На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению
Э.В.Дьяченко
Точка отсчета личностного развития.

“Смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей”
. С.Л.Рубинштейн.

Научная парадигма конца второго, начала третьего тысячелетия делает акцент на видении целостного образа, отдавая частностям второстепенное значение6. Также переосмысление понятия личности от “маски” переходит к “лику”, от того, что человек желает представлять или казаться, к тому, что он есть в действительности, учитывая перспективу генетической данности и духовно-нравственного развития. Здесь можем добавить, что каждая развивающаяся личность, будучи потенциальным “ликом”, способна достичь этого духовно-нравственного совершенства, восполнив своей жизнью тот смысл, о котором сказано в значении просоциального жертвенного доброделания. Потому, сформировавшаяся личность есть та, которая значение “лика” закрепила жизнью, системой деятельностей1, достигнув высокого общечеловеческого смысла и преобразуя его в свою личностную ценность, реализуя заложенный в душе (психике) духовно-нравственный потенциал. Примером личности, достигшей совершенства, служат те, кто стоял у истоков познания таин внутреннего мира души, из поколения в поколение, передавая свои бесценные знания, закрепленные жизнью, а именно, все святые и подвижники христианского благочестия, о которых академическая психология еще так мало знает. Эти люди достигли “лика”, доказав возможность совершенства только благодаря самоотверженности в желании делать добро и нести любовь всем. Именно такой путь достижения и становится “камнем преткновения” для психологов, которые желают примирить человека с собой, уча его самодостаточности, комфорту самости, что является глубочайшей ошибкой, так как в нас заложена потребность реализовать тот “лик”, в котором нельзя построить счастье на эгоизме. Примером полноты сформированной личности служит и то, когда человек забывает о самосохранении в готовности погибнуть ради спасения других или же послужить им всей своей жизнью. Не важно, в каком возрасте это происходит. Человек может "забыть о себе" в пять лет, когда ребенок стремится отдать любимую игрушку или конфету из жалости к тому, у кого ее нет, в двадцать, когда юноша, закрывает грудью дот, а может быть в шестидесят, когда пенсионер, примиряющий ссорящихся, готов отдать свои лекарства безнадежно больным. А потому, рассуждая о полноте личности, мы не можем не увидеть в ней скрытого или явного подвига, совершаемого, прежде всего в победе над самим собой, своим эго, и именно в нем мы определяем для себя ориентиры своего личностного развития. Следовательно, подбирая методологию к изучению личности, нам уместней было бы говорить об исследовании не сформированной, а развивающейся личности.

Определением развивающейся личности будем считать очень точную и лаконичную формулировку Б.С.Братуся1: “Личность выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его “инобытие” в них”. Это близко к выводу А.В.Петровского о том, что особенность личности в обретении второй жизни в других людях3. Т.е. если рассматривать развивающуюся личность, как целостную динамическую систему в уникальном сочетании тела, души (психики) и духа, то мы можем предположить, что началом образования новой личности служит начало ее восприятия другими людьми, небезучастное узнавание о начале ее существования. Как определял также В.А.Петровский1, личность - это индивид, присутствие которого преобразует поведение других людей, обогащает или обездоливает их. Именно это происходит с женщиной, узнающей о начале жизни под ее сердцем. И мы не имеем права утверждать, что это всего лишь деления клеток на первом этапе развития эмбриона человека. Исследуя результаты опроса беременных женщин, ответы на вопросы “в беременности мне нравиться...”, “в беременности особенно трудно и не приятно...”, нами был установлен факт того, что большинство женщин испытывает материнские чувства, радость сопричастности к развитию своего ребенка уже в самых ранних сроках. Количество таких случаев составляет 79% в общем числе ответов. 74% женщин преодолевают трудности этого периода, связанные с переживанием гормональной и иной перестройки организма, обострением чувствительности. Если женщина уже преобразует свое поведение, воспринимая начальный этап в жизни своих детей, то она воспринимает в этом и начало развития их личности. Это может быть отказ от чрезмерных нагрузок в заботе о ребенке, тревожная подготовка к искусственному прерыванию своей беременности, меняющей ее планы. Безусловным остается то, что узнавание о новом человечке под ее сердцем уже в сознании женщины либо обогащает ее жизнь, либо, по ее мнению, обездоливает, т.е. лишает какого-то комфорта, удовольствия. Заметим, что обездоливание ребенком происходит тогда, когда произошло застревание матери на низших уровнях развития смысловой сферы ее личности1. Это нулевой уровень, где ситуативно личностью осуществляются прагматические смыслы, первый - эгоцентрический уровень, где закрепляется устойчивое желание личной выгоды, удобства, самоактуализации, вообще направленность на свою самость, доминанта7 на себе. И даже те из женщин, кто имеет второй - группоцентрический смысловой уровень, но идет на аборт, думая якобы о “благе” семьи, отождествляет семью с собой, проводя раздел на “своих” и “чужих”1. К сожалению, третий - просоциальный уровень, ориентированный на общечеловеческие смыслы, достигнуть не легко, потому что сформировавшаяся система смысловых образований продолжает определять прежнее отношение к миру вопреки возникшему “хотению” и “пониманию”1. Этим объясняется противоречие, на которое мы натолкнулись в своих исследованиях. Так, радостное, желанное восприятие ребенка в утробе, внешнее благополучие тех беременных женщин, которые пережили опыт аборта, либо первородящих женщин до зачатия детей живших “для себя”, сочеталось с выявляемой внутренней конфликтностью, высокой тревожностью. Это подтверждают результаты рисуночного теста “я и мой ребенок” -56% и рисуночный тест “моя семья”-63% в фокусной группе 100 человек. Т.е. сформировавшийся эгоцентрический уровень смысловой сферы личности тормозит развитие детско-родительского контакта и естественную материнскую потребность идти на определенные жертвы ради ребенка, так как произошло деятельное ценностно-личностное присвоение первого уровня смысловой сферы. Потому мы наблюдаем глубокий личностный кризис, связанный с сознательной ценностной переориентацией, сопровождающейся эмоционально-аффективными процессами, что опять таки, влияет на адекватность осознания происходящего, о чеи еще писал в своих трудах Л.C.Выгодский1. Приведем некоторые данные нашего исследования, полученные по результатам проективных рисунков беременных. Изображение “Потери” - у 70% женщин ассоциировалось со смертью, у 8%-с разлукой, у 7%-с потерей материального благополучия, у 5% - с потерей понимания близких, у 4% - с потерей себя, своего привычного состояния. На предложение изобразить свои страхи 34% изобразили страх смерти, 26% беременных обозначили страх родов, выкидыша, 15% - страх за здоровье ребенка, 5%-потери себя в беременности, 3%-страх ответственности за ребенка и только 2% испытывали страх нищеты, безденежья. Но на рисунке “Моя проблема” деньги, как условие нормальной жизни составили - 17% отвечающих, т. е у большинства социально нуждающихся эта их проблема не отягчена страхами. Проблема обостренной восприимчивости изменений в организме составила 15%, обостренного восприятия работы - учебы 14%, непонимания близких 8%. Так же, определенные результаты были получены нами в ходе опроса беременных женщин о влиянии на их личностную направленность мнения близких: 42% женщин утверждали, что не могут поступить вопреки мнению родных, чувствуя зависимость от их поддержки; 47% подтверждали зависимость от близких, но в случае несогласия с ними, готовы были действовать вопреки; 9% женщин заявляли о полной независимости от любых родственных посягательств на свободу выбора и не нуждались в их поддержке; 2% опрошеных заявляли, что вопреки поступить не способны, хотя в помощи не нуждаются. Если мы позволим себе предположить, что психозависимость приводит и к конструктивному результату, а за чувством внутренней свободы выбора скрывается банальная настойчивость или упрямство, то в этом случае практические результаты говорят, что в большинстве случаев настойчивость проявляется в отстаивании права на жизнь своего ребенка, когда его не готова принять семья. Зависимость же покорно ведет женщину на аборт, сопровождая личность женщины истерическим типом реагирования. Наличие в текущем состоянии женщин истерического типл реагирования было установлено в тестировании поклиническому тесту “Текущего состояния”. В таких случаях только обращение к духовно-нравственным ценностям и развитие “интуиции совести”, “Доминанты на Собеседника”7 в утробе позволяет скорректировать систему личностных смыслов матери, что в дальнейшем может перерасти в ее личностные ценности. Рассмотренное нами восприятие женщиной своей беременности не оставляет сомнений в восприятии ребенка, как развивающейся личности с момента зачатия, если она это интуитивно почувствовала, либо с момента узнавания его существования, что непременно преобразует поведение матери. В теоретии нашего исследования, мы выделяем обоснование Б.С.Братусем личностной активности1, подразделяющейся на активность присвоения и активность отдачи. Так как момент узнавания матерью о существовании ребенка в утробе является по этим теоретическим выводам разновидностью активности присвоения, то мы допускаем, что активность ребенка, устремленная по каналу присвоения, соответствовала ему изначально с момента зачатия, с момента принятия возможности своей индивидуальной и неповторимой жизни. Говоря словами крупнейшего психоаналитика Франсуазы Дольто: “Каждый ребенок дает себе жизнь своим желанием жить”4. И в этом случае совершенно необязательно преобразовывать чье то поведение.

Со времени своего зачатия ребенок уже посылает импульсы организму матери о своем присутствии, влияя на перестройку деятельности всех ее органов, вовлекаясь в совокупность первичных ощущений и отношений своего целосто-развивающегося троического единства-тела, души (психики), духа, черпающего энергию своего образования в проявлении высших энергий созидания, энергии любви, еще неопределяемых приборами. Остается глубинной загадкой, как из огромного количества, яйцеклетка принимает только один конкретный сперматозоид. Так же, как нельзя сделать укол в область фантомной боли, хотя сама боль чувствуется опытно2, так муки совести способны сделать невыносимой жизнь человека. От того, что саму совесть нельзя измерить материальными шкалами, никто не сомневается в ее присутствии7. Еще более недоступной исследованиям, по своей глубине, является тайна “лика”, сформированной личности, достигшей духовно-нравственных высот. Так же, как “конечный” мозг не способен вместить бесконечное, точно так же совершенную личность способна познать не менее совершенная личность. Потому, все наши методологии изучения развивающейся личности не застрахованы от искажения действительности вследствии неповторимости индивидуальности и неучитывания духовной перспективы недосягаемости “другости” каждого другого 5. И так же, как мы уже упоминали, величайшая победа есть победа над собой, все так же актуальным остается призыв Сократа: “Человек, познай самого себя!”,- не претендуя исправлять в окружающих то, что еще не исправлено в себе, обнаруживая лишь то, что носишь в себе 7. А потому, вслед за доктором Гаазом, поспешим делать добро, видя в каждом встречном человеке перспективу развивающегося “Лика”.

Литература.

1 Братусь Б.С. Смысловая сфера личности. Психология Назад ^
2 Кениг К. Развитие чувств и телесный опыт. - Калуга, 2002.Назад ^
3Петровский А.В. Индивид и его потребность быть личностью. Психология личности т.2.-Самара: Бахрах-М,2002.Назад ^
4Франсуаза Дольто сегодня. Материалы коллоквиума ЮНЕСКО. - Париж,2000.Назад ^
5 Флоренская Т.А. Диалоги в практической психологии. Наука о душе. - М.:Владос,2001.Назад ^
6 Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Материалы к программе "Этика и психолгия семейной жизни". Библиотека журнала "Воспитание школьника" - М.: "ШКОЛА-ПРЕСС", 1999г.Назад ^
7Ухтомский А.А. Доминанта души. - Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000.Назад ^


Справка об авторе

Элеонора Валерьевна Дьяченко - 1973 г.р.,
психолог женской консультации,
магистр психологии,
директор Благотворительного фонда социально - психологической поддержки и реабилитации "Слово" имени Т.А.Флоренской
в г. Алчевске, Украина.


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению