На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению
Н.А.Жаркин (Волгоград)
Высокая духовность родителей и акушеров - главное условие благополучного рождения ребенка.


Из материалов конференции "Священный дар жизни" в Курске (Февраль, 2002 г.)


Глубокоуважаемый Президиум, глубокоуважаемые участники конференции.

Духовность - это присутствие Святого Духа. что означает духовность для родителей, детей, врачей, которые помогают во время беременности и родов?

Прежде, чем ответить на эти вопросы следует осветить причину, которая привела к необходимости сегодняшнего обсуждения.

Мы живем в России, стране Богодухновенной, которую называют оплотом Православия, Домом Пресвятой Богородицы. Мы русские, по рождению православные. Я живу в городе, который имеет историческое название Царицын - Царицын град, город Царицы Небесной. Именно в этом месте произошел коренной перелом в Великой отечественной войне, завершившийся на Курской дуге, положено начало Победе. До октябрьской революции православием была пронизана вся жизнь страны. Это была государственная религия. В посты даже театры закрывались и все спектакли отменялись. На памяти некоторых еще живых людей произошла национальная катастрофа: пришли к власти богоборцы, антихристы. К чему это привело, мы все знаем. С точки зрения предмета сегодняшнего разговора речь идет о демографической катастрофе, в котором главным фактором является не столько повышение смертности населения, сколько обвальное снижение рождаемости. Почему это происходит? Причин много, но главная из них - это духовно-нравственные потери.

Как-то размылся, если не потерялся совсем образ Матери. Женщина рассматривается как объект потребления от проституции до участия в военных группах особого назначения. Разрушен институт семьи, поскольку на один новый брак один-два распадаются. Более 95% замужних женщин делали аборты за период своего детородного возраста. Забыто понятие семьи как Малой Церкви.

А что врач? Акушеры-гинекологи, представители самой гуманной в мире профессии осуществляют реализацию права женщины самой решать - сохранять беременность или нет, причем в любом сроке и по любому поводу в сторону "нет", тем самым, осуществляя геноцид против собственного народа. То, что не удалось Египетскому Фараону - подкупить повитух убивать израильских младенцев, легко удалось в советском государстве - на одного родившегося производится два аборта, а чьими руками эти аборты делаются?

Врачи влачат жалкое существование, из-за чего ищут средства на жизнь не в профессионализме, от которого при существующей системе оплаты труда сыт не будешь, а в поисках как заработать на больных. Для выполнения плана пресловутого койко-дня запугивают беременных, чтобы уложить их в стационар. Ученые выдают желаемое за действительное, убеждая в полезности расширения показаний к кесаревому сечению. Но реальная статистика говорит, что с увеличением частоты кесарева сечения растет перинатальная и младенческая смертность. Проблема кесарева сечения состоит с одной стороны в том, что женщина не хочет или не может проявить жертвенную любовь к своему ребенку, а с другой - свидетельствует о снижении квалификации врача, так как прооперировать всегда легче, чем вести роды, а тем более обеспечить partus felix (роды сладостные).

Выход видится в воссоздании духовно-нравственных основ, под которым мы подразумеваем возрождение Православной Веры и признании божественности происхождения человека. Мы сотворены по образу и подобию Божию. Тогда это сразу определяет отношение к человеку всех, включая врачей, и предполагает проявление любви и милосердия к божественному созданию, а убийство (аборты) или прелюбодеяние (безнравственное поведение) - это грех.

Плод во чреве - дитя, а ребенок - это дар Божий, душа которого находится в Царстве Небесном. Многие женщины говорят, что чувствовали за несколько месяцев до зачатия, что они забеременеют. О том, что душа ребенка находится в Царстве Небесном написано в Евангелии: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Мф., 14, 14.). У беременной женщины есть исключительная возможность общения с Духом Святым через ребенка. Вот почему женщины, носящие под сердцем ребенка так внутренне красивы, так преображаются. Везде и во все времена Материнство - это святое, а обидеть будущую мать означало святотатство. Задача женщины во время беременности заключается в том, чтобы объяснить ребенку, что его любят и ждут, проведя через родовые "огни, воды и медные трубы", и встречая его материнской любовью, а не шлепком по тому, что и назвать так нельзя. И она не должна повредить ему в течение этого времени, так как ребенок разделяет и радости, и скорби ее жизни. А потом воспитывать его в целомудрии и духовной чистоте, оберегая от напастей молитвами и личным примером любви и милосердия к людям.

Преподобный Серафим Саровский Чудотворец говорил, что если муж и жена не соблюдают среды и пятницы, то у жены происходят выкидыши, а если воскресенье и великие праздники - то она умирает в родах. Но Господь милостив, ибо если бы так было, то народ наш давно бы исчез с лица земли. А вот люди не всегда бывают милостивы к себе и другим. Приведу несколько клинических примеров, в которых духовно-нравственные потери приводят к потерям детей.

В родильном доме у беременной за неделю до предполагаемого срока родов погиб внутриутробно ребенок. Оказалось, что причиной смерти явилось трехкратное тугое обвитие пуповины вокруг шеи. Другими словами, ребенок сам задушился собственной пуповиной. В беседе с несчастной матерью выяснилось, что женщина находится во втором браке. Бывшая жена мужа прокляла ее и ее ребенка в утробе за то, что разрушена семья. После этих объяснений причина смерти ребенка для нас стала очевидной. В другом случае студентка, недавно вышедшая замуж, объясняла продолжение половой жизни во время беременности желанием удержать мужа от блуда. Спустя некоторое время у нее произошло самопроизвольное прерывание беременности.

Без Премудрости Божией трудно сохранить способность любить и быть милосердным, в то время когда на страну обрушилась настоящая телевизионная, видео и компьютерная шоу-агрессия. Но это видимые агрессоры, а скрытые прячутся под маской так называемых новых социальных программ в виде валеологии или формирования здорового образа жизни на основе изменения характера питания или приобщения к физической культуре. А куда делась нравственность? Врачи за проданные 10 коробочек контрацептивов получают одну бесплатно, а за 50 - белый врачебный халат в подарок. Какой бы здоровый образ жизни не вел такой врач, он не будет здоров нравственно. Анализ опросов женщин, решившихся на прерывание беременности в больших сроках свидетельствует, что в более чем 70% случаев инициатором абортов является врач. Вот конкретный клинический пример. Консилиум из нескольких специалистов решает вопрос о врачебной тактике беременной с тяжелым заболеванием крови. Беременность у пациентки была желанной и планированной. Однако в ранние ее сроки наступило обострение заболевания, которое потребовало стационарного лечения и вызвало опасение за дальнейшую судьбу матери. Все участники консилиума убеждали женщину и ее мужа в опасности продолжения беременности, и никто из них не говорил о возможных вариантах противоположного решения - сохранения беременности на фоне интенсивного лечения. Ведь нередко перед нами больные ставят проблему обратного характера - любыми путями обеспечить рождение ребенка у пациентки с тяжелым заболеванием, например сердца, надпочечников и др.

Православие - это и есть образ жизни, а не идеология или система оздоровления. Для православного врача становится естественным неприятие аборта или кесарева сечения по желанию женщины, а для ученого - быть маркетологом импортных фармакологических препаратов. Афонский старец Иосиф говорил "Все зло от ума, если он вращается только в науке. Ученые не находят внутреннего мира и равновесия. Но если ум вращается в Боге, то они используют науку во благо и своей внутренней деятельности, и во благо мира, ибо ум их освящен".

У нас есть прекрасный пример жизни Пресвятой Богородицы и ее Божественного Сына Иисуса Христа, который показывает нам путь ко спасению. Каждое зачатие есть возможность для женщины спастись через чадородие, но как? "... аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием" (1 Тим., 2, 15). Многие собеседницы не понимают о чем идет речь, когда говоришь о целомудрии в браке. А это может означать лишь супружескую верность или "честность в браке" (Преп. Никита Стифат). Преп. Иоанн Лествичник говорит о целомудрии: " … будьте милосердны, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой чести и сохраняйте верность женам вашим". Острая проблема в нашей специальности заключается в ранней беременности, то есть у юных женщин. Принятый не так давно антигуманный закон о праве женщины самой решать вопрос о сохранении или прерывании беременности в любом сроке побуждает матерей и родственников этих несчастных девушек толкать их на детоубийство. Жестокосердие настолько затмевает умы людей, что не предпринимаются даже малейшие попытки разрешить ситуацию по-Божески. В качестве примера возможных выходов из таких "трудных" жизненных перипетий приведу истории трех пациенток, которые были направлены в стационар на прерывание беременности в поздних сроках.

Пример 1. 15-летняя Г. забеременела от юноши, с которым у них взаимное чувство. Сама Г. из бедной семьи. Мать - строительная рабочая, воспитывает двоих детей без мужа. Г. замкнутая и молчаливая особа. Мать единолично, ни с кем не советуясь и не пытаясь найти контакта с родителями юноши, принимает решение и настаивает на прерывании беременности у дочери, мотивируя это невозможностью материального обеспечения семьи. Совет встретиться с родителями юноши, выяснить возможность бракосочетания восприняла скептически, но обещала выполнить. Как же было радостно и счастливо, когда выяснилось, что молодые мечтают о создании семьи, а родители жениха готовы оказать всяческую помощь и поддержку и не допускают мысли о прерывании наступившей беременности.

Пример 2. Н., 16 лет, православно верующая, поступила на прерывание беременности в большом сроке по так называемым медицинским показаниям - пиелонефрит единственной почки. Состояние беременной не вызывало опасения, течение заболевания почки носило хронический характер без обострений. Отец ребенка - соседский юноша, с которым у Н. было сильное чувство любви. Н. была рада тому, что могла бы стать матерью, но скромность, застенчивость и робость не позволяли ей противостоять взрослым. По дороге в больницу Н. молила Пресвятую Богородицу о помощи. В стационаре, оценив состояние почки, медики пришли к выводу, что ее компенсаторные возможности вполне позволяют выносить беременность, а прерывание будет способствовать обострению заболевания и снижению ее функциональных способностей. Мало вероятно, что в дальнейшем пациентка смогла бы выносить беременность и родить ребенка из-за угрозы формирования хронической почечной недостаточности. Эти обстоятельства были разъяснены родителям девушки, был предложен гуманный вариант: пойти навстречу обоюдному желанию молодых создать семью и воспитывать детей. За беременной велось тщательное медицинское наблюдения, проводилось профилактическое лечение. За две недели до родов совершено таинство бракосочетания и венчания. Роды прошли без осложнений, состояние пациентки после родов было удовлетворительным.

Пример 3. 15-летняя О. воспитывалась матерью-одиночкой, вела свободный образ жизни, имела пристрастие к курению, нередко употребляла алкоголь, пробовала, но регулярно не принимала легкие наркотики. Беременность наступила от мужчины среднего возраста, с которым О. не планировала создавать семью. На прерывании беременности не настаивала, объясняя, что решилась на этот шаг по требованию матери, а ребенка родить хотела бы. В беседе матери было предложено пересмотреть свое решение в связи с тем, что ребенок может быть тем спасителем ее дочери, который пробудит в ней чувство любви к людям, остановит от нравственного разрушения, поможет обрести себя. Семейный совет матери и дочери вынес решение - сохранить беременность и готовиться к родам.

Акушерская специальность не сравнима ни с одной другой медицинской специальностью, потому что призвана оберегать рождение нового человека и рождение женщины в материнстве. Мы сопричастны к таинству рождения, освященному Святым Духом и Покровом Пресвятой Богородицы. Раньше на Руси в повитухи посвящали, как в священнослужители. И если врач и акушерка осознают ответственность перед Богом и людьми, они становятся Ангелами хранителями рожениц и детей.

По особенностям течения родов, поведению роженицы легко определить ее характер, состояние души, потому что роды для женщины - это момент истины, который трудно запечатлеть документально, но легко ощутить около роженицы. В момент мягких и радостных родов благодать Господня опускается на всех, кто находится рядом с роженицей. Наверное не случайно поэтому так много студентов стремятся стать акушерами-гинекологами. В заключении позвольте обратиться к участникам конференции: будьте милосердны к детям и трепетны к материнству, охраняйте право ребенка на жизнь.


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению