| На главную страницу сервера | Возвратиться к оглавлению |

Псково-Печерский листок N10.

                   О загробной участи младенцев,

              не сподобившихся почему-либо св.крещения

                         и мертворожденных,

          а также о том, какая должна быть за них молитва.

 (Составлено по учению свв. Отцов и учителей Православной Церкви).

                           Монах Ипполит.

        Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

                               1993г.

 

     По верованию Православной Церкви, умершие младенцы православных родите-

лей, не сподобившиеся св.крещения, а равно и мертворожденные, у Человеколюб-

ца Бога не будут забыты. Это верование Церкви можно видеть из того, что она

чествует (29 декабря),в лике святых, четырнадцать тысяч младенцев, за Христа

избиенных от Ирода в Вифлееме (Жит.св.м.дек.).

     Из св. Отцов Церкви, св. Григорий Нисский, о  судьбе  младенцев вообще,

пишет: "Преждевременная кончина младенцев не ведет к  мысли, что  скончавший

так жизнь несчастлив, или что равен он очистившим себя в настоящей жизни вся-

кою добродетелею; потому что Бог,по лучшему Своему промышлению,предотвращает

безмерность зол в тех,которые стали бы жить во зле" (Ч.4.стр.359,изд.1862г.).

     Св. Григорий Богослов говорит: "Последние (т.е. не сподобившиеся  креще-

ния по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены,  ни наказаны,

потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами  потерпели,

нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чес-

ти; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания" (Сл. на

св Крещ.,- ч.3,стр.242-243,изд. 1889г.). Участь младенцев, умерших  некрещен-

ными, ни в каком случае нельзя назвать безнадежною. Св.Апостол Павел говорит

о тех детях, у которых отец христианин,а мать некрещенная, что дети эти "свя-

тые суть"(1 Кор.7,14). Наши же мертворожденные младенцы имеют  и родителей и

предков православных. Кроме того,дети эти в некотором роде уже освятились во

время чревоношения их матерями: нося их в своей утробе, матери их каждодневно

молились, часто читали или слушали Слово Божие и соединялись  со Христом Гос-

подом в таинстве Св. Причащения. А когда их матерям  пришло время разрешиться

ими, они с теплою верою прибегали  к  Божией помощи и, может  быть, полагали

особенный обет пред Богом, чтобы разрешение их было благополучно. Как же мож-

но думать, чтобы дети, плод от таких родителей, погибли навсегда ? Если даже

иной из них и умрет еще в утробе матерней; и тут была  готовность  родителей

совершить над ним крещение. А Господу Богу угодны и самые намерения наши, ес-

ли они святы. - Еще слышим в Евангелии слова Самого Христа Спасителя:"В дому

Отца Моего обители многи суть" (Иоан. 14,2).  Ужели в этих обителях не будет

места для тех младенцев, которых  родители были христиане, которых только не

было возможности просветить св. крещением,  или  которые  получив  уже имена

христианские, скончались перед самой купелью? Святая Церковь выражает прямое

верование в помилование этих младенцев: "ведати подобает"  (говорит она в Бо-

гослужебных книгах), "яко младенцы и непросвещенные (т.е. некрещенные)  ниже

в геенну пойдут" (Синакс.в мясоп.субб.). Св.Григорий Богослов говорит: "Иные

даже не имеют возможности и принять дара (благодати крещения) или,может быть

по малолетству, или по какому-нибудь, совершенно независящему от  них, стече-

нию обстоятельств. (Душеп. Соб. 1905., N2, стр.52-53).

     Св. Ефрем Сирин пишет: "Кто умер во чреве матери  и  не вступил в жизнь,

того Судия сделает совершеннолетним в то же мгновение, в  которое  возвратит

жизнь мертвецам. Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время  чре-

воношения, при воскресении предстанет совершенным мужем,и узнает матерь свою,

а она узнает детище свое. Невидавшие здесь друг друга, увидятся там,и матерь

узнает, что это ее сын, и сын узнает,что это его матерь... Равными воскресит

Творец сынов Адамовых; как сотворил их равными, так равными же пробудит и от

смерти. В воскресении нет ни больших, ни малых.  И преждевременно родившийся

восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам  и  образу жизни

будут там высокие и славные; и одни уподобятся свету, другие - тьме". ( Ч. 4,

стр.105, изд. 1900).

     О возможности совершать над мертвыми младенцами крещение , нарекать  им

имена и поминать некрещенных за литургией не может быть и речи;  ибо Господь

заповедал Апостолам крестить живых людей, а не мертвых (Марк. 16,16),ибо как

может бездыханный труп слышать проповедь и уверовать в Того,о Котором бы ему

возвещали? Св.Церковь положила 26-м правилом Карфагенского собора скончавших-

ся ни крестить, ни подавать им Божественных Тайн; а в толковании на сие  пра-

вило сказано: "Пресвитерское бо неразумие (если бы таковое было допущено) не

поможет скончавшемуся, по смерти бо крещен быв от него, несть крещен". Прави-

ло это помещено в книге "Кормчей", где находятся правила св. Апостолов и свя-

тых Вселенских и девяти поместных соборов. Остается только  молитвенно возды-

хать о таких младенцах к Богу в своих домашних молитвах.  Для  таковой  цели

можно порекомендовать молитву, находящуюся в синодике  бывшего новгородского

и петербургского митрополита Григория. Содержание ее следующее: "Помяни,Чело-

веколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих - младенцев, кои  во утробе пра-

вославных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий,  или от трудного

рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святаго таинства

крещения ! Окрести их , Господи, в море щедрот Твоих  и  спаси  неизреченною

Твоею благодатию" (Душеп. Соб., стр.54).

     На вопрос, "как молиться о мертворожденных и вообще не сподобившихся св.

крещения младенцев?" Стефан Фаворский, архиепископ Вифлеемской обители, дает

такой ответ: "Получившие св. крещение будут  радоваться  и блаженствовать на

небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную, равно не следует отвер-

гать и тех младенцев, которые родились мертвыми  и  не успели быть окрещены;

они не виноваты, что не получили св.крещения, а у Отца Небесного Обители мно-

ги суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых таковые младенцы  бу-

дут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по не-

исповедимым судьбам Божиим, не получили св.крещения; так думать не  противно

религии, о чем свидетельствуют и св. Отцы в Синаксаре в субботу  мясопустную.

Молиться за них могут родители с верою в милосердие Божие;  каждая мать, пла-

чущая о таковых своих чадах, без  сомнения  может  вопиять  к  Человеколюбцу

Господу, следующими словами: "Господи, помилуй чад моих,  умерших  во утробе

моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света

Твоего Божественного! (Из Палест. листка Вифлеем. обители).

     Наконец, не должно же забывать и о себе и о том,что вина мертворождения

детей может падать и на самих матерей-родильниц, не говоря  уже о тех злодей-

ках матерях, которые сознательно стараются уничтожить плод ( большею  частью

незаконный) и даже в последних периодах чревоношения. Вечная огненная геенна-

вот достойное возмездие правосудия Божия, ожидающее  нераскаянных за эти зло-

деяния" (Душеп.Соб. стр.54).

     Св. Ефрем Сирин пишет: "Горе... любодейце, которая извела зачатый ею во

чреве плод, чтобы не видел он здешнего мира; не даст  Бог увидеть и ей новый

век. Как она не дозволила ему насладиться жизнью и светом в этом веке, так и

Он лишит ее жизни и света в оном веке.  Поелику решилась она извергнуть плод

свой из чрева преждевременно, чтобы скрыть его во мраке земли; то и она, как

мертвый плод чрева, извергнута будет во тьму кромешную.Таково воздаяние любо-

деям и любодеицам, которые посягают на жизнь детей своих:  Судия  накажет их

вечною смертию и низринет в бездну мучения, полную зловонного тления" (Помн.

послед. твоя, изд. 1903, стр.37).

     Впадшие в такое тяжкое прегрешение должны поспешить  принести  покаяние,

пока есть возможность; ибо нет греха побеждающего Божие милосердие для  обра-

щающихся к Нему с верою (Жит. пр. Марии Египетской).

     Но бывают и другие обстоятельства мертворождения, вину  коих нельзя  не

приписать матерям-родильницам: одна подняла тяжелый мешок хлеба на воз,а дру-

га безмерно работала на уборке хлеба,- и разрешились  преждевременно  младен-

цами. Эта напилась пьяной и оступилась,- родила мертвого младенца. У той пос-

ледовал выкидыш вследствие душевных потрясений, происходящих...от безумной и,

может быть,неосновательной ревности к мужу.Бывают и случаи явной кары Божией

за ропот на многочадие и за проклятие рода, находящегося еще в утробе.Увы! И

такие безумные матери есть на свете. Вот почему мать-родильница , после  рож-

дения мертвого младенца, должна основательно подумать - не была ли  она  как-

нибудь прямо или косвенно причиною мертворождения, и если -  по бесстрастном

обсуждении этого вопроса,- окажется что-либо у нее на совести, то она должна

поспешить к своему отцу духовному, исповедать ему свой грех, попросит совета

для заглаждения своего греха и затем загладить свой грех добрыми  делами, из

коих обыкновенно рекомендуется: 1) милостыня бедным людям,у коих много детей,

особенно в такие дни, как Пасха, Рождество Христово и престольный праздник ;

2) путешествие ко святым местам ( наприм. в Киев к мощам св. угодников и св.

младенца,убиенного от Ирода за Христа,и почивающего в дальних пещерах Лавры);

3) усиленная домашняя молитва, сопровождаемая известным количеством поклонов,

и добровольно налагаемый пост (напр. по понедельникам;  о нем сказано в треб-

нике, в чине исповеди), и 4) совершение в приходском храме литургии об остав-

лении грехов (Душеп. Соб., стр.54-55).  См. подроб.  в  кн. "Наставл. и утеш.

болящ." свящ.В.А. Черкесова.

     Итак, по рассуждению св. Отцов и учителей Церкви, христианские некрещен-

ные и мертворожденные младенцы не будут терпеть наказания в будущей жизни,по-

тому что родители уже освятили их принятием Святых Тайн, молитвами,  верою и

добрыми делами.


| На главную страницу сервера | Возвратиться к оглавлению |