На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению
Адольфо Х. Кастаньеда
РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Что такое мораль

Мораль - это не просто свод правил, призванных руководить нашим поведением. Вернее, конечно, так и есть, но она несравнимо больше, чем правила. К сожалению, многие полагают, что мораль представляет собой некий ряд необоснованных запретов наслаждению жизнью, некий ряд из "нет", которые Бог изобрел для того, чтобы доставить нам огорчение. Нет ничего более далекого от истины. Моральная жизнь, говоря простыми словами, - это жизнь в любви, в любви к Богу и в любви к ближнему. Но любовь - не есть нечто, лишенное формы. Она нуждается во вполне определенном образе. Заповеди и добродетели создают образ любви, поскольку они говорят нам о том, что является настоящей любовью, а что нет. Так что же такое любовь? Любовь означает просто желать и делать (по мере возможности) добро ближнему и самому себе. А что такое добро? Добро - это то, что наполняет истинные потребности и стремления человека и делает его полноценным как личность. Что же тогда человек? Итак, нам становится понятным, что вопрос о морали приводит нас к вопросу о человеке. Нет настоящего видения морали без настоящего видения человека. Мораль основывается на человеке, точнее на его достоинстве. В смысле достоинства человека мораль является способом бытия и жизни, который уважает человеческое достоинство. Если рассматривать его с позиций веры, то человеческое достоинство служит непосредственной основой морали, а Бог, Создатель человека, является последней основой морали. Слово "последняя" здесь не означает "крайняя в ряду вещей", но самая важная - основа основ. Мораль в христианском смысле определяется как способ бытия и жизни, который ведет человека к Богу, своей конечной цели. Мы начали размышлять об истинной морали, эти размышления мы будем вести по двум дополняющим друг друга направлениям: в направлении религии и разума, а также в направлении жизненного опыта. Для верующего человека вера в Бога существенно влияет на разум и жизненный опыт. Неверующему же человеку размышление об этих материях покажет связь между ними. Мы еще не ответили на вопрос, что такое человек. И не объяснили, что же такое человеческое достоинство. Этим мы займемся в следующей части.

2. Что такое человек

В нашем предыдущем размышлении мы пришли к выводу о том, что мораль является способом бытия и жизни, который уважает человеческое достоинство. Он предполагает адекватное видение человека. В настоящее время сохраняется ограниченное видение человека. Оно либо ограничивается его телесностью (материалистическое видение), либо рассматривает его как объект наслаждения и потребления (гедонистическое видение), либо как простую часть общества или трудового коллектива (социологическое видение), либо как мыслящее животное (научное или техническое видение), либо оно даже впадает в иную крайность, преувеличивая духовное составляющее человека вплоть до того, что приписывает потребность в морали его телу (спиритуалистическое видение или "Нью Эйдж"). Человек - это существо телесное и духовное одновременно. Он представляет собой главное единство души (или духа) и тела. Мы говорим "главное", а не "случайное единство" потому, что союз души и тела совершается в одном лишь существе - в человеке. Тело является тем, что составляет человека, а не некой случайностью. Это не костюм, который я надеваю, а потом снимаю. У меня нет тела, но я сам - мое тело. Эта истина имеет, как мы увидим в дальнейшем, очень важное значение для понимания основ морали. Существование бессмертной человеческой души проявляется в способности человеческого интеллекта создавать отвлеченные представления, раздвигающие границы времени и пространства. Понятия о любви, о справедливости сами по себе, или взять, к примеру, те же геометрические понятия о круге, линии и точке, их нет в материальном мире, однако человек может создавать их. Это объяснимо лишь фактом существования некоего духовного начала, которое, воздействуя на наш мозг, вызывает подобные представления. Невозможно предположить, чтобы нечто чисто материальное создавало нематериальные понятия. Итак, душа, являясь духовной субстанцией, не подвержена разрушению временем, как происходит с вещами из материального мира, и также не подвержена распаду, как тела живых организмов. Следовательно, наша душа определяется как духовная, бессмертная сущность, свободная и способная размышлять. Но эта человеческая душа неразрывно связана с телом. Речь идет не о какой-то духовной организации "заключенной" в теле, как думали древнегреческие философы-дуалисты. Действительно, нет смысла говорить: "находится в теле" о том, что является по сути своей духовным. Речь идет о воплощенном духе или о духовном, иначе нематериальном, теле. Это и есть человек. Единство души и тела, которым он является, не приемлет разделения двух этих составляющих без своей гибели. Если не будет тела, не будет и человека, останется лишь одна душа. Если не будет души, останется только труп (мы, христиане, верим в воскресение тела, настолько важным мы его считаем). Человеческая душа требует тела, которое ей соответствует, а тело точно также требует соответствующую ему душу. У читателя может появиться вопрос: почему мы начали свои размышления с краткого описания классической концепции о том, что представляет собою человек. Терпение! Скоро мы поговорим о нем с более современных позиций, раскрывающих его достоинство и соотношения человеческого достоинства с другими духовными ценностями. Но пока что нужно заметить, что классический подход к этой теме тоже очень важен. Действительно, если человек обладает нематериальной душой, если эта душа бессмертна, и если она неразрывно связана с телом, тогда значит, что весь человек, а не только его душа - имеет совершенное и внутренне присущее ему достоинство. Об этом более подробно будет сказано ниже.

3. Достоинство человека

Мы уже говорили о классической концепции о человеке как о единстве души и тела. И пришли к выводу, что обладая бессмертной душой, с которой неразрывно соединена телесность, человек имеет присущее ему бесконечное достоинство. На нем основывается мораль. Она является ни чем иным, как уважением и содействием этому достоинству. Теперь мы хотим дополнительно поразмышлять о человеке и его достоинстве с более современных позиций. Речь не идет о том, чтобы объяснять, что собой представляют оба эти понятия в прямом смысле слова, но об их анализе, который, по нашему мнению, со всей очевидностью обнаруживает существование человеческого достоинства. Персоналистская новая мысль, разумеется, выделяла на первое место способность и стремление человека к общению. Человек - это существо в общении или, как впоследствии скажет Святой Фома Аквинский: "Persona est relatio" - "Человек - это связь". В отношении веры с этим трудно не согласиться. На первой странице Библии говорится о том, что Бог создал мужчину и женщину по образу и подобию Своему (Бытие 1: 26). Итак, Бог из Библии является Существом Единственным в своем роде. На самом же деле единая божественная природа представлена в трех божественных личностях: в Отце, Сыне и Святом Духе. Мы были созданы, говорит Писание, не по образу единого Бога, но по образу Бога в нескольких лицах. Библия также говорит, что "Бог есть Любовь" (Иоанн 4: 8, 16). А любовь нельзя постичь в чем-то одном. Общность, как написано в библейском предании, в основном характеризует нашу человеческую суть. С позиций разума и жизненного опыта общественная природа человека - это неопровержимый факт нашего существования. "Я" не может раскрыться и заявить о себе, если рядом нет "ты". Ему также нужна противоположность, как легким необходим воздух. В основном, это начинает проявляться в семье, где родители помогают детям выковать в общении человеческую сущность, которой все мы обладаем. Когда мы находимся наедине с самими собой, то даже на уровне подсознания, мы неоднократно испытываем глубокое и невысказанное желание, чтобы к нам относились, как к "кому-то", а не как к "чему-то". Вся наша сущность восстает против того, чтобы становиться всего лишь инструментами в чьих-то руках. Кант был прав, когда сказал: "Обращайся с другими так же, как тебе хотелось бы, чтобы обращались с тобой". Свойственная нам психология не имела бы смысла, если бы этот крик нашей человеческой сущности был бы отвергнут, как нечто незначимое. Самоуважение, или чувство нашего собственного достоинства, не имело бы смысла по причине его переизбытка в нас же самих. Если у нас нет этого чувства, то мы обязательно страдаем эмоционально. Итак, внутренний динамизм отстаивания своего "я", то есть стремление, чтобы к человеку относились не как к объекту, но как к субъекту, направлен на утверждение собственного достоинства, или значимости человека как личности. Достоинство не обусловлено никакими внешними либо второстепенными факторами, как например, социальное или экономическое положение, расовая принадлежность, состояние здоровья и т.п. Человек оценивается просто как человек, а не по той или иной малозначимой особенности. Наше чувство самоценности является ярким тому подтверждением.

4.Человеческое достоинство объективно

Мы продолжаем размышлять с современных позиций о человеческом достоинстве. Как уже говорилось, человек обладает внутренним динамизмом, побуждающим его бороться за то, чтобы к нему относились именно как к человеку, а не как к неодушевленному предмету, не как к средству достижения цели, а как к самой цели. Поэтому у нас вызывает негодование, когда, например, эксплуатируют тех, кто слабее, или нищих рабочих принуждают за гроши трудиться на предприятиях богатых хозяев, когда женщины и дети используются для порнографии и т.п. Самым глубоким желанием человека является то, чтобы к нему относились по-человечески, как к цели, заключенной в нем самом. Утрата желания быть человеком приводит к низкой самооценке и к деградации личности. С другой стороны, наше отношение к людям как к средствам достижения цели ради удовольствия, ради заработка или ради чего-либо еще заставляет нас деградировать как личность и пагубно для нашего достоинства. Откуда же берется внутренний импульс, этот крик нашей человеческой природы? Ответом на вопрос является то, что наша человеческая значимость, наше достоинство существует реально. Человеческое достоинство объективно, то есть оно существует независимо от того, признают ли его или нет. Если бы это не так, то не имело бы смысла говорить о самоуважении, основе психологии, апеллировать к социальному братству или к чувству гражданской солидарности. Также не было бы смысла в чувстве деятельного сострадания к больному или нищему. По сути, не было бы смысла в самой любви. Ведь если человеческого достоинства не существует в объективной реальности, тогда не будет существовать и любви, поскольку любовь и достоинство - соразмерные величины. Не любит тот, кто себя не ценит. Если рассуждать с точки зрения религии, то Бог повелевает нам возлюбить ближнего своего как самих себя, потому что и ближний наш, и мы сами ценны в равной степени, так как и он и мы обладаем достоинством. Но если бы человеческого достоинства не существовало в объективной реальности, то любовь была бы лишена своей основы. Здесь видно с полной ясностью, что мораль и жизнь в любви непременно основывается на достоинстве, или ценности человека. Можно еще сказать, что если человеческое достоинство является объективным (реально существующим), то отсюда следует, что мораль также объективна, а не относительна, и, значит, что принципы морали объективны, а не относительны. Поэтому "релятивистская мораль" - это определенное противоречие, а "утилитарная мораль" - этическое уродство. В обоих случаях побеждают сильные те, на чьей стороне власть и решающий голос. Они ущемляют права слабых, маргиналов, иммигрантов, стариков, больных, нерожденных детей. И это происходит не только в тоталитарном, но также и в "демократическом" обществе. Каким же образом это происходит, мы будем размышлять дальше.

5. Человеческое достоинство не подчиняется голосованию

В обществе, называющем себя "демократическим", большинство вопросов решается большинством голосов. Это хорошо, за исключением тех случаев, когда речь идет об основных правах человека. Человеческая жизнь не является высшей из существующих ценностей. Духовные ценности (отношения с Богом и т.д.) гораздо значительнее. Однако человеческая жизнь является более фундаментальной ценностью, основой и условием существования других человеческих ценностей и прав. Проще говоря, если Вы умерли, то потеряли свои права, кроме одного, - чтобы Вас похоронили достойно. Следовательно, жизнь человека как основное право должна быть защищена прежде, чем любое другое право. Без нее нет ничего больше. Забавно то, что уважение к жизни, скажем, к нерожденным младенцам, подчиняется голосованию. Тогда как ни человеческое достоинство, ни человеческая жизнь, ни основные человеческие права не должны подчиняться голосованию, потому что они - основа демократии и самого голосования. В продолжение еще несколько слов о праве на жизнь. Не демократия определяет право на жизнь, но право на жизнь определяет демократию. Короче говоря, для того, чтобы голосовать, нужно быть живым. Право на жизнь - это основа демократии, ее непременное условие, смысл ее существования. Демократия является политической системой, которая зиждется на основных правах человека. Ими пользуются и не обсуждают. Так же как геометрия базируется на отвлеченных понятиях (точке, линии, плане), демократия основывается на принципах, не поддающихся голосованию, но предшествующих самой демократии. Более того, демократия должна существовать ради этих основных прав и обязанностей человека, так как они представляют собой различные грани человеческого достоинства, человеческого бытия. Если же демократическая система не имеет в качестве своей цели соблюдение прав человека, то она перестает быть демократией и превращается в закамуфлированный тоталитаризм, некую разновдность "демократической марионетки", когда решающий голос принадлежит власть имущим. Наиболее парадигматическим случаем такого рода перекосов демократии является недостаток уважения, даже на законодательном уровне, к жизни нерожденных детей. Здесь с полной ясностью прослеживается, что если нет правильного и объективного видения человека и его достоинства, то тогда те, кто имеют решающий голос, доходят до крайности, отказывая в праве на жизнь тем, кто не могут ни в чем постоять за себя. И это мы называем демократией? Очень легко тому, кто обладает даром речи, говорить, что "таково есть мнение большинства". Однако этим большинством может руководить идеологизированная пресса, чья позиция направлена против другого, тихого большинства, которое еще не появилось на свет. Пресса отнимает у него возможность (в будущем) поупражняться в красноречии, чтобы защитить себя. Это не более чем трусливый эгоизм и невероятная поверхностность.

6. Человеческое достоинство также "не выходит из моды"

Основная проблема состоит в том, что если не иметь правильного, объективного и глубокого видения человека и человеческого достоинства, то можно впасть в моральный релятивизм. Мы уже говорили об этом выше. Теперь лишь подтверждаем сказанное. Если человеческое достоинство объективно, как тоже указывалось нами ранее, то отсюда следует, что мораль, которая базируется на нем, также является объективной. Здесь требуются небольшие пояснения. Как было сказано, человек обладает абсолютным и внутренне присущим ему достоинством. Это достоинство в свою очередь охватывает всего человека. И то и другое означает, что человеческое достоинство постоянно. Оно не теряется ни в результате болезни, ни из-за недостатка средств, ни с возрастом, ни даже со смертью. Из всего этого следует, что человеческое достоинство не выходит из моды. А значит, основные моральные принципы тоже не зависят от моды. Потому нет смысла говорить, что "раз мы живем в новом тысячелетии, то эти вещи безнадежно устарели". Между тем "эти вещи", о которых судят люди, говорящие подобным образом, являются главными принципами и ценностями на все времена. Они направляют человеческое сознание, подобно Десяти Заповедям. Ошибка таких суждений заключается в стремлении придать духовным принципам и ценностям вид материальных вещей. Материальные вещи, особенно те, что созданы человеком, склонны к изменениям. Более того, они должны изменяться и улучшаться. Человеческий гений постоянно изобретает лучшие вещи. Это составляет часть прогресса, к которому человек по природе стремится в своем творчестве. "да произведет земля", - сказал Бог первой человеческой паре (Бытие 1: 24). Но моральные принципы и ценности относятся к иному порядку. Одни из них являются относительными (как мы увидим дальше), а другие - абсолютными и неизменными. Они неизменны потому, что в числе многих иных вещей не позволяют нам совершать действия, которые направлены против нашего достоинства. Смешивать то, что изменяется или даже должно измениться, как например, материальные ценности с тем, что неизменно, - это не только огромное заблуждение, которое причиняет многие страдания, но и поверхностность современного мышления. Это мышление характеризуется банальным релятивизмом, рассматривающим все в одной плоскости, без иерархии ценностей и без какого бы то ни было образца или схемы, по которой можно было бы сравнивать наше поведение и нашу манеру держаться. Мы переполнены информацией, но не можем привести ее в порядок. В результате - растерянность, отсутствие смысла жизни и как следствие - ощущение пустоты. Все это ведет к нигилизму, то есть в никуда. Когда в жизни исчезают преходящие идеалы в которых для человека заключается ее смысл, он, то есть человек, впадает в гедонизм (поиск удовольствий как самоцель) или в отчаяние и эскапизм (уход от реальности в вымышленный мир - В. Т.). Этим объясняется широкое распространение индустрии развлечений. Удовольствия и развлечения перестают быть средством отдыха и восстановления здоровья, подзарядки сил, духовного обогащения отдельного человека, семьи, коллектива. Они превращаются в какое-то непрерывное буйное помешательство. Когда они заканчиваются, приходит отчаяние. А потом начинается погоня за большими развлечениями. Таким образом наступает феномен зависимости, причем гораздо более сильной, чем склонность к алкоголю, наркотикам и карточной игре. В настоящее время существуют такие формы зависимости, как сексуальная, пищевая, трудовая, телевизионная, компьютерная, зависимость от электронных игр, а также склонность к насилию, даже к насилию в семьях.

7. Важность связи между моральными ценностями и человеком

Как мы можем выйти из этого порочного и вредного круга? Как мы можем восстановить ценность морального начала и чувства нашего достоинства? У многих разрушены моральные принципы, которые наши родители и предшествующее поколение вытравливало в нас, находя их "вышедшими из моды" (аргумент, уже приводившийся ранее). Но это не является основной причиной. Основная причина состоит в том, что нынешнее поколение не видит связи между этими принципами и самореализацией человека. Здесь, как я думаю, и была ошибка предшествующего поколения. Оно ограничилось тем, что передало нам некоторые из моральных принципов, которые считались всегда безупречными - в этом нет сомнения - , но оно не сумело в достаточной степени установить их личное составляющее, их связь с человеческим достоинством и остальными ценностями. Иными словами, моральное образование (формальное и неформальное) было обезличено. Дело не в том, что наши родители или воспитатели сознательно не освещали нам вопросы моральных ценностей. Просто в социальном отношении прошлое поколение было другим. Общество 40 лет назад в основном имело законы, социальное окружение, воспитательную систему - , короче говоря, всю культуру, которая опиралась на семью и основы морали. Объективность основных моральных принципов не оспаривалась нигде, кроме как в некоторых академических кругах. Следовательно, не было необходимости углубляться в вопросы морали. Но наступили знаменитые и непредсказуемые 60 годы, и все то, что прежде "было скрыто за плотным занавесом", так сказать, вышло на первые рубежи культуры, общественной жизни. Это касалось не только средств коммуникации и индустрии развлечений, которые начали распространять моральный релятивизм, существующий и в наши дни, - но также и университетов, политических институтов и всего того, что создает общественное мнение, как например, искусство, и даже определенные религиозные организации. Все это оказало влияние на родителей и воспитателей, которые были растеряны и отчасти не готовы к тому, чтобы мыслить по-новому. Потому-то и необходимо восстанавливать чувство объективности морали, но выражать его следует по-новому. В рассуждениях на тему морали нужно учитывать личное составляющее не только как своего рода стратегию, но еще и потому, что оно является причиной ее существования. Повторяем, мораль основывается на достоинстве человека, и это нужно продемонстрировать. Кроме того, нужно также показать, что мораль не только не вредит истинной свободе (такой необходимой сегодня), но и, напротив, служит ей во благо. "Познаете истину, и истина сделает вас свободными", - сказал Иисус Христос о десяти заповедях (Иоанн 8:32). Только так жизнь по законам морали восстановит свою изначальную привлекательность, внутренне присущую ей красоту. Только так современное поколение почувствует себя привлеченной ею. Но каким образом этого добиться? Мы продолжим данную тему в наших дальнейших размышлениях.

8. Целостное единство человека и человеческих ценностей

Мы уже сказали, что мораль основывается на человеческом достоинстве, что она является абсолютной и внутренне присущей ценностью, которой обладает каждый человек. Также мы говорили о том, что мораль заключается в уважении и укреплении этого человеческого достоинства, уважении и укреплении, которые ведут человека к единению с Богом. Это то же самое, что сказать, что мораль заключается в жизни в любви к Богу и к ближнему. До сих пор мы давали лишь общее определение морали. И не говорили о связи между человеческим достоинством и различными моральными принципами. Что мы и предлагаем обсудить в этом и в последующих размышлениях. Как указывалось ранее, человек в классическом понимании представляет собой неразрывное единство души и тела. Нет смысла вновь объяснять эту столь важную истину. Нужно только сказать, касаясь ее, что в современном понимании будет лучше охарактеризовать человека как целостное единство. Что это значит? Целостное единство, которым является человек, означает, что он состоит из различных составляющих: телесного, духовного, психического, интеллектуального, общественного, сексуального и т. д. Все эти составляющие связаны между собой, и каждое из них в определенной степени овладевает всем человеком. Это следует из нашего предыдущего объяснения о неразрывном единстве тела и души, которым человек является в классическом понимании. Отсюда можно сделать вывод, что если человек обладает внутренне присущим и абсолютным достоинством, то тогда каждое из составляющих человека каким-то образом участвует в этом достоинстве. Иными словами, каждое из составляющих человека имеет свою ценность или, лучше сказать, что оно само является ценностью. Как уже говорилось, человеческое тело имеет ценность, и поэтому его нужно уважать. То же можно сказать и о других составляющих, некоторые из которых мы перечислили. Здесь требуется пояснение. Как мы только что сказали, каждое из составляющих человека "каким-то образом" принимает участие в его достоинстве. Причина, по которой мы употребили выражение "каким-то образом", такова, что невозможно с точностью определить, каким именно образом каждое из этих составляющих участвует в человеческом достоинстве. К примеру, уже говорилось о том, что телесная жизнь не самая высокая из существующих ценностей, духовная жизнь гораздо выше. И тем не менее, телесная жизнь является более фундаментальной из существующих ценностей, основой и условием для всех остальных. Это, конечно, неглавное отличие, но оно важно, поскольку имеет значение в жизни по законам морали. Однако несмотря на указанную трудность в определении того, как участвует то или иное составляющее в человеческом достоинстве, можно с полной уверенностью утверждать, что все эти составляющие человека и каждое из них в отдельности так или иначе обладают человеческим достоинством. Классическая философия говорит о высших свойствах человека (таких, как интеллект и воля) и низших (таких, как психика и тело). Нам не хотелось бы подробно останавливаться на этих различиях, которые сохраняют всю свою значимость и теперь, - поскольку наша задача - поддержать ощущение важности морали относительно всего человека, так как оно находится в кризисе на сегодняшний день. Во всяком случае, повторяем, можно утверждать, что человек является единым целым и что все его составляющие представляют собой человеческие ценности, потому что они участвуют в формировании его достоинства. Что же общего все вышесказанное имеет с моралью? Вернее, что общего оно имеет с принципами или нормами морали? К этому мы подойдем в следующих главах.

9. Человеческие ценности и моральные ценности

Мы говорили о том, что каждое из составляющих человека представляет собой настоящую ценность, благодаря своему участию в человеческом достоинстве, которое является основной ценностью человека. Итак, каждая из этих ценностей именно по своей сути также представляет собой требование ответной реакции. То есть, когда я сталкиваюсь лицом к лицу, если можно так выразиться, с одной из этих ценностей, то мое сознание требует, чтобы я относился к ней уважительно или даже, если ситуация располагает к тому, сделал что-либо для ее поддержания. Приведем пример. Допустим, я встречаю человека, которого мучит голод. Ценность его физической целостности находится в опасности. Она предстает предо мною в качестве требования о помощи. Мое сознание призывает меня, чтобы я в меру своих возможностей сделал что-нибудь для этого голодного человека. Требование, исходящее, так сказать, из ценности, которую представляет собой физическая целостность, или просто корпоративность человека, называется моральной ценностью. В этом случае моральная ценность состоит в заповеди "накорми голодного" (Евангелие от Матфея 25:35). Иными словами, требование, призыв, который представляет собой человеческое тело именно потому, что оно уже является ценностью, - это моральная ценность. Моральное составляющее этой человеческой ценности, то есть тела, возникает, если смотреть на нее с позиции ее же составляющего требования или призыва. Мы могли бы прийти к такому же выводу, используя другие составляющие человека в качестве примера. Но и приведенного примера достаточно. Обобщив все сказанное, можно утверждать, что моральные ценности - это те же человеческие ценности (которые являются составляющими человека), рассматриваемые с позиций cоставляющего требования или призыва к тому, чтобы их уважали и даже, если ситуация располагает, сделали что-либо для их поддержания. Тогда мы видим, что моральные ценности не имеют ничего общего с абстрактными понятиями в отношении конкретного человеческого опыта. Напротив, моральные ценности - это наиважнейшие из всех существующих ценностей, поскольку именно они защищают человеческое достоинство и способствуют его формированию в различных составляющих. Итак, мы сказали, что "это те ценности, которые защищают человеческое достоинство". Иначе говоря, если продолжать следовать приведенному выше примеру, то когда я даю еду голодному, я не просто кормлю кого- то, а помогаю Человеку. Основанием к такому выводу является то, что человек - это сущностное (не случайное) единство различных составляющих, в особенности, души и тела. Например, когда я прикасаюсь к телу какого-нибудь человека, то я прикасаюсь к самому человеку. На этом простом примере мы видим связь между моральными ценностями и человеческим достоинством. О ней мы упоминали, когда говорили о необходимости персонификации размышлений о морали.

10. Моральные ценности и моральные нормы

Как мы смогли убедиться, моральные ценности становятся человеческими, как только они представляют собой, именно по своей ценностной сущности, требование, зов, какой-либо "призыв" к нашему сознанию, чтобы мы могли уважать их или сделать что-то для их поддержания, если к этому располагает ситуация. Теперь возникает вопрос: как связаны между собой моральные ценности и моральные нормы, или заповеди? Эта связь очень проста. Моральные ценности должны выражаться в конкретной форме и в виде требований (в конце концов, они и есть требования). Такое выражение моральных ценностей является моральными нормами или заповедями. Моральная норма - это правила, которые требуют уважения, и если ситуация располагает к тому, - то и поддержки заключенных в них моральных ценностей. Не будем ни на секунду упускать из виду связь между моральными нормами и благом человека. Вспомним еще раз о том, что моральные нормы защищают не что - нибудь иное, а именно составляющие человека, выраженные в виде ценностей. Помимо того, нам следует также вспомнить, что моральные нормы, требуя определенный тип действия или, по крайней мере, поведения от определенного составляющего человека, в качестве конечной цели имеют благо самого человека. Следовательно, моральные нормы так же, как и моральные ценности, не есть нечто абстрактное и бесформенное, но, напротив, они имеют четкую форму и содержание, они заставляют нас действовать таким образом, чтобы мы уважали и помогали достоинству человека, иными словами, человека с большой буквы. Итак, это уважение и помощь человеку есть ни что иное, как любовь. Мы видим, что моральные нормы - это основные положения, направляющие наше поведение к реализации любви. Моральные нормы и ценности представляют собой конкретный образ любви. Иначе мы имели бы "аморфную любовь", все что угодно могло бы тогда сойти за любовь. Но настоящая любовь основывается на заповедях. "Если они меня любят, то будут следовать моим заповедям", - говорит Иисус Христос (Иоанн 14:15). Нет любви без заповедей. Но жизнь по законам морали состоит не только в заповедях или нормах, как нами было сказано в самом начале наших размышлений. В чем же она еще состоит? Посмотрим.

11. Мораль - это не только заповеди, но также отношение к жизни

Мы уже немного узнали о том, что мораль - это не только свод норм. "Немного" означает, что было показано лишь то, как моральные нормы связаны с человеческим достоинством и, в конечном итоге, с любовью. Теперь мы будем рассматривать, как мораль, помимо ценностей и норм, связана с отношением к жизни. На самом деле это легко понять. Наше отношение суть позиция, которую наше внутреннее "я" занимает к жизни или, лучше сказать, к людям. Наша позиция - это то, что определяет наши поступки. Итак, моральные нормы, как мы видим, управляют нашими поступками. Следовательно, моральные нормы и ценности, защищаемые этими нормами, также должны формировать наше отношение к жизни. Мораль поэтому и является сферой отношений. Действительно, мораль - это в большей степени сфера отношений, чем сфера поступков. Поступки должны вытекать из отношений. В Нагорной Проповеди (евангелие от Матфея, главы 5- 7) Иисус придает большое значение сердечным отношениям (воле и уму), которые вытекают из самих поступков. "Вы слышали, что сказано древним: "Не убивай…" Но я вам говорю, всякий, кто гневается на брата своего, подлежит суду" (Матфей 5:21-22). Иисус не говорил о простом чувстве гнева, он говорил об отношении к гневу и ненависти. Ненависть есть нечто внутреннее. Иисус не только проклинал убийство, он проклинал также и ненависть, которая приводит к убийству. Он проклинал не только грех, но также и корень греха.

12. Моральные добродетели

Действительно, самым верным словом в моральном смысле, относящимся к позициям, которые склоняют нас к поведению по законам морали, является слово "добродетель". Что же оно означает? Добродетели - это добрые навыки. А навыки, в свою очередь, есть ни что иное, как качества наших способностей, предрасполагающих нас к тому, чтобы поступать определенным образом, с большей быстротой и легкостью, чем если бы мы не обладали этими навыками. Добродетели как добрые навыки склоняют нас к тому, чтобы делать добро очень легко и просто. Например, человек, обладающий добродетелью справедливости поступает легко и просто, он лучше справляется с трудностями, будучи справедливым, чем тот, кто только начинает делать первые шаги на пути к справедливости. Как же в нас формируются добродетели? Добродетели формируются на основе повторения поступков, к которым они нас склоняют. Чем больше мы повторяем эти поступки, тем более добродетельными становимся. А теперь мы подходим к очень важному моменту. Добродетельный человек - это человек, чьи душевные способности (интеллект, воля) дополнены добродетелями, которые прочно утвердились в его душе. Гармоничное соединение добродетелей, присутствующих в душе человека, называется характером. Действительно, греческий и латинский корни слова "мораль" означают "характер". Моральное образование есть формирование характера. Это чрезвычайно важно. Не достаточно, таким образом, чтобы человек совершал хорошие поступки, но нужно, чтобы при этом он сам был хорошим и жил по законам морали. Быть человеком морали - вот цель, к которой должен стремиться каждый. Речь идет не о том, чтобы иметь как можно больше в этой жизни, а о том, чтобы стать лучше. Об этом мы еще поговорим в дальнейшем. А пока остановимся вкратце на четырех главнейших моральных добродетелях. Эти добродетели называются кардинальными. Они называются так потому, что кардинал - это петля, на которую надета дверь и вокруг которой она вращается. А указанные добродетели важны по той причине, что все остальные добродетели как бы вращаются вокруг них. Четырьмя кардинальными добродетелями являются по степени важности: благоразумие, справедливость, сила и умеренность.

13. Благоразумие

Возможно, многих удивит, что самой важной из моральных добродетелей является благоразумие. Ведь в наши дни имеется ошибочное представление о том, что представляет собой эта добродетель. Большинство считает, что благоразумный человек - тот, кто мало рискует, даже тогда, когда ситуация требует поставить на карту все ради помощи другим. Некоторые думают, что благоразумие заключается лишь в том, чтобы хорошо обдумывать возможные последствия перед тем, как договариваться о чем-либо с кем-либо или перед тем, как сказать кому-то о чем-то. Но, даже если в этом народном определении благоразумия и есть какая-то доля истины, то в целом оно не является истинным. Благоразумие - добродетель, вокруг которой вращаются остальные моральные добродетели, включая и другие кардинальные добродетели. Поэтому приверженцы морали всегда называли ее "auriga virtutiuum", то есть проводником всех других моральных добродетелей. Добродетель благоразумия управляет всеми остальными моральными добродетелями. С ее помощью мы узнаем, когда и как нам следует проявлять ту или иную добродетель. Например, отец семейства, когда его сын совершит что-то плохое, должен определить, как в этом конкретном случае нужно поступить по справедливости. Перед банкетом приглашенный должен проявить благоразумие, чтобы соблюсти меру в еде и не впасть в грех чревоугодия, или проявить добродетель умеренности.

14. Добродетель справедливости

Добродетель справедливости состоит в том, чтобы воздать каждому по заслугам. Иногда это легко, иногда - нет. Этим должно руководить благоразумие. Разумеется, все мы призваны быть справедливыми: шефы - со своими подчиненными, подчиненные - с шефами; правительства - с гражданами; родители - с детьми; братья - с братьями; друзья - с друзьями. Справедливость не противоречит ни милосердию, ни доброте, ни любви. Любовь включает в себя оба эти понятия. Справедливый судья обязан наказать преступника, однако, движимый любовью и, сообразуясь с обстоятельствами, он в то же время может проявить милосердие, чтобы смягчить наказание, которое всегда должно быть гуманным. Например, судья не должен третировать обвиняемого, лишать его адвоката или вершить неправый суд.

15. Добродетель силы

Эта добродетель заключается в обладании силой и постоянством, чтобы завершить доброе дело, несмотря на затруднения. Она позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию до конца с терпением и выдержкой и не пасть духом. Также она позволяет действовать в опасных ситуациях и идти на благоразумный риск. Добродетелью силы должны обладать солдат, полисмен, член правительства и вообще все люди в той или иной степени.

16. Умеренность

Данная добродетель дает нам возможность контролировать и направлять в правильное русло наши желания и побуждения такие, как еда, питье и секс. Все эти вещи хороши, но если мы позволим им взять над нами верх, они доведут нас до греха и до беды. Другими пороками, которые помогает преодолевать эта добродетель, являются: потребительство, насилие, злоба и все виды излишеств. Особой добродетелью, составляющей умеренность, является целомудрие.

17. Добродетель целомудрия

Существует немало ложных представлений о том, что значит целомудрие. Многие думают, что целомудрие означает лишь воздержание от половой жизни. Есть также мнение, что целомудрие - это нечто негативное или "вышедшее из моды". Но, разумеется, это не так. Целомудрие представляет собой добродетель, которая ставит наши сексуальные потребности на службу настоящей любви. Целомудрие заставляет нас правильно использовать возможности секса. Это правильное их использование означает уважение к ценностям секса, которые мы способны защищать посредством того же целомудрия. Таковыми ценностями являются супружеская любовь и зарождение новой жизни. Следовательно, можно сказать, что целомудрие - это та добродетель, которая дает нам возможность поставить свои сексуальные потребности на службу настоящей любви посредством утверждения двух основных ценностей: супружеской любви и зарождения новой жизни. Отсюда выходит, что у людей, не состоящих в браке, целомудрие выражается в полном отказе (воздержании) от половой близости. Речь идет не только о телесном воздержании, но также и о воздержании ума и сердца, поскольку целомудрие начинается в уме и сердце (Матфей 5: 28). У тех, кто состоят в браке, целомудрие выражается по-другому. Иногда оно будет означать воздержание. Но когда супруги соединяются в половом акте, то этот акт будет тоже целомудрен, если уважаются две основные неразрывные ценности гуманного секса: супружеская любовь и зарождение новой жизни. В действительности это значит, что супруги соединяются ради любви, а не для того, чтобы использовать друг друга как объект удовлетворения желания. Из этого также следует, что любое извращение интимной близости, противозачаточные средства, стерилизация и аборт должны быть полностью запрещены. В том случае, когда у супругов есть достаточно веские основания, чтобы не иметь детей, они могут прибегать к естественным методам планирования семьи. Удовольствие также является очень важным моментом в интимной жизни супругов. Но еще более важным является любовь и зарождение новой жизни. Действительно, если удовольствие подчинено этим двум ценностям, тогда супруги испытывают истинное и полное наслаждение от секса, и Бог радуется вместе с ними, ибо в этом случае все соответствует созданному Им плану. Не следует верить ложным представлениям о том, что секс есть нечто "грязное" или "скверное". Сам Бог сотворил его, вложив в него колоссальное удовольствие именно для того, чтобы сделать привлекательными такие высшие ценности, как супружескую любовь и зарождение новой жизни. Уже несколько веков назад Церковь решительно отвергла ересь альбигойцев, которые ошибочно считали тело человека и все с ним связанное, скверным. Церковь отвергла эту ересь потому, что она вредна по своей сути, поскольку отрицает, что все, сотворенное Богом, - хорошо (Бытие 1). Действительно, Бог создал брачные отношения как явное отражение Его любви к Своему Народу (Церкви), и наоброт. Святой Павел говорит в послании к Эфесянам 5 : 22 - 32, что любовь между мужем и женой должна отражать и воплощать (= делать очевидной) любовь между Христом и Церковью, которая является Его супругой. Вот почему христианский брак является Священным: он отражает посредством супругов любовь Христа и Его Церкви. Исходя из этого, также не должно существовать развода, адюльтера, прелюбодеяния, противозачаточных средств, стерилизации, аборта и т.д., поскольку все это противоречит единству Христа и Церкви. Христос никогда не развелся бы с Церковью, не предал бы ее (адюльтер), не запретил бы новую жизнь (Божественную жизнь = милость), не совершил бы никакую другую мерзость. В свою очередь, Церковь призвана соблюдать такую же верность, как и Христос по отношению к ней.

Перевод с испанского В.М. Труфанова


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению