На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению
А.Семенов
Медицина: не телом единым

В течении последних пяти лет в социально-гуманитарном блоке медицинского образования России происходят существенные изменения. Прежде всего они связаны с введением преподавания биомедицинской этики в медицинских вузах.

В большевистской России врачебная этика официально была объявлена классово чуждым и вредным явлением. Основные понятия традиционной этики считались порождением исключительно частнопрактикующей медицины и потому - "буржуазным пережитком". В первое десятилетие советской власти Н.А. Семашко неоднократно заявлял, что в условиях советской медицины взят "твердый курс на уничтожение врачебной тайны"(Семашко Н.А. О врачебной тайне. - Бюллетень НКЗ, N 11). Следствием этой позиции явилось то, что во втором издании Большой Медицинской Энциклопедии (50-е годы) понятие "врачебная этика" просто отсутствовало.

Поэтому обращаясь сегодня к теме морально-этических проблем современной медицины, мы вынуждены начать разговор с обоснования права самой темы на существование.

Наш собеседник И.В. Силуянова, профессор, заведующая курсом биомедицинской этики кафедры философии РГМУ.

-Ирина Васильевна, почему именно с началом реформ в стране, буквально несколько лет назад было введено преподавание биомедицинской этики как самостоятельного предмета?
В недавнем прошлом структура социально-гуманитарной подготовки врача была жестко подчинена "триаде" официальной идеологии, исходящей из небезызвестной работы В.И. Ленина "Три источника и три составляющие части марксизма". "Творческий" подход идеологов образования 30-80-х годов заключался в том, что, во-первых, к базовым "частям" гуманитарного знания - марксистско-ленинской философии, политэкономии, научному коммунизму - добавлялась еще одна принципиально важная "часть" - история КПСС. Во-вторых, один и тот же набор учебных дисциплин, одна и та же "сетка учебных часов" "cпускалась" всем учебным заведениям, несмотря и вопреки их специализации и принципиальным отличиям, например, между медицинским, инженерным и театральным образованием. Существование подобной структуры- 3+1 - социально-гуманитарного образования, независимо от той или иной специфики высшего учебного заведения, было оправдано и функционально и содержательно исходными целями и задачами осуществляемой государством политики.

В течении последних десяти лет страна живет в изменившихся условиях. Это не может и не должно не находить своего отражения в системе и структуре социально-гуманитарного образования. Прежде всего это имеет отношение к гуманитарной подготовке медика, которая может и должна отличаться от гуманитарной подготовки специалиста другого профиля. Биомедицинская этика - одна из таких гуманитарных дисциплин. Она представляет собой междисциплинарное знание, в полной мере учитывающее специфику социокультурного контекста медицинской деятельности.

- Ирина Васильевна, а стоит ли вообще посвящать врача в курс весьма специальных социально-этических проблем, можно ли научить нравственности? Ведь каждый поступок продиктован совестью, а не системами знания о нравственной философии.

Нравственная культура врача является принципиальной составляющей его профессионализма. Гиппократа называют "отцом медицины" не за то, что он создал уникальное лекарственное средство или методику лечения, а за то, что он сформулировал основные принципы этики врача. Но все, как известно развивается, и со времен Гиппократа многое изменилось. И сегодня цивилизация принимает различные нормы как "работающие" ориентиры различных этических учений. То, что это не отвлеченная ситуация, доказывается опросом наших студентов. Мы предложили им анонимно ответить на вопрос, к какому типу нравственного сознания - прагматическому или деонтологическому (в кантовском смысле)- они относят биомедицинскую этику и какой из этих типов они считают оптимальным. Вот один из ответов:" Считаю, что оптимальной является философия доктора Геббельса". Предельно откровенно, т.е. некоторые молодые люди полагают, что медицина и нравственность врача должны развивать по типу прагматической этики, одной из крайних форм которой была, как известно, фашистская идеология, главным принципом которой был "принцип пользы" для нации и государства. Эта идеология имеет свою "логику", она работала несколько лет в культуре конкретного государства и ныне имеет своих апологетов и "теоретиков". Так вот, опрос показал, что 14 % студентов склоняются в той или иной степени именно к прагматическому типу нравственного сознания, 67,2 % - полагают, что медицинская этика относится к деонтологическому типу, т.е. врач должен принять принцип исполнения долга и следовать ему как некоему идеальному регулятору профессионального поведения и не соблазняться на ситуационные "пользы" и "выгоды". И 18,8 % уверены в необходимости синтеза двух типов. Эти цифры в значительной степени отвечают на ваш вопрос. Мы должны понимать, что медицинская профессиональная деятельность - это цепочка принятия решений, в том числе и нравственных. Врач каждый день обязан выбирать из многих возможностей одну. Решение, которое принимает врач должно основываться не на инстинктах или интуиции, а на знании, в частности на этическом знании, которое дает необходимый объем рациональной информации для принятия решения.

- В 1992 году на русском языке вышла книга "Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской морали". Это издание было осуществлено при содействии Европейского Секретариата Совета Европы по научным изданиям. В ней отсутствовала православная позиция по социально-этическим проблемам современной медицины. В Предисловии к книге "Современная медицина и православие" вы говорите, что данное издание является попыткой зополнить информационный "пробел", допущенный в издании Совета Европы. В каком смысле можно говорить о взаимоотношениях религиозной морали, Церкви и медицины? Ведь если бы наука строго придерживалась "ортодоксальной" морали, то мы не имели бы сегодня ни патанатомии, ни эмбриологии, ни пренатальной диагностики, ни реаниматологии...

- Мораль, как явление человеческой культуры , в том числе мораль религиозная, призвана регулировать отношения между людьми. В сферу ее компетенции не входит контроль за механизмами, формами и ходом научных исследований. Это принципиальное положение. В то же время медицинские технологии позволяют проникнуть в самые сокровенные тайны человеческой природы, контролировать рождение, смерть, боль. Ответ на ваш вопрос находится в словах Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который в своем благословении к книге пишет, что современное врачевание располагает "сегодня богатейшим арсеналом средств, которые могут быть использованы как во благо, так и во зло человеку". Вот где основная проблема - как использовать добытые знания, чтобы не навредить человеку и обществу, как предусмотреть возможные негативные последствия тех или иных методик на человека? Вот где надо разбираться. Именно поэтому прежде всего сами врачи заинтересованы в том, чтобы были проанализированы и созданы условия "социальной адаптации" новым достижениям. Именно поэтому в упоминаемой вами книге Совета Европы "Медицина и права человека" к обсуждению острейших этических проблем медицины- эвтаназии, трансплантации, искусственного оплодотворения и т.д., привлечены не только профессиональные этики и правоведы, но представители всех традиционных конфессий. И это не случайно, ведь именно религии общество делегирует сохранение нравственных норм и ценностей или, как об этом говорил профессор А.Ф. Лосев, задачу "устроения человеческой жизни на всех бесконечных путях ее развития". Именно это определяет реальное предназначение религии в жизни общества, по крайней мере, общества цивилизованного.

- Но между различными религиозными конфессиями существуют принципиальные разногласия, не говоря уже об их отличии от различных светских этических концепций. В состоянии ли они сегодня быть надежным ориентиром для специалистов?

- Одна из основных задач современной биомедицинской этики и заключается в том, чтобы разобраться в этой ситуации. Нужно иметь полную информацию, сравнить различные подходы, найти точки соприкосновения и выработать необходимые формы согласия. Есть и фундаментальные основания для решения этой задачи - это базисные ценности профессиональной врачебной этики - сострадание, милосердие и защита жизни. При этом последним звеном в биомедицинской этике, так же как и в любом нравственном поступке, остается осознанная свобода нравственного выбора, которая не может быть ограничена навязыванием стереотипов и даже законом. Конкретный пример - клонирование человека. Законодательные ограничения разработок данного направления всегда будут носить относительный характер, если не станут осознанным свободным выбором нравственного сознания специалистов. Но это уже отдельный конкретный вопрос. Биомедицинская этика как междисциплинарная дисциплина помимо общетеоретических разделов включает в частности и конкретные разработки по отдельным направлениями современных биомедицинских исследований.

- Полагаю, что к обсуждению конкретных вопросов, которые нуждаются в детальном прояснении, мы в скором времени еще обратимся.

Беседовал Андрей Семенов. "Медицинская газета"


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению