| На главную страницу сервера | Возвратиться к оглавлению |

"ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ"
Протоиерей Дмитрий Смирнов

    Встречаясь с различными людьми и затрагивая проблему абортов, приходится

сталкиваться с типичной ситуацией: собеседник выслушал ваши доводы  и  согла-

сился с тем, что аборт действительно убийство. Но тут же ему на память прихо-

дят обстоятельства ,  при  которых  это убийство кажется допустимым или даже

единственно возможным решением ситуации. Набор вопросов , которые задаются в

таких случаях, как правило, неизменен.

    Все эти вопросы  для  человека со  здоровой  психикой и умеющего логично

размышлять , собственно говоря , абсурдны , и ответить на большинство из них

можно, выявив этот закамуфлированный абсурд. Как в математике,для того чтобы

доказать неверность некоего утверждения,иногда используется метод приведения

к абсурду. Кажется , что это самый радикальный способ ответа на подобные воп-

росы.

    Начнем с самого распространенного : зачем плодить нищету ? То есть зачем

рожать детей,когда мы не сможем дать им достойное,как мы считаем, воспитание 

в силу того, что у нас нет достаточных средств ?

    Представим себе такую ситуацию: человек, плотно пообедав,встал из-за сто-

ла, а ему говорят: "Давай пообедаем". Если он каким-то механическим способом

удалит все из желудка и поест опять,мы скажем, что это абсурд. Потому что хо-

тя и все люди переедают или едят лишнее, но таким образом  услаждаться пищей

нелепо. Так же и с этим вопросом. Тело человека, мужчины и женщины, все орга-

ны специально  устроены  для  того, чтобы осуществлялся процесс деторождения.

Если люди соединяются в браке,то предполагается, что естественным, абсолютно

нормальным следствием этого будет рождение детей. Значит, если человек не хо-

чет плодить нищету, он не должен вступать в брак. Тогда никакой нищеты не бу-

дет. А человек желает во что бы то ни стало осуществлять все чисто физиологи-

ческие отправления брака и получать от этого естественную радость. Как,напри-

мер, он получает удовольствие от пищи или от теплой воды, стоя под душем. Но

не хочет нести подвиг родительский,который является следствием брачной жизни.

Если человек не хочет плодить нищету - не надо. Он должен прекратить родовую

жизнь. Тогда поступок будет логичным.

    Как прокормить детей в наше время? Как быть бедным супругам, имеющим мно-

го детей?

    Ответ напрашивается сам собой: супругу надо работать на трех работах,или

жене начать шить , потому что тогда будет дешевле одеть детей ,  и так далее.

При этом необходимо во многом себя ограничивать (ибо если люди не могут огра-

ничивать себя в родовой жизни, то им придется терпеть недостаток в другом: в

досуге, средствах), а не пытаться устроить все иным , противоестественным пу-

тем , убивая собственных детей , поскольку от этого они сами будут несчастны,

будут болеть или страдать из-за своих оставленных живыми детей,  ибо какие у

убийц могут родиться дети. Как они могут их воспитать ? Ведь,убивая собствен-

ное дитя , родители преступают определенный порог нравственности. Как любить

одного ребенка, когда другого ты убил ?  Даже если человек не понимает этого,

в его подсознании это все равно присутствует.Если человек не согласен на доб-

ровольные ограничения , он будет терпеть лишения против своей воли. Он хочет

быть  материально более обеспеченным за счет убийства собственного дитя ? Но

ведь сумма его счастья от этого не увеличится. Нельзя достичь счастья, убивая

своих детей!

    Что делать, если беременность наступила в результате изнасилования ?

    При изнасиловании беременность обычно не наступает. Это случаи единичные,

уникальные. Но допустим, что мы рассматриваем такую ситуацию. Во-первых,дитя

все равно не виновато в том, что оно никем не предполагалось. Во-вторых, час-

то в изнасиловании бывает виновата сама потерпевшая из-за нескромной  одежды,

поведения , неосторожности , непослушания старшим и  так далее.  Много всяких

предпосылок сливаются в одну,трагическую ситуацию, и получается такой резуль-

тат. Так почему же за проступок взрослого должен страдать невинный ребенок ? 

    Если ребенок нежеланен,можно родить и сдать его в детский дом. Государст-

во воспитает,найдутся люди, которые захотят этого младенчика усыновить.Таких

желающих масса, огромные очереди. Следовательно, нет никакой причины ребенка

убивать.

    Девушка не замужем, а родители против ребенка. Или муж говорит,что уйдет,

если ребенка оставят. Что делать ?

    Что ж, рассмотрим...  Например: я женщина,  у меня  двое  детей , и один

из этих детей так довел мою маму, свою бабушку, что она говорит:  "Ты должна

выбрать, либо я, либо он.  Либо ты сейчас же сбрасываешь его с балкона, либо

ты мне уже не дочь". Почему сбрасывать с балкона родившегося непослушного ре-

бенка нельзя, хотя в гневе кажется, что он вполне этого заслужил, а ни в чем

не повинного,может быть, очень хорошего, умного, будущего Ломоносова - убить

можно, в силу того, что  он  временно находится в утробе матери.  Может быть,

лучше подождать, родить и посмотреть, каков будет ? Если будет плохой и непо-

слушный, то убить. Все сразу в ужасе восклицают: "Ах, как же можно!" Но если

можно ТОГО, почему нельзя ЭТОГО ? Мы опять приводим утверждение к абсурду. И

что значит родители против ?  А если кто-то  будет против нас самих ?  Что ж

нам теперь, умирать ?  Мало ли кто против чего возражает. Это не является ар-

гументом. Человек,заявляющий, что он против жизни другого человека, - убийца.

    Как быть, если беременна двенадцатилетняя девочка?

    Если девочка так распущенна и так себя ведет, она , естественно,  должна

нести свой крест, как последствие своего поведения. Допустим, мы узнаем, что

двенадцатилетний мальчик совершил какое-то жуткое преступление. Совсем недав-

но (недалеко от нашего храма) произошел та кой случай правда,  не двенадцати-

летние,а тринадцатилетние мальчики во дворе забили палкой насмерть девятилет-

него мальчика. Ведь наше чувство справедливости говорит нам, что к ним  надо

применить какие-то меры, надо как-то пресечь это зло. То же и здесь. Девочка

нашалила,поступила неосторожно, глупо, поступила как девочка уличная. Почему

за это должен быть убит ни в чем не повинный ребенок?

    Если замужняя женщина больна, и ей нельзя рожать?

    Если ей нельзя рожать , значит , когда она соединяется со своим супругом,

она совершает преступление. Существует понятие недееспособный человек.Такому

человеку запрещено регистрировать брак. Если по каким-то причинам,не умствен-

ным, а чисто физиологическим, женщине нельзя рожать - значит, ей нельзя выхо-

дить замуж, потому что в браке естественно предполагается рождение детей. Ес-

ли нельзя рожать, надо нести это как крест.  Хочется  ребеночка - пожалуйста,

есть детские дома, многодетные семьи. Можно взять на воспитание, помочь. Так

бывало всегда: например,в семье три дочери выходили замуж,а одна нет - и она

являлась нянькой для других.Не всем же нести крест замужества и рожать детей.

Кто-то и иным путем идет.

    А если мать может умереть родами?

    Из тех случаев, о которых мне известно - а в храм часто приходят женщины

от врачей и говорят:"Мне рожать нельзя,потому что я умру",я не знаю ни одного

действительно  окончившегося  смертью. Врачи  обычно просто предполагают, но

жизнью и смертью распоряжается не врач,а Бог. И Господь всегда может дать си-

лы просящему. Но допустим, что женщине действительно грозит смерть. Хорошо и

благородно,когда взрослый человек,защищая жизнь другого,отдает свою. Мы обыч-

но прославляем таких людей как героев,во время войны таковым дают ордена.Это,

собственно, и  есть  человеческий  поступок.  Ведь продлить себе жизнь ценой

убийства собственного ребенка равносильно тому ,  чтобы матери съесть своего

младенца - такие случаи были, например, в осажденном Ленинграде.  Когда мать

хочет сохранить свою жизнь за счет дитя - это каннибализм. Лучше ей положить-

ся на Бога и надеяться остаться в живых. Кроме того, возникает такой вопрос :

если женщине угрожает смертельная опасность при родах, значит, родовая жизнь

ей противопоказана ?  Нельзя  ведь  убивать  собственных детей и такой ценой

доставлять себе радость полового общения ?  Это преступно так же ,  как ради

того, чтобы доставить себе радость обладания имуществом, начать грабить.

    Если известно, что родится больной ребенок ?

    Логичнее в этом случае родить и посмотреть. Если родится больной - тогда

его убить ,  собственноручно , не прибегая к каким-то препаратам, не занимая

больничную койку. Чем это хуже убийства нерожденного ребенка? И что это вооб-

ще за проблема: родится больной ?  Больные люди нужны обществу. Они вызывают

у нас милосердие, сострадание, учат любви.  Если  не будет больных, стариков,

ущербных,мы станем гораздо более жестоки. Присутствие таких людей необходимо.

И Господь избирает, кому дать этот крест - больное дитя. А ведь может быть и

так: родился здоровый ребенок и потом заболел. Что же, и его убить?  Нет, мы

его спасаем, выхаживаем, поднимаем на ноги врачей, платим  деньги ,  ищем ле-

карства. Какая же тут принципиальная разница ? Почему мы должны убивать боль-

ное дитя, находящееся во чреве матери?

    Родители алкоголики - зачем рожать больных, никому не нужных детей?

    Здесь подменяется одно понятие другим. Почему бы не убить этих родителей?

Родители алкоголики, социально опасные люди. Они приносят обществу вред.  По-

чему за них должны страдать дети? Можно издать закон, налагать штрафы, можно

этих людей каким-то образом изолировать. Хотя, конечно, лучше бы было алкого-

ликам бросить пить и жить нормальной жизнью.Это было бы вообще прекрасно. На

деле же почему-то выбирается зло наибольшее. Государство должно найти  какой-

то иной способ, чем просто убийство ребенка.

    Теперь поговорим о не нужных детях. Это у нас они  никому не нужны. Но в

богатых странах есть тысячи и тысячи людей, которые готовы усыновить даже бо-

льного ребенка. И если этим реально заняться, то вполне можно  все  организо-

вать на государственном уровне.

    Как же рожать всех детей, если ученые подсчитали, что скоро Земля не смо-

жет прокормить свое население?

    Да, совершенно верно, Земля не сможет прокормить население.  Но тогда да-

вайте  убивать  тех, кто много ест. Убив одного такого, мы дадим возможность

жить другим. Или давайте убивать толстых. Опять, как видите, вопрос совершен-

но абсурден.

    Итак,  рассмотрев  все доводы в пользу аборта, мы убедились, что не суще-

ствует ни одной причины, позволяющей убить ребенка во чреве матери.

    Разберем, наконец, последний вопрос:почему Церковь не благословляет поль-

зоваться противозачаточными средствами ?

    Дело в том, что - если вернуться к началу нашего разговора  - применение

противозачаточного средства есть то же самое, что механическое  освобождение

желудка для принятия еще раз ненужной пищи. Это некий самообман, превращение

родовой жизни в бессмысленную физиологическую эксплуатацию организма челове-

ка без реализации родовой деятельности. Человек уподобляется обезьяне , кото-

рая сидит в клетке и безобразничает. У людей все должно происходить по закон-

ному естеству. Если Бог благословляет детей, значит, надо их рожать.

    Применение противозачаточных средств стимулирует безответственность к ве-

ликому таинству брака - этому божественному, таинственному установлению,  ве-

ликому по своему значению.В браке два человека соединяются в любви и из двух

клеток, объединяющихся в одну, появляется новый человек, которого никогда на

Земле не было,со своими способностями, особенностями, несущий в себе весь ге-

нетический ряд своих предков. Это уникальное дело, и подходить к нему надо с

величайшим благоговением и ответственностью , а не превращать все в какой-то

обезьянник. ПРОТИВОзачаточные средства - это средства ПРОТИВОестественные,их

использование равносильно тому, чтобы перегородить себе пищевод.Они нарушают

общий строй человеческой жизни.  А  всякое нарушение, например поворот рек в

другую сторону, безнравственно, поскольку обязательно  принесет горе.  Любое

зло, даже незначительное, всегда действует разрушительно  для  того, кто его

совершает. Поэтому  с  точки  зрения нравственности такие средства применять

нельзя. Церковь не может это благословить, как извращение человеческой приро-

ды, созданной Богом. Церковь учит тому, что человек должен  обуздывать  свои

страсти, причем не только связанные с родовой жизнью. Надо обуздывать и желу-

док - не обжираться, надо бороться с осуждением, гневом , сребролюбием. Блуд-

ная страсть - одна из страстей. У людей, обладаемых ею, она гипертрофирована

и не приносит им никакой радости, в некотором смысле это болезнь,  как  алко-

голизм. В самом вине ведь нет ничего плохого,  но , когда человек пьянствует,

понятно, что оно уже действует разрушительно. Или страсть сребролюбия.  Чело-

век имеет достаточно средств, чтобы есть, одеваться,а ему хочется все больше

и больше; он тратит свою жизнь, отказывает себе во многом. И все только день-

ги, деньги, деньги - это же безумие. Так же и половая страсть. Можно  ее пос-

тоянно пытаться реализовывать, не зная ни сроков, ни времени,непрерывно, пос-

тоянно себя возбуждать. Но это же совершенно неправильно, это болезнь,  кото-

рая разрушает, опустошает душу, изнашивает организм. Бывает, у человека даже

и естественная потребность пропадает но он начинает лечиться, чтоб как-то ук-

репить свое здоровье и иметь возможность еще больше себя таким  образом  экс-

плуатировать. Казалось бы, не можешь - и слава Богу,пора успокоиться.Так нет,

все получается наоборот.

    Страсти настолько сильны, что люди, обладаемые ими, будут приводить тыся-

чу аргументов в свое оправдание, ибо ими руководят не здравый смысл и не соо-

бражения нравственности, а страсть. Когда ребенок хочет гулять,а мама его не

пускает, он будет орать, изворачиваться, говорить неправду -  на  все пойдет

лишь бы ему вырваться. Спор с тем, кто одержим блудной страстью , бессмыслен.

Он говорит:"Я не могу без этого жить". И ради этого он готов и детей убивать,

и изнашивать свой организм. Все поставит на карту. Причем ведь известно, нас-

колько вредны противозачаточные средства. Интересно , когда  речь идет о том,

убить ребенка или нет, люди думают о своем здоровье - им вредно рожать.А ког-

да речь идет о противозачаточных средствах, они сознательно вредят своему те-

лу. Значит, дело не в здоровье, а в страсти. Поэтому человек должен признать:

я блудник и не могу себя управить. Следовательно, надо лечиться от блуда,а не

от детей. 


| На главную страницу сервера | Возвратиться к оглавлению |