Встречаясь с различными людьми и затрагивая проблему абортов, приходится сталкиваться с типичной ситуацией: собеседник выслушал ваши доводы и согла- сился с тем, что аборт действительно убийство. Но тут же ему на память прихо- дят обстоятельства , при которых это убийство кажется допустимым или даже единственно возможным решением ситуации. Набор вопросов , которые задаются в таких случаях, как правило, неизменен. Все эти вопросы для человека со здоровой психикой и умеющего логично размышлять , собственно говоря , абсурдны , и ответить на большинство из них можно, выявив этот закамуфлированный абсурд. Как в математике,для того чтобы доказать неверность некоего утверждения,иногда используется метод приведения к абсурду. Кажется , что это самый радикальный способ ответа на подобные воп- росы. Начнем с самого распространенного : зачем плодить нищету ? То есть зачем рожать детей,когда мы не сможем дать им достойное,как мы считаем, воспитание в силу того, что у нас нет достаточных средств ? Представим себе такую ситуацию: человек, плотно пообедав,встал из-за сто- ла, а ему говорят: "Давай пообедаем". Если он каким-то механическим способом удалит все из желудка и поест опять,мы скажем, что это абсурд. Потому что хо- тя и все люди переедают или едят лишнее, но таким образом услаждаться пищей нелепо. Так же и с этим вопросом. Тело человека, мужчины и женщины, все орга- ны специально устроены для того, чтобы осуществлялся процесс деторождения. Если люди соединяются в браке,то предполагается, что естественным, абсолютно нормальным следствием этого будет рождение детей. Значит, если человек не хо- чет плодить нищету, он не должен вступать в брак. Тогда никакой нищеты не бу- дет. А человек желает во что бы то ни стало осуществлять все чисто физиологи- ческие отправления брака и получать от этого естественную радость. Как,напри- мер, он получает удовольствие от пищи или от теплой воды, стоя под душем. Но не хочет нести подвиг родительский,который является следствием брачной жизни. Если человек не хочет плодить нищету - не надо. Он должен прекратить родовую жизнь. Тогда поступок будет логичным. Как прокормить детей в наше время? Как быть бедным супругам, имеющим мно- го детей? Ответ напрашивается сам собой: супругу надо работать на трех работах,или жене начать шить , потому что тогда будет дешевле одеть детей , и так далее. При этом необходимо во многом себя ограничивать (ибо если люди не могут огра- ничивать себя в родовой жизни, то им придется терпеть недостаток в другом: в досуге, средствах), а не пытаться устроить все иным , противоестественным пу- тем , убивая собственных детей , поскольку от этого они сами будут несчастны, будут болеть или страдать из-за своих оставленных живыми детей, ибо какие у убийц могут родиться дети. Как они могут их воспитать ? Ведь,убивая собствен- ное дитя , родители преступают определенный порог нравственности. Как любить одного ребенка, когда другого ты убил ? Даже если человек не понимает этого, в его подсознании это все равно присутствует.Если человек не согласен на доб- ровольные ограничения , он будет терпеть лишения против своей воли. Он хочет быть материально более обеспеченным за счет убийства собственного дитя ? Но ведь сумма его счастья от этого не увеличится. Нельзя достичь счастья, убивая своих детей! Что делать, если беременность наступила в результате изнасилования ? При изнасиловании беременность обычно не наступает. Это случаи единичные, уникальные. Но допустим, что мы рассматриваем такую ситуацию. Во-первых,дитя все равно не виновато в том, что оно никем не предполагалось. Во-вторых, час- то в изнасиловании бывает виновата сама потерпевшая из-за нескромной одежды, поведения , неосторожности , непослушания старшим и так далее. Много всяких предпосылок сливаются в одну,трагическую ситуацию, и получается такой резуль- тат. Так почему же за проступок взрослого должен страдать невинный ребенок ? Если ребенок нежеланен,можно родить и сдать его в детский дом. Государст- во воспитает,найдутся люди, которые захотят этого младенчика усыновить.Таких желающих масса, огромные очереди. Следовательно, нет никакой причины ребенка убивать. Девушка не замужем, а родители против ребенка. Или муж говорит,что уйдет, если ребенка оставят. Что делать ? Что ж, рассмотрим... Например: я женщина, у меня двое детей , и один из этих детей так довел мою маму, свою бабушку, что она говорит: "Ты должна выбрать, либо я, либо он. Либо ты сейчас же сбрасываешь его с балкона, либо ты мне уже не дочь". Почему сбрасывать с балкона родившегося непослушного ре- бенка нельзя, хотя в гневе кажется, что он вполне этого заслужил, а ни в чем не повинного,может быть, очень хорошего, умного, будущего Ломоносова - убить можно, в силу того, что он временно находится в утробе матери. Может быть, лучше подождать, родить и посмотреть, каков будет ? Если будет плохой и непо- слушный, то убить. Все сразу в ужасе восклицают: "Ах, как же можно!" Но если можно ТОГО, почему нельзя ЭТОГО ? Мы опять приводим утверждение к абсурду. И что значит родители против ? А если кто-то будет против нас самих ? Что ж нам теперь, умирать ? Мало ли кто против чего возражает. Это не является ар- гументом. Человек,заявляющий, что он против жизни другого человека, - убийца. Как быть, если беременна двенадцатилетняя девочка? Если девочка так распущенна и так себя ведет, она , естественно, должна нести свой крест, как последствие своего поведения. Допустим, мы узнаем, что двенадцатилетний мальчик совершил какое-то жуткое преступление. Совсем недав- но (недалеко от нашего храма) произошел та кой случай правда, не двенадцати- летние,а тринадцатилетние мальчики во дворе забили палкой насмерть девятилет- него мальчика. Ведь наше чувство справедливости говорит нам, что к ним надо применить какие-то меры, надо как-то пресечь это зло. То же и здесь. Девочка нашалила,поступила неосторожно, глупо, поступила как девочка уличная. Почему за это должен быть убит ни в чем не повинный ребенок? Если замужняя женщина больна, и ей нельзя рожать? Если ей нельзя рожать , значит , когда она соединяется со своим супругом, она совершает преступление. Существует понятие недееспособный человек.Такому человеку запрещено регистрировать брак. Если по каким-то причинам,не умствен- ным, а чисто физиологическим, женщине нельзя рожать - значит, ей нельзя выхо- дить замуж, потому что в браке естественно предполагается рождение детей. Ес- ли нельзя рожать, надо нести это как крест. Хочется ребеночка - пожалуйста, есть детские дома, многодетные семьи. Можно взять на воспитание, помочь. Так бывало всегда: например,в семье три дочери выходили замуж,а одна нет - и она являлась нянькой для других.Не всем же нести крест замужества и рожать детей. Кто-то и иным путем идет. А если мать может умереть родами? Из тех случаев, о которых мне известно - а в храм часто приходят женщины от врачей и говорят:"Мне рожать нельзя,потому что я умру",я не знаю ни одного действительно окончившегося смертью. Врачи обычно просто предполагают, но жизнью и смертью распоряжается не врач,а Бог. И Господь всегда может дать си- лы просящему. Но допустим, что женщине действительно грозит смерть. Хорошо и благородно,когда взрослый человек,защищая жизнь другого,отдает свою. Мы обыч- но прославляем таких людей как героев,во время войны таковым дают ордена.Это, собственно, и есть человеческий поступок. Ведь продлить себе жизнь ценой убийства собственного ребенка равносильно тому , чтобы матери съесть своего младенца - такие случаи были, например, в осажденном Ленинграде. Когда мать хочет сохранить свою жизнь за счет дитя - это каннибализм. Лучше ей положить- ся на Бога и надеяться остаться в живых. Кроме того, возникает такой вопрос : если женщине угрожает смертельная опасность при родах, значит, родовая жизнь ей противопоказана ? Нельзя ведь убивать собственных детей и такой ценой доставлять себе радость полового общения ? Это преступно так же , как ради того, чтобы доставить себе радость обладания имуществом, начать грабить. Если известно, что родится больной ребенок ? Логичнее в этом случае родить и посмотреть. Если родится больной - тогда его убить , собственноручно , не прибегая к каким-то препаратам, не занимая больничную койку. Чем это хуже убийства нерожденного ребенка? И что это вооб- ще за проблема: родится больной ? Больные люди нужны обществу. Они вызывают у нас милосердие, сострадание, учат любви. Если не будет больных, стариков, ущербных,мы станем гораздо более жестоки. Присутствие таких людей необходимо. И Господь избирает, кому дать этот крест - больное дитя. А ведь может быть и так: родился здоровый ребенок и потом заболел. Что же, и его убить? Нет, мы его спасаем, выхаживаем, поднимаем на ноги врачей, платим деньги , ищем ле- карства. Какая же тут принципиальная разница ? Почему мы должны убивать боль- ное дитя, находящееся во чреве матери? Родители алкоголики - зачем рожать больных, никому не нужных детей? Здесь подменяется одно понятие другим. Почему бы не убить этих родителей? Родители алкоголики, социально опасные люди. Они приносят обществу вред. По- чему за них должны страдать дети? Можно издать закон, налагать штрафы, можно этих людей каким-то образом изолировать. Хотя, конечно, лучше бы было алкого- ликам бросить пить и жить нормальной жизнью.Это было бы вообще прекрасно. На деле же почему-то выбирается зло наибольшее. Государство должно найти какой- то иной способ, чем просто убийство ребенка. Теперь поговорим о не нужных детях. Это у нас они никому не нужны. Но в богатых странах есть тысячи и тысячи людей, которые готовы усыновить даже бо- льного ребенка. И если этим реально заняться, то вполне можно все организо- вать на государственном уровне. Как же рожать всех детей, если ученые подсчитали, что скоро Земля не смо- жет прокормить свое население? Да, совершенно верно, Земля не сможет прокормить население. Но тогда да- вайте убивать тех, кто много ест. Убив одного такого, мы дадим возможность жить другим. Или давайте убивать толстых. Опять, как видите, вопрос совершен- но абсурден. Итак, рассмотрев все доводы в пользу аборта, мы убедились, что не суще- ствует ни одной причины, позволяющей убить ребенка во чреве матери. Разберем, наконец, последний вопрос:почему Церковь не благословляет поль- зоваться противозачаточными средствами ? Дело в том, что - если вернуться к началу нашего разговора - применение противозачаточного средства есть то же самое, что механическое освобождение желудка для принятия еще раз ненужной пищи. Это некий самообман, превращение родовой жизни в бессмысленную физиологическую эксплуатацию организма челове- ка без реализации родовой деятельности. Человек уподобляется обезьяне , кото- рая сидит в клетке и безобразничает. У людей все должно происходить по закон- ному естеству. Если Бог благословляет детей, значит, надо их рожать. Применение противозачаточных средств стимулирует безответственность к ве- ликому таинству брака - этому божественному, таинственному установлению, ве- ликому по своему значению.В браке два человека соединяются в любви и из двух клеток, объединяющихся в одну, появляется новый человек, которого никогда на Земле не было,со своими способностями, особенностями, несущий в себе весь ге- нетический ряд своих предков. Это уникальное дело, и подходить к нему надо с величайшим благоговением и ответственностью , а не превращать все в какой-то обезьянник. ПРОТИВОзачаточные средства - это средства ПРОТИВОестественные,их использование равносильно тому, чтобы перегородить себе пищевод.Они нарушают общий строй человеческой жизни. А всякое нарушение, например поворот рек в другую сторону, безнравственно, поскольку обязательно принесет горе. Любое зло, даже незначительное, всегда действует разрушительно для того, кто его совершает. Поэтому с точки зрения нравственности такие средства применять нельзя. Церковь не может это благословить, как извращение человеческой приро- ды, созданной Богом. Церковь учит тому, что человек должен обуздывать свои страсти, причем не только связанные с родовой жизнью. Надо обуздывать и желу- док - не обжираться, надо бороться с осуждением, гневом , сребролюбием. Блуд- ная страсть - одна из страстей. У людей, обладаемых ею, она гипертрофирована и не приносит им никакой радости, в некотором смысле это болезнь, как алко- голизм. В самом вине ведь нет ничего плохого, но , когда человек пьянствует, понятно, что оно уже действует разрушительно. Или страсть сребролюбия. Чело- век имеет достаточно средств, чтобы есть, одеваться,а ему хочется все больше и больше; он тратит свою жизнь, отказывает себе во многом. И все только день- ги, деньги, деньги - это же безумие. Так же и половая страсть. Можно ее пос- тоянно пытаться реализовывать, не зная ни сроков, ни времени,непрерывно, пос- тоянно себя возбуждать. Но это же совершенно неправильно, это болезнь, кото- рая разрушает, опустошает душу, изнашивает организм. Бывает, у человека даже и естественная потребность пропадает но он начинает лечиться, чтоб как-то ук- репить свое здоровье и иметь возможность еще больше себя таким образом экс- плуатировать. Казалось бы, не можешь - и слава Богу,пора успокоиться.Так нет, все получается наоборот. Страсти настолько сильны, что люди, обладаемые ими, будут приводить тыся- чу аргументов в свое оправдание, ибо ими руководят не здравый смысл и не соо- бражения нравственности, а страсть. Когда ребенок хочет гулять,а мама его не пускает, он будет орать, изворачиваться, говорить неправду - на все пойдет лишь бы ему вырваться. Спор с тем, кто одержим блудной страстью , бессмыслен. Он говорит:"Я не могу без этого жить". И ради этого он готов и детей убивать, и изнашивать свой организм. Все поставит на карту. Причем ведь известно, нас- колько вредны противозачаточные средства. Интересно , когда речь идет о том, убить ребенка или нет, люди думают о своем здоровье - им вредно рожать.А ког- да речь идет о противозачаточных средствах, они сознательно вредят своему те- лу. Значит, дело не в здоровье, а в страсти. Поэтому человек должен признать: я блудник и не могу себя управить. Следовательно, надо лечиться от блуда,а не от детей.