На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению
Методические предпосылки и программа курса
"Отношения полов, брак и семья".

“Лучше зажечь одну свечу,
чем сто раз проклясть темноту”
(английская пословица)

  1. Чем обусловлена важность этой учебной дисциплины?
    Самой природой человека и ее общественными проявлениями.
  2. Почему она необходима именно сегодня?
    В результате исторических перемен ХХ века во всем мире и в России традиционный подход к предмету оказывается недостаточным. От нас требуется осознанный и целенаправленный ответ на возникающие перед нами вопросы.
  3. В чем причина трудностей и конфликтов, с нею связанных?
    Большая часть учебных и программных материалов на эту тему отражает те губительные воздействия, которые наша страна испытала за последние 15 лет, не имея ни иммунитета, ни ресурсов для противостояния им. В качестве альтернативы нередко предлагаются устаревшие материалы низкого качества, также приносящие немалый вред. Это происходит на фоне пассивности и неосведомленности населения, особенно преподавателей и родителей.
  4. Возможно ли преодолеть эти трудности?
    Да, возможно. На сегодняшний день обстановка во многом стабилизировалась, повысился интерес к национальному возрождению, к социальной и политической жизни, к смыслу происходящих событий. Многочисленные примеры доказывают возможность национального взаимопонимания и сотрудничества в сферах образования, идеологии и социальной политики.
  5. Каким образом это достигается в данном случае?
    В учебном курсе “Отношения полов, брак и семья” реализованы следующие принципы:
  6. Кому предназначается курс?
    Есть несколько категорий слушателей, причем каждой категории соответствует свой состав материала и свои формы обучения основные и дополнительные (см. таблицу 1).
  7. Как он проводится?
    Программа курса организована с максимальной гибкостью, так что легко отобрать материал для любых конкретных условий. Продолжительность и интенсивность обучения может варьировать от разовых бесед на отдельные темы до 120-часового годичного курса с экзаменом. Семинары, беседы и диспуты базируются как на памятниках литературы и произведениях искусства, так и на материале текущих событий культурной, социальной и политической жизни.Нижеследующая программа (таблица 2) содержит обширный перечень учебных разделов с характеристиками для каждой категории слушателей (обязательные, рекомендуемые, возможные). В некоторых случаях, как указано, аудитория разделяется на мужскую и женскую.


Таблица 1. Категории слушателей и формы обучения

категории слушателей

формы обучения

урок

лекция

семинар

беседа

диспут

1

школьники старших классов

осн.

-

-

доп.

доп.

2

студенты соответствующего профиля

-

осн.

осн.

-

доп.

3

преподаватели

доп.

осн.

осн.

доп.

доп.

4

работники сфер законодательства, управления, правосудия, медицины, социальных служб

-

осн.

доп.

осн.

доп.

5

работники культуры, СМИ

-

доп.

осн.

осн.

доп.

6

лица, вступающие в брак

-

доп.

доп.

осн.

-

7

все желающие (общедоступный лекторий)

-

осн.

-

осн.

доп.

Таблица 2. Программа курса

Характеристики разделов:
о ─ обязательный
р ─ рекомендуемый
в ─ возможный
- ─ неприменим
* ─ раздельная аудитория

Учебные разделы

категории слушателей

1

2

3

4

5

6

7

1.1

Актуальность темы. Оценка текущей обстановки. Обзор учебных задач и содержания курса.

в

р

о

р

в

в

в

1.2

Мужчина и женщина. Различие между полами - физическое, душевное, социальное. Взамиодополнение.

в

р

о

о

о

о

р

1.3

Особенность природы человека: единство половых отношений, брака и семьи. Нарушение единства.

о

о

о

о

о

о

р

2.1

Брак: двое в союзе тела, души и духа. Норма и уклонения от нее. Исторические формы брака.

о

о

о

р

р

в

в

2.2

Брак и безбрачие: два альтернативных образа жизни. Особенности, предпосылки и выбор.

о

о

о

р

р

-

р

2.3

Телесная связь, влюбленность, любовь: внешнее сходство и коренное различие.

о

о

о

о

о

о

р

2.4

“Что такое любовь?...” Единая природа любви в различных ее проявлениях. Основа брака.

о

о

о

р

р

о

в

2.5

Влюбленность: состояние души. Возникновение, развитие, результаты.

о

о

о

р

р

-

в

2.6

Телесная связь и половое влечение. Характерные заблуждения прошлого и настоящего.

о

о

о

р

р

о

р

3.1

Чистота как образ мысли и жизни. Нормы поведения и их место в жизни человека.

о

о

о

р

р

о

в

3.2

Эстетика в действии. Связь искусства и литературы с отношениями полов.

в

р

о

в

о

в

р

3.3

Разврат и его проявления. Проституция. Порнография. Половые извращения. Венерические болезни.

в

р

о

о

о

-

в

3.4

“Половая революция” ХХ века. Основоположники, достижения, последствия.

-

р

о

о

о

-

р

3.5

Фрейдизм в массовом сознании ХХ века. Психоанализ и его происхождение.

-

р

о

р

о

-

р

4.1

“Как найти свою судьбу?...” Поиски супруга: историко-социальный обзор, практические выводы.

р

р

р

о

р

-

в

4.2

Заключение брака. Таинство брака, обычаи, суеверия, заблуждения.

в

р

р

о

р

о

в

4.3

За запертой дверью. Физиология и этика супружеской связи.

-

в*

в*

р*

р*

о *

-

5.1

Семья. Связь поколений как средство сохранения культуры и выживания общества.

о

о

о

в

в

в

р

Учебные разделы

категории слушателей

1

2

3

4

5

6

7

5.2

“Планирование семьи”: история, идеология, геополитика. Демографическая агрессия. Аборт.

о

о

о

о

о

о

р

5.3

Материнство и отцовство. Единый принцип в основе супружеских и родительских отношений.

р

о

о

о

о

о

р

5.4

Воспитание детей. Распространенные заблуждения. Трудности сегодняшнего дня. Практические выводы.

-

в

о

р

о

о

р

5.5

Расширенная семья. Отношения с родственниками: историческая перспектива и сегодняшняя реальность.

-

-

р

р

р

о *

в*

5.6

Болезни и гибель семьи. Развод. Безбрачная жизнь, в т.ч. с детьми. Повторный брак.

-

-

р

о

о

-

в*

5.7

Семья под ударом. Внутренние угрозы семейной жизни. Развод “по согласию”.

-

-

р

о

р

о *

в*

5.8

Семья под ударом. Внешние факторы разрушения семьи и противодействие им.

-

в

о

о

о

о

р


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению