На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению
Алла ДОКУЧАЕВА
ДОБРЫЙ ЗАЩИТНИК - "ЖУРАВУШКА"



Гостиная - это как производное от гостя. Дорогого и долгожданного. Сначала без имен и фамилий - несколько поистине леденящих душу историй. О том, как возле церкви нашли брошенного замерзающего пятилетнего мальчика, его лечили в 13-й больнице, где он жил месяца три, поскольку некуда было девать, а летом привезли сюда. Или такая ситуация: отец лишен родительских прав, 12-летний сын жил с матерью в общежитии, после ее гибели в пьяной драке его оттуда выселили, полгода скитался по подвалам, ночевал в подъезде, научился выпивать, подворовывать. Другого привели сюда потому, что матери нет, а отец-пьяница без конца меняет сожительниц, обитает в грязном подвале, сына бьет, выгоняет. Мальчик, давно уже школьного возраста, не знал ни одной буквы, в школу никогда не ходил. У одного родители в тюрьме, у другого - беспробудно пьют, дети - даже не скажешь "брошены" - они выброшены взрослыми родственниками "за ненадобностью".

Кто в теремочке живёт

Скромный двухэтажный дом на улице Кремлевской с вывеской "Центр защиты детства "Журавушка" в официальных документах именуется центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Для беспризорных детей, чьи истории вкратце изложены выше, здесь есть гостиная. Только так она называется, а не приют- ни в коем случае, хотя функции вроде бы похожие: отмыть, накормить, дать крышу над головой до той поры, пока не освободится место в детдоме или вдруг кто-то не возьмет на воспитание. Это "пока" часто длится годами, и потому с самого начала, когда "Журавушка" открывалась шесть лет тому назад, ее первый директор, а ныне депутат Госсобрания РБ Флорида Шарифулловна Фартукова вместе со своими сотрудниками выработала правило: детей отмыть не только и не столько от внешней грязи, сколько от внутренней скверны. Значит, им должно быть тепло от заботы доброй, ласковой - той, которой они не знали в семье, считая с малолетства, что мир вокруг злой, несправедливый и подчиняется только жестоким волчьим законам.

Гостиная, в которой сейчас живут 15 дорогих гостей - дети от 5 до 15 лет, - это целый этаж с несколькими светлыми спаленками, маленькой столовой, где в меню непременно фрукты, соки, витамины, с уютной игровой комнатой, санитарно-гигиеническим блоком, кабинетами врачей и психологов.

При мне собирались на прогулку. 13-летняя Ксюша (ее в шутку директор Любовь Николаевна Факова называет Ксенией Алексеевной, потому что она любит возиться с малышами) осторожно, чтобы не помять пышные банты в волосах, надевала шапочку шестилетней Любаше, которая на ходу согласилась рассказать стихотворение, а молчаливый Женя Аккуратов только посматривал, с ясной улыбкой, как ему застегивают шубку . За окном разрумянившийся Юра Лапонов, которому скоро 15, расчищал снег во дворе.

Сюда беспризорных ребятишек приводят соседи, учителя, направляют инспектора по делам несовершеннолетних. Грязные, завшивленные, бледные от недоедания, в рваной одежде - такими они здесь появляются. Сегодня это вполне благополучные дети - хорошо одетые, чистенькие, с пухлыми щечками. Другое дело, что еще немало проблем и со здоровьем, и с психикой, но они уже нацелены на правильный путь.

Чтобы сжечь плохие слова

Флорида Шарифулловна: "Вспоминаю, как уволила одного воспитателя. Жалуется, причем не в первый раз, на мальчика - грязно ругается, даже его, воспитателя, обзывает нецензурно. Пытаюсь урезонить: он же в семье других слов не слышал, с ним надо постепенно, терпеливо. Прибегает снова с возмущением: "Ужасный мальчишка. Или он, или я". Пришлось принять решение: конечно, он".

Любовь Николаевна: "Мне воспитательница говорит то же самое про Артура. Попробуйте, просит, со своей стороны на него воздействовать. Зову его к себе, а он: "Я эти слова плохие на бумажке написал и сжег". Если бы только "плохие слова"! А то ведь и воровство, и алкоголизм, и наркотики. Кроме постоянных обитателей "Журавушки", есть дети, которые ночуют дома, а днем - здесь, за ними не просто присматривают, но и заботятся о них медики, психологи, воспитатели и повара.

В кабинете психолога Эльвина Робертовна Яппарова проводит тренинг с "мальчиком со стороны". Таких детей, которые нуждаются в психологической коррекции (и чем раньше она начнется, тем меньше риск, что их тоже утянет улица), проходит через "Журавушку" очень много, только за последние полгода здесь в той или иной степени помощь оказана 8000 детей. В это число попадают и те, с кем занимается логопед, часть - из благополучных семей.

...Комната врача. Надежда Николаевна Торопова, педиатр, следит за здоровьем тех, кто в гостиной. Еще один кабинет уставлен литературой о ранней беременности, венерических болезнях. Специалист по планированию семьи и сексуальному воспитанию врач Ирина Сергеевна Мельникова считает, что Калининский район по наличию ее профессиональных проблем, да и других сложностей в подростковой среде - один из самых трудных в городе: не слишком благоустроенные Шакша, Максимовка, Федоровка, удаленный от центра огромный микрорайон Инорс, переживающее в последнее десятилетие экономические кризисы УМПО - все это не лучшим образом отразилось на семейных взаимоотношениях, а следовательно, в первую очередь - на детях. Ирина Сергеевна постоянно выступает с беседами в школах, интернатах, поскольку о самых интимных вещах умеет говорить серьезно и доходчиво, подростковый "телефон" передает, что ей можно рассказать о таком, что не каждому родителю доверишь.

Назначенные мамами

С беспризорными детьми (чаще, увы, при живых родителях!), с трудными из неблагополучных семей далеко не каждый педагог или врач умеет найти общий язык. Поэтому в центре особый отбор сотрудников. Если бы хороший художник попробовал нарисовать их портреты, то при всей непохожести лиц он уловил бы нечто общее: доброту и умение сочувствовать. Вера Витальевна Остапенко (сначала была воспитателем, теперь - заместитель директора) и ее муж Анатолий Николаевич, отвечающий за техническое обслуживание всего здания, называются патронатной семьей, потому что полтора года тому назад взяли к себе двух ребятишек - брата и сестру Антошу и Рахильку. Это при том, что своих детей четверо: их возраст 25, 22, 13 и 11 лет. Собственно, именно старшие сыновья и уговорили родителей пойти на этот шаг. Приходили к ним на работу, видели несчастных ребятишек (отца нет, мать - наркоманка, пропала неизвестно где) и жалели. Три месяца готовили Антошку к школе - в восемь лет он не знал ни одной буквы, теперь второклассник, учится без "троек". Ежемесячно на взятых детей Остапенко получают по 2200 рублей, но разве деньгами можно измерить то домашнее тепло, которым окружены безнадзорные в прошлом дети. А начиналось с того, что, когда еще эти дети жили в гостиной, малышка в голос ревела, прощаясь на ночь с воспитательницей Верой Витальевной: "Мама, не уходи!".

Флорида Шарифулловна: "И меня мамой называли, и воспитателей. А мы к ним и относимся как к своим. Помню, перед Новым годом спрашиваю, кто что хочет на праздничный стол. Курицу захотели - с финансами на первых порах было трудно, купила сама в магазине и принесла".

Нынче надо отдать должное администрации Калининского района, управлению народного образования во главе с Нурзидой Рагиповной Исмагиловой: есть и внимание к "Журавушке", и финансы на полноценное питание и на оборудование - оплатили новый холодильник, стиральную машину, посуду. Прошло то время, когда сшивали два малышовых одеяла, чтобы сделать одно большое, и когда сами сколачивали скамейки. Однако яснее теперь вырисовались другие, наверное, более глобальные проблемы.

Можно ли победить беспризорность?

Безусловно, можно. Если ее искоренением заниматься не ради кампанейщины, а всерьез, надолго, конкретно, с финансовыми вложениями и ответственностью за детей, за их завтрашний день.

В районе около 120 классов для ребятишек с задержкой развития, многие из которых родились в неблагополучных семьях. С ними работают учитель, социальный педагог, не всегда психолог, нет дефектолога, чтобы лечить заикание, а к невропатологу трудно попасть даже в районной поликлинике. А что говорить о таких брошенных или проблемных детях, с которыми мы встретились в "Журавушке"! При нормативе 500 детей в год центр обслужил за полгода в 16 раз больше! Какая же огромная нагрузка приходится на каждого специалиста, который мог бы более качественно и эффективно работать.

Недоукомплектованность лечебных организаций и учреждений народного образования дефектологами и детскими невропатологами - беда номер один. Люди вообще не приучены к тому, что в трудных случаях надлежит обращаться к помощи психолога, невропатолога, а порой и детского психиатра. За границей имеются семейные психологи, а у нас люди даже путают понятия - психолог и психиатр. В результате отсутствия необходимой помощи в четырех стенах не гасятся своевременно, а множатся конфликтные ситуации, дети в лучшем случае попадают в классы с заторможенным развитием, а в худшем - убегают из дома, пополняя ряды уличных попрошаек, воришек, проституток, наркоманов, а то и попадая в бандитские шайки или порнопритоны.

И наконец, при множестве прочих проблем есть главная: в каждом районе просто необходимо открыть такой, как в Калининском, центр защиты детства. Потому что никакие рейды с выявлением беспризорников и последующей их отправкой к родителям - извергам или пьяницам, от которых они спасаются бегством, не дадут ничего, кроме дальнейших издевательств над детьми и новых побегов из дома на улицу.

Журавушка в башкирском фольклоре - это птица, защищающая семью, теплый домашний очаг. Коль скоро его не зажгли мать и отец, пусть затеплится он для несчастных детей в государственных "Журавушках", где добрые взрослые сберегут маленьких от зла и жестокости.
Алла ДОКУЧАЕВА


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению