На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению
Об учебнике
"Граждановедение" Я. Соколова.


Письмо родителей учеников школы N 565 директору школы - против "Граждановедения" Я. Соколова.

Вынуждены к Вам обратиться по вопросу об учебнике "Граждановедение" для 6 кл. автора Соколова Я.В., адресованного учащимся, их родителям, учителям. Мы глубоко обеспокоены содержанием и формой того материала, который здесь изложен.

Урок граждановедения, на наш взгляд, призван формировать в ребенке патриотические чувства: любовь к Родине, уважение к родной истории, традициям. Этот предмет должен дать представление о национальной культуре, духовно-нравственных идеалах нашего народа; предостеречь от страшных ошибок: употребления наркотиков, алкоголизма, уберечь от распущенности.

Чему же учит учебник Я.В. Соколова? Открывая книгу, мы встречаем сплошь негативные примеры из жизни других людей. Навязчиво звучит, смакуется мысль о том, что в жизни человеку надо попробовать наркотики или химические вещества (стр.158 N 6). Рассказывается о курении, алкоголизме, тем самым провоцируется нездоровый интерес подростков. Предлагается детскому вниманию мысль о зарабатывании денег на продаже наркотиков (стр.158 N 4).

В занимательной форме под заголовком "Попытайтесь поспорить" дается изречение: "умные люди говорят, что в жизни нужно попробовать все" (стр. 159), тем самым предлагается принцип жизни. Мы хотим спросить: как можно разрешать детям все? Разве это воспитание?

На стр. 21 автор объясняет, что "счастливый брак между супругами держится на материальном достатке семьи". Но этот принцип не в духовно-нравственных традициях нашего народа. Именно в школе на уроках истории, литературы мы узнаем о жертвенном служении, верности, целомудрии, любви в семье. Ни Ярославна, ни Машенька Гринева не думали о материальных выгодах, когда соединяли свою судьбу с избранником. Нет в русской литературе примеров с подобными принципами. В детские головы всеивается грязь, низость, жестокость.

В параграфе 9 под заголовком "Для чего нужна армия" нет ни идеалов русского воинства, ни одного рассказа или даже имен полководцев, материалов, героев. Как будто Россия -- не страна с тысячелетней воинской славой, традициями, победами, а какое-то болото с безродными Иванами.

После каждого параграфа есть раздел "В мире мудрых мыслей". 40 высказываний из 50 -- зарубежных ученых и мыслителей. Разве мало было на Руси мудрых людей, у которых нам следует учиться? Но нашим детям навязывается иностранная идеология.

Как можно воспитывать в ребенке порядочность, благочестие, целомудрие, гражданственность, рассказывая только о грязи, низости? Примеры патриотизма, доблести, служения Родине -- отсутствуют. Читая учебник Соколова Я.В., мы не найдем ни одного имени национального героя. Кому наши дети должны подражать? Как и в учебниках этого автора для других классов (5,7,8,9), здесь выдерживается вульгарный стиль, пошлый язык. Мы не считаем возможным своим детям учиться по данному учебнику, т.к. он призван формировать в детском сознании извращенные понятия о чести, порядочности, любви к Отечеству, национальной культуре.

С уважением
Родители учащихся шк. N 565.

http://www.stolica.narod.ru/obraz/n029.html



В начало



Рецензия начальника Регионального учебно-методического центра медико-психологического отбора при Московском городском военном комиссариате, кандидата медицинских наук А. Биркина N РЦ/155 от 3 июля 2000 г. на книгу Я.В. Соколова "Граждановедение", учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей (М.: Научно - внедренческий Центр "ГРАЖДАНИН", 1997. - 160с., ISBN 5-88433-009-Х)

В книге Я.С. Соколова предпринята попытка популярного изложения и оценки психологических, социологических, политических, исторических, философских, правовых и других аспектов жизни современного Российского общества.

Не смотря на яркость и оригинальность примеров, простоту изложения материала, элементы иронии и сатиры в иллюстрациях, автор поставил перед собой заведомо не осуществимую задачу. Книга в качестве учебного пособия охватывает необъятный в представленном ее объеме круг учебных вопросов. Учитывая различный интеллектуальный уровень и жизненный опыт лиц которым предлагается настоящая книга (от учащихся 6-классов до их родителей и учителей !), едва ли возможно создать учебное пособие, удовлетворяющее запросам, столь широкого по возрастному и профессиональному критериям кругу читателей. В этой связи, вопросы, излагаемые в некоторых разделах книги в расчете на детскую аудиторию, для взрослых освещаются достаточно примитивно и не полно. А в некоторых главах -- наоборот, обсуждение проблем носит излишне "взрослый" характер с элементами формирования негативизма и деструктивного восприятия у читателей более молодого возраста (6-9 класс).

Вывод: рецензируемая книга по полноте освещаемых вопросов в качестве учебного пособия рекомендованной столь широкому кругу читателей быть не может.

Начальник Регионального учебно-методического центра
медико-психологического отбора
при Московском городском военном комиссариате,
кандидат медицинских наук
А. Биркин

http://www.stolica.narod.ru/obraz/n027.html

В начало



Рецензия кандидата психологических наук А.Н. Елизарова от 15 июня 2000 г. на книгу Соколова Я.В. "Граждановедение", Учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. -- М.: Научно-внедренческий Центр "Гражданин", 1997. -- 160 с.

С первых страниц пособия бросается в глаза его противоречивость. На стр. 6-7 автор пишет о терпимом отношении к другим людям, о том, например, что нехорошо задевать религиозные чувства других людей, оскорблять их. Утверждается, что если человек оскорбляет религиозные чувства другого, то от этого будет плохо обоим. А страницей раньше (стр.5) автор именно оскорбляет религиозные чувства многих потенциальных читателей, приравнивая уход в монастырь к лишению свободы, уходу в "дурную компанию", заявляя при этом, что в монастыре общение человека перестает быть нормальным.

На стр. 10 детям предлагается поспорить на тему "Монастырь -- это рай для души". Дети не обладают достаточной информацией для того, чтобы серьезно обсуждать эту тему. Они еще толком не знают, что означают слова "Душа", "Рай". "Монастырь", особенно в христианском контексте, где эта фраза родилась. Расшифровка слова "Монастырь" в конце стр.10 мало проливает света на смысл этого понятия, зато вводит новые непонятные детям определения, например, "уход от мира". Большинство детей не знают смысла слова "мир" в христианской традиции и не могут это выражение правильно понять и оценить. Уход от мира в православной традиции означает уход от мелочных и эгоистических стремлений, которые являются препятствием на пути личностного роста человека. Это не уход от людей, гражданского сообщества, это скорее уход к более полной и совершенной форме гражданского самовыражения. Жизнь в монастыре на начальных этапах -- развитие личности, на более поздних -- социальное служение (служение другим людям). Монастыри в России всегда имели тенденцию становиться центрами интенсивного общения между людьми, центрами притяжения людей, образования и социального служения.

Учебное пособие не эстетично: часть заданий будет вызывать у детей, родителей, учителей чувство отвращения. Например, одна из тем для сообщений и сочинений звучит: "С волками жить -- по волчьи выть" (стр.10).

Образ Робинзона Крузо используется весьма поверхностно. Книга "Робинзон Крузо" -- книга о нравственном перерождении человека, который, благодаря длительному проживанию на необитаемом острове, в одиночестве, труде, раздумьях становится способным принимать на себя социальную ответственность, думать не только о себе, но и о других. В пособии же подчеркивается только один аспект -- Робинзон Крузо на острове был несчастен -- его тянуло к людям -- человек не может жить без других людей.

Прежде чем оперировать понятиями "гражданин", "общество", "государство", "налоги", "законы" детям необходимо объяснить смысл этих понятий, историю их возникновения и развития. Вместо этого автор пособия сразу начинает ими пользоваться, постоянно вводя новые без объяснения их смысла: "конвенция", "Организация Объединенных Наций", "международно-правовой документ", "суд". Таким образом, книга более похожа на сборник статей, чем на учебное пособие для детей. Детям будет очень трудно учиться по такому пособию и оно не заложит базы для дальнейшего правильного понимания основ организации и функционирования цивилизованного сообщества.

Пособие перенасыщено примерами, отрицательного поведения как в тексте, так и в иллюстрациях. Это почти сплошь карикатуры, персонажи на. которых ведут себя агрессивно. Это будет стимулировать детей вести себя агрессивно. Благодаря карикатурам пособие выглядит неэстетично. Эти карикатуры являют собой пример крайней нетерпимости и неуважения к людям, они задевают и оскорбляют самые разные чувства разных групп населения.

Пособие по сути манипулирует детьми, прикрываясь внешне предоставленной свободой детям делать свои вывода, но не снабжая их полной и достоверной информацией об излагаемых в нем событиях. Мало оснований считать, что эта тенденциозность на протяжении пособия ни разу ни для кого из детей (или учителей, родителей) не всплывет наружу. Последствием таких "открытий" будет недоверие к государственному образованию, ощущение враждебности автора пособия детям и родителям, что будет способствовать нагнетанию истерии о наличии темных сил, желающих зла России. По сути, нагнетается атмосфера громких деклараций, митинговой шумихи, протестов в форме крайне эмоционального поведения. Полагаю, что это происходит потому, что автор пособия пишет о многих предметах, которые он до конца не знает, но относительно которых имеет свое, основанное на первой эмоциональной реакции, мнение, которое он считает правильным. Особенность эмоционального реагирования -- результат личного жизненного пути и частное дело автора, но в пособии, по которому будут учиться десятки тысяч будущих граждан, нельзя давать волю своим эмоциям, даже камуфлируя их, надо быть точным, исследуя все стороны вопроса, о котором пишешь. Приведем пример некомпетентного обращения с фактами в пособии. На стр. 71. автор предлагает детям, ориентируясь на картину В. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком", осудить захватнические действия царской власти, из-за которых Ермак сложил голову, а народы Сибири пострадали. На самом деле в 14- том столетии Сибирью называлось небольшое татарское ханство в районе реки Тобол, деятельный и воинственный хан которого Кучум мешал торговле купцов Строгановых в землях за Уралом и не давал покоя той части местного населения, которое перешло под подданство московского царя. Строгановы наняли вольных казаков с "поля" и с Волги, с атаманом Ермаком Тимофеевым и послали их походом на Кучума, пользуясь правом, которое им дал царь, защищать своих людей и промыслы. То есть поход был не захватнический, а оборонительный, Кучум никак не был предводителем всех местных жителей, а пришельцем в этих местах и своего рода умелым разбойником, не дававшим людям нормально жить и торговать. Ермак же сложил голову, помогая обеспечивать безопасность в этом краю. Таким образом (и в немалом количестве мест) автор пособия выставляет себя на критику, под удар, дискредитируя те, безусловно правильные, идеи, которые он проповедует. Ему бы здесь лучше привести в качестве примера сильное и поэтичное, написанное именно на эту тему, стихотворения "Анчар" A.C. Пушкина. Но он выставляет себя именно в таком свете, как будто в России до него никто и не думал о несправедливости захватнических войн. Мог бы он здесь вспомнить и о стихотворении "Валерик" М.Ю. Лермонтова.

Пособие нуждается в серьезной доработке и переосмыслении в данном же виде оно дискредитирует саму идею реформ в постсоветской России, призывая к терпимости и неоскорблению, олицетворяет именно нетерпимость и почти на каждой странице оскорбляет чувства большинства рядовых россиян. Такое пособие ничему не научит, оно только усугубляет страсти и делает персону ее автора объектом нападок россиян, которые, думается, нуждаются более в том, чтобы направлять свою энергию в совсем другом направлении, созидая свои семьи, свои дома, свою страну, свою государственность.

Кандидат психологических наук
Елизаров А.Н.

http://www.stolica.narod.ru/obraz/n026.html

В начало


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению