в 

общественной жизни, литературе, искусстве). Славою 

женщины-римлянки считалось наличие большого 

числа мужчин-любовников. Целомудрие и 

добродетель оценивались как доказательство 

уродливости женщины. Примеры и свидетельства 

развращенности, царящей в эту эпоху, составили не 

один том. Исследователи античности неоднократно 

приходили к выводу, что кризис и гибель этой 

культуры были тесно связаны с духовно-нравственным 

вырождением. 

    Г. К. Честертон писал: "К несчастью античной 

цивилизации, для огромного большинства древних не 

было ничего на мистическом пути, кроме глухих 

природных сил - таких как пол, рост, смерть: Древние 

сочли половую жизнь простой и невинной - и все на 

свете простые вещи потеряли невинность. Половую 

жизнь нельзя приравнивать к таким простым занятиям 

как сон или еда. Когда пол перестает быть слугой, он 

мгновенно становится деспотом. По той или иной 

причине он занимает особое, ни с чем ни сравнимое 

место в человеческом естестве; никому еще не 

удалось обойтись без ограничения и очищения своей 

половой жизни". Характеризуя это время, он 

справедливо утверждал, что "христианство явилось в 

мир, чтобы исцелить его, и лечило единственно 

возможным способом - аскезой". 

    Христианство осуществляет принципиальное 

изменение смысла сексуальности. Сексуальность как 

вечно живое "животное в человеке" (Платон) 

становится проявлением "единомудрия и целомудрия" 

супругов. В таинстве брака сексуальность освящается 

и превращается в свидетельство любви, в "реальное 

вхождение в сферу бесконечного бытия", "в 

противоядие смертности". Содержание сексуальной 

революции, которую на протяжении нескольких 

столетий осуществляло христианство, заключалось в 

утверждении принципа моногамии, и в одухотворении 

отношений между мужчиной и женщиной, и в 

утверждении аскетизма, как формы духовной свободы 

человека. Вторую сексуальную революцию, вернее 

контрреволюцию, европейская цивилизация 

переживает с середины XX века. Ее символическим 

началом можно считать выход в свет в 1953 году 

журнала "Плейбой". Сегодня уже можно говорить о ее 

реальных последствиях. Это - раннее начало половой 

жизни, увеличение числа половых партнеров. Рост 

числа разводов, легализация гомосексуализма, 

нарастающая эпидемия СПИДа, распространение 

венерических заболеваний и изматывающая 

бездуховность. Для нее характерен негативизм по 

отношению к моральным ценностям христианства и 

обращение к язычеству как эталону понимания 

сексуальности. 

    Единственное реальное средство сохранить 

нравственность, а вместе с тем жизнь и здоровье в 

условиях ярой экспансии разврата - это вспомнить и 

жить так как жили наши предки. 





            ВСТРЕЧА И ЛЮБОВЬ 



    В истоке, в начале любого брака - лежит встреча. 

Встреча юноши и девушки, мужчины и женщины. 

Встреча - это абсолютно неслучайное, но промысли-

тельное событие в жизни двух людей. 

Встреча - это не первое знакомство, хотя эти два 

события - встреча и знакомство, могут совпадать -

любовь с первого взгляда. Встреча - это некое 

уязвление, зарождение чувства, это начало 

откровения, которое мы и называем любовью. Встреча 

в ее мистико-психологическом смысле может 

состояться после многих лет знакомства. 

Если брак строится на правильных духовных основах, 

то момент встречи, как переживание постоянно 

обновляющего чувства, всегда присутствует у 

супругов. Как это хорошо показано в "Старосветских 

помещиках" у Н. В. Гоголя. Афанасий Иванович и 

Пульхерия Ивановна, а за ними и многие тысячи 

вполне реально существовавших и существующих 

семей, опровергают слова С. Надсона: "Только утро 

любви хорошо..." 

    Обновление чувства встречи возможно, как правило, 

только в Боге. Если же этого нет, то между супругами 

возникает дурное привыкание и сглаживается 

переживание встречи как абсолютно уникального и 

неповторимого события в жизни супругов. 

    Завершением встречи является брак. Но это не всегда 

так. У Дж. Джерома есть прекрасно-правдивый рассказ 

об английском семействе, где муж и жена "уважали 

друг друга". Но совместные скорби и труды открыли их 

Друг для друга, т.е. встреча произошла позже их 

бракосочетания. Церковные браки по благословению 

очень часто даруют эту встречу уже после 

браковенчания.

    Святые отцы говорили, что в браке надо стараться 

избегать грубых несоответствий в возрасте, 

образовании, внешних данных. Но вместе с тем никто 

никогда не углублялся в такие тонкости; никто не 

сверял параметры совместимости. Чудо брака состоит 

еще и в том, что Господь часто соединяет, казалось 

бы несоединимое.

    В браке всегда происходит узнавание образа Божия в 

супруге и вообще в человеке, называемое 

откровением. Этот процесс всегда взаимный. 

Откровение и любовь - это тождество. Не может быть 

познания и откровения вне любви. Вне любви 

рождается ложное знание. Откровение может 

сужаться или сглаживаться вовсе, если супруги (или 

кто-то из супругов) сходит со стези духовной жизни. 

Откровение есть отблеск вечного. Само действие 

браковенчания и благословение Божие на брак имеют 

силу очного воссоединения супругов в Боге. 

    Есть две меры одухотворенности и благочестия в 

Боге, относительно таинства семьи и брака. Одна 

мера - это полнота осознания того, что мистически, 

духовно, муж и жена всегда один или одна. Вторая 

мера также приемлема, но рангом ниже, и допускает 

второй и даже третий браки в случаях смерти одного 

из супругов, или других крайних обстоятельствах. 

Полнота благодати и огромные возможности ровного 

самораскрытия в Церкви Христовой указывают нам на 

то, что полигамные браки - это снисхождение Божие к 

определенному духовному состоянию и возможностям 

того или иного народа. Христианская моногамия - это 

подлинный возврат в Эдем, к прародительскому браку 

до грехопадения. Необходимо отметить, что в 

Православии брачные < половые отношения никогда 

не считались греховными или постыдными, и вместе с 

тем подробности интимных отношений всегда были 

сокрыты, были тайной. Также, безусловно, 

существовало религиозно-нравственное 

нормирование половых отношений, которое не 

допускало беспорядочных связей, измен и т.п. Блуд 

воспринимался не как моральная проблема, а 

аскетологическая. Безрезультатными бывают 

увещевания в адрес человека, который бросил ради 

другой или другого свою семью. В ответ он мог бы 

сказать: "Я ничего не могу с собой поделать - то, что 

мной владеет сильнее меня:" И он будет прав. 

Поскольку блуд и уныние - следствие воздействия 

демонических сил.







      АРХЕТИПИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СЕМЬИ 



    Целью  любого брака является домостроительство 

семьи. Семья - одна из мировых вселенских тайн, 

вечное установление Божие. 

    Первым сакральным лицом семьи является Отец. 

Отец имеет свойство рождать детей. И по плоти и 

духовно. Если отец предстательствует за детей в Боге, 

то Господь Сам открывает путь каждого из детей к 

Богу, и отец старается способствовать тому, чтобы 

дети шли этим путем. 

Отец - это воплощенная жертвенность и любовь. Он - 

тот, кто осознает, что молитвой, скорбями, терпением 

он призван к искуплению грехов рода. Отец своей 

жизнью выпрямляет путь рода к Богу. Отец имеет силу 

и власть благословлять детей именем Божиим. Отец - 

господин для своих близких. Отец - это и слуга для 

своих близких. Отец семьи отчасти распространяет 

свое отцовство и на жену, как и Адам был по плоти 

отцом для Евы. 

Второе священное лицо - Сын. Сын всегда меньше 

отца. Даже если он и больше отца, он все равно об 

этом не знает, ибо он благоговеет перед отцом. 

Существует роковой, демонический ареал в 

отношении отца и сына. Следуя ему до конца, сын 

обязательно должен или убить отца, или 

противопоставиться отцу. Так случилось с Кроном, 

отцом Зевса. Так было с Лаем, отцом Эдипа. И эту 

демоническую планиду психология знает под именем 

эдипова комплекса. Но З. Фрейд, будучи 

неоязычником, в своей приверженности языческой 

мифологеме, намеренно не заметил, что Сын Божий - 

Иисус Христос препобеждает эти роковые отношения. 

И являет нам это прежде всего его молитва в 

Гефсиманском саду. З. Фрейд относился к греческой 

мифологии как к психической реальности, но не 

захотел отнестись к реальности Иисуса Христа даже 

как к мифологии. Сын - чадо послушания. Никто не 

может стать отцом, не пройдя искус сыновства. 

Послушание - это прямой путь сына к обретению 

отцовства. Отношения Отца и Сына всегда 

иерархичны. Подлинная иерархичность благодатна и 

исполнена любви, но и определенной строгости. Ибо у 

хорошего отца всегда есть задача приготовить сына к 

трудностям, скорбям этой жизни. 

Третьим священным лицом в семье является жена, 

Мать. Женское начало в семье имеет также свою 

антиномию. Женщина по своему происхождению -

вторична. Не муж от жены, но жена от мужа - говорит 

апостол (1 Кор. 11, 8). А по достоинству -равна мужу. 

Нравственная архетипическая основа женщины - 

целомудрие. В своей предельной полноте оно 

выражено в Пресвятой Деве Богородице. Как 

известно, тайна Божией Матери состоит в том, что она 

дева и родила Сына Божия. Будучи Матерью, осталась 

Непорочной. И это двуединство не могло не 

отразиться и на богородичном характере 

христианского благочестия у женщины христианки. 

Русский народ накопил в результате почти 

тысячелетней истории определенный духовный и 

культурный потенциал, который не успел иссякнуть 

даже за годы советской власти. Русские женщины 

являются желанными невестами для западных 

женихов. В цивилизованном мире даже сложилась 

поговорка, что "рай - это английский дом, китайский 

повар, американская зарплата и русская жена, а ад 

- это китайский дом, английский повар, русская 

зарплата и американская жена".







        МОДА И ПРАВОСЛАВИЕ 



    В простой, иногда кажущейся примитивной жизни 

наших предков все было подчинено целомудрию, даже 

одежда человека. Мужской костюм состоял из 

длинной, до колен, рубахи навыпуск и широких 

шаровар, или, как их раньше называли портов. Если 

мужчина выходил со двора, то поверх рубашки он 

всегда надевал кафтан - длинную верхнюю одежду 

ниже колен. Женщины носили сарафан поверх 

длинной рубашки обязательно с длинными рукавами. 

Сарафан расширялся практически от плеча и не имел 

ничего общего с той одеждой, которую мы привыкли 

видеть на артистках различных ансамблей народного 

танца и песни. Выходя из дома, женщина или девушка 

еще поверх сарафана надевала телогрею - пышную 

нарядную оборку на коротких бретелях, достигающую 

талии. В особо торжественных случаях, например, идя 

в церковь, надевался шугай - одежда, похожая на 

телогрею, но с рукавами. Платье никогда не прилегало 

к телу, не подчеркивало, не выказывало его формы. 

Но при этом всегда имело свою собственную 

эстетическую форму, позволявшую любоваться 

человеком, не оскверняя себя и его нечистыми 

мыслями. Почти до конца прошлого столетия юбка 

практически закрывала ноги женщины, причем так 

одевались не только в России, но во всех 

христианских странах. До восемнадцатого века одежда 

до колен закрывала и ноги мужчины, а праздничное 

мужское платье носилось по щиколотку. Мужская 

сорочка еще в начале нашего века носилась навыпуск, 

прихваченная пояском. Даже в самую жаркую пору,, на 

самых грязных работах - на покосе, при ловле рыбы, 

на огороде, при чистке хлева - крестьянин никогда не 

снимал рубахи, предпочитая намочить или измазать 

ее, но не обнажать тела. 



    Что это - дремучее невежество? Самоистязание? Нет. 

Целомудренная одежда наших предков была призвана 

охранять стыдливость женщины, не раздражать и не 

уязвлять взгляда мужчин, не разжигать похоти. 

Понятие о святости брака, чистоте и непорочности 

брачного ложа, обязанность воспитания в целомудрии 

и телесной чистоте своих детей, отношение к греху 

блуда - вот, что легло в основу народного костюма. 

Неблагочестивый наряд оскорбляет и подавляет 

стыдливость, разжигает чувственность своего 

обладателя. 

    Совершенно определенным было отношение к 

косметике. Считалось что краситься - большой грех, 

человек через это портит и искажает образ естества 

человеческого, дополняет то, чего не дал Господь, 

создает поддельную красоту, что ведет к 

развращению, и эти люди будут в аду.







        ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКА-ХРИСТИАНИНА 



    Воспитание мальчиков в любой стране являет собой 

краеугольный камень педагогики. Какие 

воспитываются у нас мальчики - от этого будет 

зависеть судьба державы нашей. Воинское воспитание 

мальчика, формирующее мужество прежде всего - 

фундамент характера мальчика. Формы обучения, где 

есть элементы воинского воспитания могут быть 

самыми различными, - начиная от спортивных секций 

и заканчивая летними трудовыми лагерями. 

Христианская педагогика подразумевает 

формирование в мальчиках патриотизма, любви к 

Родине, любви к природе. Воспитание юноши как 

будущего отца и мужа предполагает развитие чувства 

ответственности, жертвенности, строгости, 

великодушия и трудолюбия. Русский мальчик должен с 

детства привыкнуть исповедоваться и советоваться с 

духовником. Это нормальное духовное отправление. 

Духовник, точно так же как и семейный врач, зная 

много лет особенности душевного устроения мальчика 

(позже юноши), быстро и правильно может , 

распознать истоки того или иного порока, духовного 

кризиса и т.п. 

    В заключение можно перечислить важные 

нравственные качества и психологические 

способности, которые особенно актуальны в 

воспитании сегодняшних мальчиков. Это - патриотизм, 

мужество, понятие о грехе, опыт покаяния в Боге; опыт 

благодати, радости и покоя после искренней молитвы, 

близость с природой, жертвенность, чувство стыда и 

жалости, терпимость к любой мировоззренческой 

позиции на фоне спокойного и глубокого осознания 

своей.







    ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧКИ-ХРИСТИАНКИ 



    Как в воспитании мальчиков, так и девочек 

существуют общие принципы, подходы и общие проблемы. 

Так принцип освоения культурно-исторического и 

религиозного отечественного наследия остается 

общепедагогическим. Основополагающим и 

положительным нравственным идеалом для русской 

девушки должен быть идеал добропорядочной жены и 

заботливой матери. Именно такая, совсем 

непопулярная сегодня и старая, как мир, установка на 

замужество и рождение детей и есть одновременно и 

подлинно государственный и нравственно 

осмысленный подход в деле воспитания девочки. 

В связи с эти главным охранительным нравственным 

чувством, которое всегда формировало облик русской 

девушки, было (и есть сегодня и будет всегда) - 

целомудрие. Кроме этого можно говорить о других 

чувствах. Это - терпеливость, жалость и милосердие, 

Это и хозяйственность, т.е. особая домашность 

девушки - будущей жены и хозяйки. 

Православная Церковь является кладезем великих 

примеров и идеалов для подражания. И для наших 

сегодняшних девочек и девушек таковым прежде всего 

является житие Самой Божией Матери. Ибо Пречистая 

Дева и есть кладезь целомудрия и чистоты. Это также 

и святые образы жен-мироносиц, святых мучениц и 

преподобных. Назидает девушку-христианку и жизнь и 

подвиг той святой, именем которой она наречена во 

святом крещении.





        ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 



    Несмотря на то, что Алтайский край официально не 

присоединился к программе полового воспитания 

российских школьников, в школах пытаются ввести 

фоки по половому воспитанию. Со страниц газет 

раздаются сетования о том, что пока ведутся споры об 

уроках полового воспитания, подростки тем временем 

рожают ^внеплановых" детей, лечатся в 

вендиспансерах, "садятся на иглу" и находят еще 

много способов приятно провести время ("Молодежь 

Алтая", № 1, 1998 г.). 



    По словам родителей, чада которых учатся в школе N  

25 г. Барнаула, где на уроках валеологии уже 

преподали половое воспитание в третьих классах, 

дети собираются во дворе, дрожа от возбуждения 

обсуждают содержание этих уроков. Родители 

беспомощно сокрушаются о том, что знания, 

преподанные детям в третьем классе, они 

обязательно попробуют на практике в четвертом. 

Пропедевтика половой техники или популяризация 

психогигиены половых отношений самих по себе 

ставит с ног на голову половое воспитание, каким оно 

должно быть. Вместо преподавания детям 

нравственности, формирования в мальчиках 

мужественности а в девочках женственности под 

видом полового воспитания осуществляется духовное 

растление детей. Чрезмерная открытость в 

презентации половых отношений на уроках по 

половому воспитанию приводит не к регулированию 

оных, а к подогреванию в детях чувственности, к 

утрате чувства стыда. Дети еще меньше чем 

взрослые, могут регулировать свои чувства, поэтому 

после уроков полового воспитания они воспримут 

христианство как запретительную систему, с прямым 

или молчаливым протестом против нее. 

Материалистически воспитанным людям, не знакомым 

даже с азами Православия, практически невозможно 

уяснить себе простую истину, что без таинств, в 

частности без таинства евхаристии, заповеди 

превращаются в запреты, а христианство - в 

очередную философскую систему.



При написании статьи использованы следующие 

источники: Священник Сергий Николаев 

"Православным о моде", Б. В. Ничипоров "Введение в 

христианскую психологию", И.В. Силуянова 

"Современная медицина и православие" 


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению