В здоровом теле - здоровый дух? (О популярном курсе валеологии) Сергей ГОМАЮНОВ, кандидат исторических наук, доцент Вятского госпедуниверситета. Многим памятно, как совсем недавно кипели страсти вокруг законопроекта о "репродуктивных правах" наших соотечественников, который предусматривал введение нового школьного предмета по половому воспитанию с первого класса. При повторном обсуждении в Государственной Думе законопроект был отклонен. Казалось бы, можно вздохнуть спокойно. Но известно, что беда не приходит одна... При входе в главный корпус Вятского госпедуниверситета вас встречает объявление, приглашающее к посещению курса валеологии для всех желающих. Курсы проходят на базе волеологического центра, уже несколько лет действующего в стенах университета. Подготовительные кадры валеологов уже сегодня работают в некоторых детских садах и школах г.Кирова. Перспективы же у новой дисциплины с загадочным названием, по-видимому, блестящи. Согласно "Основным положениям концепции очередного этапа реформирования системы образования" (см. газету "1 сентября" за 19 авг. 1997 г.), "развитию системы валеологических и психологических служб" в сфере образования будет уделяться большое внимание. Что же скрывается под вывеской "валеологии"? Дисциплина, претендующая на статус научной, имеет весьма расплывчатое представление о своем предмете. Валеология подается как наука о здоровом образе жизни. Мотивы введения нового предмета вроде бы ясны: сегодня наблюдается резкое ухудшение здоровья наших граждан, особенно детей. Приходя в школу, дети из потенциально больных скоро превращаются в реально больных. О каком уж тут обучении вести речь? "В связи с этим, - заявляют авторы "Основных положений", - одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, учащихся и студентов, формирования у них ценности здоровья и здорового образа жизни". Так о чем же этот предмет - о здоровье или о здоровом образе жизни? Если о здоровье, так за ним призваны наблюдать медики, в задачу которых входит и профилактика заболеваний, включающая обязательное просвещение населения. "Нет, - говорят валеологи, - наша наука не медицинская, а педагогическая". С этих позиций и попытаемся посмотреть на то, что она предлагает. Сразу оговоримся, что мы оставим без внимания множество вполне приемлемых и понятных советов, которые дают валеологи ребятам: о том, как беречь зрение, следить за осанкой, избегать плоскостопия, о вреде пьянства, курения, наркотиков и т.п., так как эти советы носят частный для данной дисциплины характер. Об этом говорили, говорят и будут всегда говорить с ребятами и родители, и педагоги, когда речь идет действительно о здоровье. Нас же будет интересовать концептуальный уровень валеологии, ее ценностные ориентации, влияющие на мировоззрение детей. Педагогика, как известно, включает в себя образование и воспитание. Образование предполагает, что обучаемому будет преподан некоторый образ жизни, жизненный идеал, исходя из которого человек должен уяснить смысл своего бытия, ради чего следует жить, к чему стремиться. Кроме того, поскольку валеология имеет дело с самим человеком, предполагается, что она формирует представление о том, кто есть человек, какова структура его внутреннего мира, что в нем первично, что вторично. Знакомство с программами по валеологии, предлагаемыми и будущим педагогам, и детям, показывают, что для данной науки человек в первую очередь есть тело. О человеческой душе здесь прямо ничего не говорится, хотя ее наличие, как мы далее увидим, подразумевается. С точки зрения валеологии вся жизнь человека зависит от того, здорово ли твое тело. Будущих педагогов учат сначала тому, как провести диагностику своего состояния здоровья: по выносливости, давлению, пульсу, различным характеристикам мочи, мозолям на стопах, ногтям, лысине и т.д. Такое комплексное обследование даст предсказуемый результат: вы больны, надо немедленно укреплять здоровье. И вот тут-то в программе валеологии заложены моменты, которые людям, далеким от педагогики, совершенно не видны. Ведь прежде, чем заниматься профилактикой болезней, надо заранее договориться, что мы будем понимать под телом и причинами его заболеваний. Если, по слову апостольскому, "тело - во Христе" (Кол. 2,17), если тело наше сотворено с тем, чтобы быть храмом Бога Живаго (2 Кор. 6,16), хранить мир Божий (Кол. 3,15), тогда и болезнь тела есть следствие греховного образа жизни. Но совсем иные представления о теле в валеологии. Обратимся к программе валеологии для учеников первого класса. Вскоре после темы "Откуда берутся дети" ребята знакомятся с телом. Знакомство начинается с чрева. Тело - это фабрика, чрево в ней - кухня, желудок - скороварка с привратником у входа (язык, губы и зубы), передвижением пищи занимается начальник станции - глотка. За всеми знаниями, которые получает школьник, не трудно увидеть основной образ: тело - это механизм. Отсюда и болезнь - это поломка механизма, лечение - ремонт. Дерзнем продолжить аналогии: начало тайны жизни - механический акт, старение - изнашивание механизма, смерть - в механизме сели аккумуляторы. Чувствуете, какая нравственность будет произрастать из таких образов? Но знакомство с чревом как средоточением жизни человека имеет еще и смысл антропологический. Православной аскетике известно, что именно угождение любезному для всех лукавому владыке - чреву является основой многих страстей, генетически с ним связанных: нечувствием (окаменением сердца, жестокосердием), прекословием, высокомерием, дерзостью, леностью, гневом, сребролюбием и др. Здесь-то и становится понятным, какой образ жизни приуготовляется ребятам валеологами за внешней заботой о здоровье. Чревоугодие является основой еще одной страсти - блудной. В программе для педагогов-валеологов соответствующий раздел занимает видное место и рассматривается с точки зрения и сексологии, и детской сексуальности. Не будем останавливаться на этом, помня призыв ап. Павла: "А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас" (Еф. 5,3). Отметим только, что в отношении детей валеологи исходят из следующей установки: дошкольник уже сексуально активен. Программы и для учителей, и для школьников предусматривают подробное знакомство и с тем, как избежать рождения нежеланных детей, как правильно планировать рост семьи (не случайно работники отделений Российской ассоциации планирования семьи - РАПСа - частые консультанты в валеологических центрах). Изредка в разговоре о теле и его функциях в поле зрения валеологии попадает и душа, здоровье которой полностью зависит от здорового образа жизни тела. Например, в разделе о личной гигиене можно узнать, что желательно кушать через каждые три часа, иначе страсти овладевают нами. Если мы не позавтракали, то к 14 часам становимся агрессивными (а по канонам православным, например, в монастырях полагается первый раз вкушать лишь после утренней литургии); если же вечером не поели, то происходят выброс гормонов, чем и объясняется рост преступности в ночное время. Сейчас обратимся к воспитательной стороне валеологии. Телесный механизм требует питания, которым является энергия. Человек получает энергию разными путями, например, через вкусную и здоровую пищу. Но организму этого мало. Надо научить его питаться энергетикой окружающей среды. Валеология в этом отношении плюралистична. Она открыта для любых методик и традиций, связанных с накачкой человека энергией. Тем самым она полностью следует установке "Основных положений концепции...", согласно которым предусматривается "выделение особого, находящегося под специальной государственной защитой статуса Детства - как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий". В зависимости от широты подходов педагога он может, например, рассказывая о закаливании, познакомить ребят с "нетрадиционными методами". Здесь и система Порфирия Иванова, и у-шу с обязательной медитацией и освобождением энергетических каналов от пробок. Для предотвращения стрессов можно порекомендовать йоготерапию. Вся эта смесь язычества и оккультизма выдается за научный подход к проблеме охраны здоровья человека. А вообще простор для творчества в валеологии достаточно широк. В одном классе, например, педагог начал с того, что стал обучать детей тому, как надо правильно улыбаться. Оказывается, и здесь есть стандарт: при улыбке должно быть видно по 8 зубов в каждом ряду. Чей же это стандарт? Как тут не вспомнить трафаретные приклеенные американские улыбки, которые, по мысли американских психологов, располагают партнера к контакту с тобой. Да и сама "наука" валеология родилась на Западе: в ее основу положена американская программа здорового образа жизни "Познай себя". Так не будет ли более честным определять валеологию не как науку о здоровом образе жизни, а как пропаганду американского образа жизни с его крайне примитивным представлением о человеке и смысле его бытия? Конечно, после всего сказанного остается много вопросов: почему необходимость такого предмета особо прописывается в "Основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы образования"; почему "здоровый образ жизни" требует снижения учебной нагрузки до 20% за счет классических, особенно гуманитарных, дисциплин; почему ребята, ведущие такой "здоровый образ жизни", заведомо должны резко сдать в интеллектуальном уровне развития (в "Основных положениях..." предусматривается снижение требований, предъявляемых к выпускникам школ, замена экзаменов системой "национального тестирования" (!? - С.Г.))? Но конечная ответственность за ребят все-таки лежит на исполнителях программ, подобных валеологии. Братья и сестры, прислушайтесь, не к нам ли обращены слова Спасителя: "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф. 18,17)? Последуем же совету апостола: "Не будьте сообщниками их" и "не участвуйте в бесплодных делах тьмы" (Еф. 5; 7,11). P.S. Когда эта статья уже была написана и подготовлена для отправки в редакцию, объявление о наборе на курсы популярной валеологии в педуниверситете было снято. На его месте появилось другое объявление, текст которого я приведу целиком. В комментариях оно не нуждается: "Вниманию всех желающих!!! 12 ноября (среда), с 16-30 час. состоится первое занятие спецкурса "Проблемы эзотерической валеологии". Лектор и демонстратор - Пантелеев М.С. Спецкурс рассчитан на 6 занятий (каждое занятие - 1 ч. 25 мин.). Основные вопросы: энергетическое и астральное строение человека, чакры, лечебная магия, гигиена мысли, экстрасенсорное целительство (методы, средства, практические приемы), духовная терапия, виртуальная реальность и другие). Адрес: ул. Свободы, 122, 2 этаж, каб. 206. Цена билета на 1 лекцию и практический показ 5 тыс. руб. Начало последующих занятий + целительство по договоренности со слушателями". "Епархиальный Вятский вестник", 1 (93), 1998