На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению
Андрей Шмелев
РОССИЯ: ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИИ

В ноябре 1991 года впервые в России показатели смертности превысили показатели рождаемости. Только с 1992 по 2000 год так называемая "естественная убыль" населения России составила 6,8 миллиона человек. По прогнозу Госкомстата, к 2016 году нас станет меньше еще на 10,4 миллиона. Далее следуют предположения одно мрачнее другого: по прогнозу ООН, к 2050 году население страны сократится на 26 миллионов. Французский демограф Маргарет Буше полагает, что темпы сокращения будут в 2 раза выше. То есть к концу века может произойти исчерпание русского этноса.
Что же такое произошло? Только стихли разговоры об угрозе демографического взрыва, только-только свыклись со страхом перед перенаселением (в 70-80-х годах была популярна фраза, что рост населения страшнее третьей мировой), так теперь новая, прямо противоположная угроза...
Смертность в России - особая статья, она отличается от европейской и по уровню, и по структуре. В период 1992-1995 гг. она резко возросла. Причины этого более или менее ясны: падение уровня жизни, коммерциализация медицины, ухудшение экологии, ликвидация государственной монополии на производство и продажу алкоголя.
Наиболее специфическая черта российской модели смертности - крайне высокая смертность от несчастных случаев: отравлений (в основном алкоголем) и травм. На сегодня треть всех смертей связана с алкоголем. Уровень младенческой смертности в России остается в 2-4 раза выше, чем в развитых европейских странах. Ожидаемая продолжительность жизни россиян в 2000 году сократилась до 65 лет. У мужчин - 58,9 года. У женщин - 72,1 года. В развитых странах Европы этот показатель выше на 7-10 лет. Поэтому сегодня, когда какая-нибудь средняя школа сталкивается с неприятной неожиданностью: количество первоклашек уменьшилось вполовину, - кидаются искать причину внутри. А причина эта - вне стен школы. Ведь нынешние первоклассники родились в начале 90-х, в годы резкого демографического спада в России. С 94-го года численность детей семи лет сократилась более чем на 1 миллион, а это почти 40 тысяч классов, 40 тысяч учителей, которых надо высвобождать и обучать другим профессиям. Вдвое сократилось число дошкольников. Это уже рябь от демографической волны. С другой стороны, наблюдается рост числа старшеклассников. Численность 17-летних (потенциальных абитуриентов) увеличилась за 10 лет более чем на 400 тысяч человек. Растет спрос на высшее образование, а соответственно число вузов и мест в них (и тут причину надо искать вне стен вуза, это, увы, не рост престижа высшего образования). Число 17-летних продолжает расти, максимум придется на 2004 год - примерно 2,5 миллиона человек, и сразу начнет быстро уменьшаться - с 2,5 миллиона до 1,5 миллиона к 2010 году. Если сохранится темп роста приема в вузы, то через несколько лет конкурс упадет до 1 и сегодняшним первоклашкам можно будет не готовиться к поступлению, а многим преподавателям придется подумать о переквалификации. Платное образование может стать нерентабельным. Вузам, если они хотят сохраниться, надо будет частично или полностью перестраиваться на программы повышения квалификации и второго высшего образования. 17-летние - не только потенциальные абитуриенты, но и потенциальные призывники, а поскольку низкая рождаемость пока повлияла лишь на сокращение числа дошкольников и первоклассников, а численность 17-летних юношей только растет, сейчас пока рано говорить о кризисе призыва. А после 2007 года спад численности юношей призывного возраста будет крайне чувствительным - более 100 тысяч человек в год. Вот тогда и придется реформировать армию: призывников на все виды и рода войск не хватит.
Что стоит за нынешним падением рождаемости? Экономический кризис? Конечно. Уже говорят об экономической стерилизации среднего класса. Как рожать ребенка, если это не по карману? Если половина семей с ребенком живет за чертой бедности, потребность в детях просто не может реализоваться. А ведь у 30 процентов населения пока еще сохраняется представление о двух- и трехдетной семье как об идеальной и желательной. Наличие трех детей в наше время означает то, что родители уверенно стоят на ногах, готовы обеспечить детям образование, медицину и оградить от бед. Часто три ребенка в семье - знак полной "упакованности", в понятие которой среди прочего входят автомобиль, загородный дом, дети. Снижение рождаемости ведет к демографическому старению. В 1998 году в стране впервые было зарегистрировано людей пенсионного возраста на 110 тысяч больше, чем детей и подростков до 16 лет. Через 2 года, к 1 января 2000 г., эта цифра поднялась уже до отметки 1,1 миллиона. Согласно классификации ООН, население считается старым, если доля пенсионеров (65 лет и старше) превышает 7 процентов. В России эта цифра на сегодня - 12,5 процента. А если считать пенсионный возраст по-российски (с 60 лет), то порог демографической старости нами пройден уже очень давно и на сегодня доля населения пенсионного возраста превысила 21 процент (по сравнению с 11,7 процента в 1960 году). Так что вслед за Леонидом Ильичом из анекдота наш народ может сказать себе: я стар и даже суперстар.
В последние годы мрачная демографическая картина России имела одну теплую краску: миграционный прирост. В Россию приезжали. И еще в 1990 году это замещало естественную убыль населения на 90 процентов, а в 94-м - аж на 100 процентов! Миграционный потенциал из ближнего зарубежья реализовал себя достаточно быстро: уже в начале 90-х уехали все, кто хотел, мог, было куда и к кому. И в 1999 году миграционный прирост компенсировал убыль всего на 15 процентов. Сегодня еще существующее положительное миграционное сальдо объясняется потоками мигрантов и беженцев прежде всего из районов вооруженных конфликтов.
Но, во-первых, Россия не готова принимать всех потенциальных мигрантов - нет средств на прием и социальную защиту.
Во-вторых, демографический потенциал мигрантов ослаблен - выкорчеванное дерево не скоро плодоносит: переселенцы либо откладывают рождение детей, либо вовсе отказываются от них.
В-третьих, мигранты, как правило, не желают переезжать в регионы, где есть потребность в рабочих руках, например, на север и восток России. Получается, что миграция только подправляет нам статистику, а социально-демографического состояния отнюдь не улучшает. Ведь не насильственно же направлять мигрантов в оголенные теперь восточные и приграничные районы.
Чем стимулировать законную миграцию? Необходима миграционная политика. Именно ее отсутствие привело к засилью нелегальных иммигрантов. Сейчас в России находится от 700 до 1500 тысяч иностранцев и лиц без гражданства, которые занимаются незаконной трудовой деятельностью и не платят налоги. Нелегальных китайцев по России - более 400 тысяч, афганцев - более 150 тысяч. С 1996 года количество задержанных на границе России незаконных мигрантов возросло в 10 раз.

"Весть" (г. Калуга) 259 15.10.2002
Точка зрения Андрея ШМЕЛЕВА члена Совета Федерации.


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению