На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению
О. Садовский
Осторожно: реформа школы!

Главная цель образования -- формирование развитой личности. От того, каким взрастим мы новое поколение, наши современники и наши последователи будут способны или не способны реализовать творческий потенциал как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества, развивая отечественную науку, культуру, технику, продолжая традиции, укрепляя историческую преемственность.

Новая концепция структуры общего и среднего образования, модернизация всей образовательной системы касается всех граждан нашей страны, судьбы России, и решаться она должна не только в правительственных кабинетах. Она решается в каждой семье, школе, ВУЗе, в педагогических, научных, творческих коллективах, в органах государственной власти и местного самоуправления, и никакие ее проблемы невозможно решить без участия и согласия всего российского общества.

Национальное единство обеспечивается не только единой территорией и общими экономическими отношениями. Главную взаимосвязанную роль выполняют язык, наука, культура, образование. И чтобы оно -- образование -- было современным, его надо постоянно совершенствовать.

Французский президент Миттеран Франсуа, оставляя свое политическое завещание, особо подчеркнул: бедность можно преодолеть только с помощью образования. Буш -- старший всегда настаивал на том, чтобы у американцев была лучшая в мире система образования. Буш -- младший с первых дней пребывания в Белом доме поставил вопрос о реформировании школы. Отвергать попытки нашего правительства внести нечто новое в систему образования -- это неверно. Нельзя же жить одним вчерашним днем. Но как?..

Положение нынешней средней школы запутанное и трудное. И дело не только в нищенской оплате учительского труда, а в ежедневном унижении его бедностью. Впрочем, на первый план вышли трудности профессионального уровня. Открытие частных школ, гимназий, лицеев, колледжей как по команде отменило прежние программы. Навязываются свои, кому-то очень нужные программы, составленные нередко вузовскими радикалами, не имеющими элементарного педагогического опыта. Благодаря изменению типа программ устранилась дисциплинарность, вводится мозаичность знаний и навыков.

Помнится, каждая ошибка в учебнике в СССР была ошибкой государства. Все это понимали, и все, от автора до рецензента, делали все, чтобы ошибка не проскользнула. Да и могла ли сохраниться ошибка в 17-м издании учебника математики (автор А. Кисилев), обкатанном в тысячах школ десятками учителей и миллионами учеников? Что сейчас -- хорошо известно. Например, на деньги Сороса уже к 1994 г. было издано 400 учебников и пособий. По большей части они поражают своим убожеством и невежеством. По соросовским рецептам стряпались и стряпаются учебники для школ России, полные злобы и ненависти ко всему русскому, полные искажений и фальсификаций русской истории, а народные вожди, народные герои подаются преступниками. По соровским методикам учителя проводят уроки -- суды над великими сынами нашего Отечества, накачивая детей ненавистью к героическому прошлому русского народа, учат наших ребят чужим нравам, чужим вкусам, чужим мыслям, чужим обрядам и обычаям...

Впрочем, стоит немного остановиться на этом так называемом "благодетеле" -- американском финансовом магнате Джордже Соросе который широко простирает свои руки в дела российские. Политика, экономика, средства массовой информации, наука, образование, культура -- все это сфера интересов Сороса, на которую распространяется его система грантов. Это единовременные денежные пособия в долларовом исчислении размером от 500 долларов и выше. Большого ущерба эти подачки самому дарителю не наносят -- не потому, что он богат и не разорится на такой незначительной благотворительности, а потому, что взамен он получает столько, что эту прибыль не всегда можно подсчитать. Во-первых, раздача "слонов", то бишь грантов, обычно выглядит как рекламно-пропагандистская акция. Во-вторых, своей "гуманитарной финансовой помощью Сорос рождает опасные иллюзии насчет бескорыстной западной поддержки. В-третьих (и это главное), Д. Сорос через систему грантов получает бесценную информацию о нашей жизни в самых разных ее проявлениях.

Например, мой знакомый биолог, доктор наук, автор уникальных исследований в своей области, дважды поощрялся соросовскими грантами по 500 долларов. Они уже давно потрачены и значительных перемен в жизни ученого не произвели, зато все его научные достижения уже стали достоянием компьютерной сети, которой владеет господин Сорос. Ибо для того, чтобы получить грант, надо сначала доказать, что занимаешься перспективным делом, а потом отчитаться за него.

Наверное, нетрудно догадаться, почему Сорос тратит деньги на работников образования. Ведь сегодня это одна из самых малооплачиваемых профессий, но ее политическое и социальное значение невозможно переоценить -- учитель после родителя (а иногда больше родителя) ближе всего к юной неокрепшей душе. И не важно, чему он, преисполненный сердечной благодарности к неведомому заокеанскому другу, будет учить ученика -- физике или истории, важно, что шелест "зеленых" в его руках будет осязаемо напоминать ему о преимуществах американского образа жизни. Идеологию можно извлечь из любого школьного предмета: она сама вылезет, как травинка из-под асфальта, на призывный "зеленый" свет, излучаемый денежками дядюшки Сороса.

Зная все это, надо же додуматься: правительство России отдало и отдает подготовку учебников на откуп агрессивному русофобу Джорджу Соросу. Святая святых -- учебники по истории и родной литературе, гены нашей культуры. Такая открытость губительна.

Я уверен, что со временем имя Сороса будет не менее ненавидимо, чем фамилия Чубайс.

О том, что большинство учебников, особенно гуманитарного характера, срочно нужно менять, заговорили на высшем уровне. Так, нынче, перед 1 сентября председатель кабинета министров РФ Михаил Касьянов, поразивший публику темпераментной критикой книжки по "Новейшей истории", успел сменить пылкие речи на конкретные дела. Принято решение о конкурсе среди разработчиков новых и более совершенных учебников, в которых по поручению правительства детям, наконец, сообщает о ценностях демократического общества и достижениях рыночной экономики в последнее десятилетие. Учебники, по мнению Михаила Михайловича, необходимо издать "в быстром темпе", чтобы они успели поступить в школы к сентябрю 2002 года.

Педагоги и специалисты в области учебного книгоиздания этот порыв встретили с некоторым недоумением. Написать хороший учебник непросто, он потребует многолетней кропотливой работы и непременно -- последующей апробации. Тем более если речь идет об истории, самом "непредсказуемом" предмете.

Кстати, интересный факт. Министерство образования к 2000 году довело общее количество наименований учебников на одного школьника с первого по одиннадцатый класс до рекордной цифры -- 1088. Причем, все эти издания имеют гриф либо "рекомендованных", либо "допущенных", то есть никаких противопоказаний к использованию в учебном процессе как первых (считающихся, впрочем, более предпочтительными), так и вторых нет.

Как говорится, комментарии излишни...

В последнее время президент В. Путин едва ли не ежедневно возвращается к необходимости осторожного реформирования российского образования. На его взгляд, отечественная школа была крепкой, являлась предметом национальной гордости, и все ее достижения необходимо не только учитывать, но и конструктивно использовать. В этой связи возникает парадоксальная ситуация, когда президент говорит одно, а на местах руководители действуют с точностью до наоборот.

Нынешние управленцы-бюрократы знают, что качество их работы никто не контролирует. Все они, с низа до самого верха, связаны одной психологией, одними интересами и одной клановой этикой. Их деловая озабоченность только в том, чтобы создать видимость прогрессивной деятельности. Уверовав в необратимость "реформ", они цинично перестали скрывать свои цели. Вот яркий пример... Самарские педагоги неоднократно выражали озабоченность странным подходом начальника Управления образованием администрации области Ефима Яковлевича Когана к обучению основной массы школьников примитивным азам "общих знаний" -- "постулат о развитии личности замените приматом "карьеры и технологий". Срочно перенацельте учащихся на другие приоритеты. Забудьте о высшем образовании. Важнее, чтобы каждый смог выполнять простейшие операции: заполнить налоговую декларацию, составить договор, подсчитать доход". Видите, как и кем реализуются указания Всемирного банка.

В конце сентября нынешнего года зам. председателя кабинета министров РФ Матвиенко в беседе с корреспондентом газеты "Труд" сказала: "... Мы не учим детей экономике. В любой американской школе ученик знает, что такое акции, куда лучше вложить 50 долларов, сэкономленных на завтраках. И мы должны дать нашим школьникам основы рыночной экономики, основы права, по-настоящему учить их языкам..."

Кстати, Всемирный банк, который и финансирует нашу реформу, в докладе "Россия: образование в переходный период" также конкретно формулирует достаточный, с его точки зрения, для российского ученика "стандарт": "... способность читать карты, говорить на иностранном языке, заполнять налоговую декларацию. Список может также включать способность воспринимать русское искусство и литературу". Все, что, помимо стандарта, "за счет родителей", написано в плане действий правительства.

Признаться, я недоумеваю: отчего авторы программы непременно исходят из необходимости "модернизации системы образования", существующий сейчас в России? Кстати, и в самом тексте отмечено, что "население нашей страны отличается исключительно высоким уровнем грамотности", что у нас "лучшая в мире традиция образования", и тут же утверждается, что "консервировать ее нельзя". Где же логика? Уже раз наше -- "лучшее", то зачем же нам заимствовать чужое и худшее?

Вот, например, что пишет В. Н. Сойфер в статье "Международная соровская программа образования", опубликованной в первом номере "Соросовского образовательного журнала" за 1995 г. (этот журнал без подписки, бесплатно рассылался в школы).

"Все более ясным становится, что американская средняя школа в целом дает не глубокое, а поверхностное образование... что обусловлено американо-английской системой свободного выбора дисциплин учащимися... Пример России заставляет сейчас многих университетских профессоров говорить и писать на тему о том, как важно ввести в средней школе в США... "Основной свод знаний"... Другой фактор -- свобода преподавателей учить только тому, что им лично кажется необходимым и важным... Сложившиеся в России за десятилетия и поправляемые по мере накопления новых знаний обязательные для всех школ программы обучения по каждому предмету -- это именно тот "Основной свод знаний", который сейчас пытаются ввести в США... В большинстве американских школ и во всех ВУЗах школьники и студенты не приписаны к какому-то классу... Отсутствие же коллективного обучения лишает обучающихся не только важного компонента социальной жизни, но и более плодотворного способа доведения знаний до каждого, расширения соревновательности, о которой вместе с тем американцы так пекутся... Сравнивая системы американского и российского образования, сложившиеся традиции в рамках обеих систем, я и утверждаю, что если есть в России богатства, так это ее традиционная система среднего образования, которую надо было бы сохранить. А в этой системе есть драгоценные самородки -- лучшие учителя, чьим умом, талантом и самопожертвованием умножалось, удерживалось десятилетиями и должно удерживаться и умножаться в будущем достояние нации".

Простите за столь длинное цитирование, но... Все это написано председателем правления Фонда Сороса! А теперь, дорогие мои читатели, обратите внимание на то, что именно на те русские ценности образования, на которые указал Сойфер, обрушился удар самого Сороса и "соросят" -- наших бывших министров образования Ягодина, Ткаченко, Кинелева, Асмолова... Да и при нынешнем руководстве ничего не меняется. Бьют по "драгоценным самородкам" -- учителям. Бьют по классно-урочной системе организации обучения. Вводят исключительно письменную проверку. Вводят свободный выбор предметов и учебников. Уже разрушили единую школу и тормозят введение Государственного стандарта образования, который хотел бы иметь в американских школах Сойфер и который он называет "Основным сводом знаний".

Давайте вспомним, если лет 12-15 тому назад вы переезжали на другое место жительства, то ваши дети быстро осваивались с учебной программой на новом месте. Потому что программа по всей стране была одинаковой. Был хорошо продуманный стандарт -- минимум знаний, который надо знать всем, хотя и не везде его давали. Кроме того, были школы (классы) с углубленным изучением того или иного предмета. Теперь же каждая уважающая себя школа имеет свою собственную программу для всех классов. Посмотрите на учебники математики, русского языка или истории -- они везде совершенно разные, причем не только в разных областях, но даже в одном городе. Бывает, что некоторые школы из-за недостатка средств и учителей сокращают до минимума (или вовсе убирают) одни учебные дисциплины и ставят другие, программ по которым еще нет или необходимость этого предмета вообще под вопросом. В результате, окончив школу, выпускники имеют разный уровень знаний. У большинства из них весьма слабый, хотя и не по их вине.

Со всех точек зрения нынешняя реформа (модернизация) российского образования -- вообще сплошной абсурд. Например, одним из декларируемых приоритетов значится изучение английского языка -- не иностранного, как у всех культурных народов, а именно английского по строгим правилам глобализации образования! И что удивительно: на все предметы естествознания (и на математику!) дается столько же времени, сколько на изучение одного английского языка. Английский предлагается вводить с первого класса, потому что именно этому языку предназначено стать во всемирном государстве главным языком общения. Одним словом, происходит постепенное вытеснение "великого и могучего" языка в пользу "более нужного" английского. В ущерб изучению отечественной истории делается упор на зарубежную. Странно, что такой учебный план имеет место и даже допускается к конкурсу. Это и есть "реформа"?

Или внедрять в школы странные учебники граждановедения, в которых создается образ какого-то не соответствующего нашей культуре общества -- такого, где главной добродетелью является исправная уплата налогов, а служба в армии, напротив, устаревший предрассудок?

Естественно, знание собственной культуры "гражданам мира" (так, кстати, называется одна из образовательных программ, которую ЮНЕСКО активно продвигает в разные страны) только мешает. Как и высокий уровень образования. Ведь системе тотального контроля чересчур образованные, с развитым интеллектом люди противопоказаны. Равенство по-глобалистики означает, что в африканских джунглях построят бамбуковые хижины, где выучат детей английской грамоте, а в наших классах введут так называемое "компетентное образование": традиционные школьные предметы упразднят, заменив из некими "интегральными дисциплинами". То есть вместо уроков математики, физики, химии, биологии, дававших школьникам достаточно фундаментальную подготовку по этим наукам, собираются ввести обзорный предмет типа естествознания или природоведения. Именно такое образование и называют "компетентным" -- точь-в-точь как авторы реформы здравоохранения уверяют, что врачи -- ВОПы будут намного компетентней в каждой из 16 медицинских дисциплин, чем нынешние врачи -- специалисты. Вкратце суть реформы здравоохранения сводится к следующему: квалифицированных врачей- специалистов постепенно заменят так называемыми "врачами общей практики" -- ВОПами, а по существу -- фельдшерами, которые якобы должны в совершенстве овладеть 15-16 медицинскими специальностями. Лечебный эффект нетрудно вообразить...

Так что делать в образовании?.. Признать трагическую реальность состояния образования РФ, трезво определить недостатки и проблемы, провести глубокий системный исторический анализ породивших их причин, честно признать ошибки, поставить ясные и четкие цели и объявить обществу программу действий. Главное звено программы -- реформа управления, главная цель -- повышение качества знаний. Повысить качество можно, только вернув в школы классическую методику и учебники, выработанные вековым опытом русской школы (например, в математике это учебники А. П. Киселева).

Но остается другой, действительно вечный вопрос: кто сможет это сделать? Стоящие у власти управленцы, конечно, и не захотят, и не смогут. Надежда -- на время и на талантливую, патриотическую молодежь, которую всегда была и будет в России.

Олег САДОВСКИЙ


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению