| На главную страницу сервера | Возвратиться к оглавлению |

Узаконенное детоубийство
(По книге митрополита Никопольского Мелетия "Аборты",
Превеза, 1987; перевод с греческого)

        У нас был принят закон об искусственном прерывании беременнос-

ти,  разрешающий аборты под покровительством государства,  в государс-

твенных  больницах и на государственные средства.  Обратим внимание на

выражение "искусственное прерывание беременности".  Терминология соот-

ветствует меркам XX века и звучит вполне прогрессивно и культурно.  Но

что за ней стоит? Попробуем осмыслить с помощью примеров.



        "Искусственное прерывание сердечной деятельности."

        Что кроется за этими словами? Что происходит с человеком после

искусственного прерывания деятельности его сердца? Будет ли он жить? А

если нет, то какую роль играют слова?



        "Искусственное прерывание деятельности мозга".

        О чем говорит нам это выражение? Наверное, оно означает не что

иное,  как  превращение  человека в растение с помощью некоего искусс-

твенного вмешательства. Но если такова варварская реальность, то како-

ва же роль этих красивых слов?  Очевидно,  они нечто скрывают?  Темные

дела нуждаются в том, чтобы их окружал туман, поскольку человек не вы-

держит их подлинного вида; потому они и называются делами тьмы.



        То, что в наши дни каждая женщина может совершить,  если захо-

чет,  искусственное прерывание беременности, является порождением пол-

нейшего  субъективизма:  безрелигиозный  человек сам стремится опреде-

лить,  что хорошо,  а что плохо. Выразители подобных идей - обычно так

называемые  свободомыслящие  люди.  Такие люди обязательно имеют перед

собой цель освободиться от соблюдения заповедей Божиих и  нравственных

норм,  которые из них вытекают.  Так, они методически выступают против

поста,  молитвы,  посещения церкви,  против брака и  многого  другого.

Нравственные устои,  считают они,  субъективны и временны, в силу чего

им свойственно меняться.  Свободомыслящие заявляют: проституцией и го-

мосексуализмом занимаются многие,  следовательно,  это уже нельзя счи-

тать грехом. Прелюбодеяние никому не вредит, ну, а если супруг в куль-

турном  отношении  является  отсталым человеком,  он может потребовать

развода...



        Аборты известны с древних времен, когда для этой цели применя-

лись так называемые абортивные растения. Но любые действия по прерыва-

нию беременности всегда считались убийством,  поскольку сознание людей

не делало различия между зрелым человеком и эмбрионом. Поэтому в клят-

ве Гиппократа,  которая и сегодня является клятвой всех медиков, врач,

слуга жизни, исповедует перед Богом и людьми: "Я никогда не дам женщи-

не абортивного средства".



------ сноска

Клятва Гиппократа,  в течение веков бывшая  нравственным  законом  для

врачей,  отменена в России после 1917 г. и не признается до сих пор.



 - Здесь и далее примечания редактора.

----------



        Со временем к абортам стали относиться как  к  явлению  нравс-

твенно нейтральному,  примерно как к курению. Появилось отвратительное

движение сторонников абортов,  выступающих за  полную  безнаказанность

этого рода убийства, заявляющих, что взгляды на нравственность измени-

лись и стало анахронизмом считать аборт преступлением. Основной их ар-

гумент состоит в том, что каждая женщина имеет право сама распоряжать-

ся своим телом и непозволительно кому бы то ни было вмешиваться и  ре-

шать столь личный вопрос.



        На одной  из  демонстраций  активисток движения за легализацию

абортов женщины скандировали:  "Все законы прочь от нашего  тела!",  и

это требование подкреплялось набором так называемых прогрессивных мне-

ний и соответствующей бранью в адрес противоположных взглядов, называ-

емых устаревшими, отсталыми, средневековыми... Сторонники данного дви-

жения утверждают,  что эмбрион - это нечто не обладающее самостоятель-

ной жизнью.  Зародыш, говорят они, - это кусочек плоти, извержение ко-

торого из материнского тела есть вопрос чисто личный, к нравственности

никакого  отношения  не имеющий и не несущий в себе состава преступле-

ния.



        В частности, газета "Элефтеротипия" от 19.03.86 г. пишет: "За-

родыш становится существом только тогда,  когда сможет иметь независи-

мое от матери существование,  то есть после своего рождения.  До  этой

минуты  он  является частью тела своей матери".  Из чего следует,  что

каждая женщина имеет право убить дитя за несколько минут до его рожде-

ния.



        Но так  ли  прост  вопрос,  как представляют его прогрессивные

женщины? Действительно ли эмбрион неодушевлен, не обладает своей собс-

твенной, автономной жизнью? Всего лишь часть организма матери, которая

тогда, естественно, имеет право распоряжаться ею как хочет? Или же это

человеческое существо,  которое находится в зависимом отношении от ма-

теринского организма так же, как и мы все зависим от окружающей среды?



        Как отвечает на этот вопрос наука?  Бернард  Натансон,  бывший

директор специальной клиники,  за годы своей работы сделавший шестьде-

сят тысяч абортов, задумавшись, насколько безобидны его действия, про-

вел  научные  изыскания с применением современных технических средств:

ультразвука, электронных исследований сердца эмбриона, эмбрионоскопии,

радиобиологии и других.  После скрупулезных исследований Натансон зая-

вил:  "Тот факт,  что эмбрион есть отдельное человеческое существо  со

всеми  своими особыми,  личными характеристиками,  сегодня не ставится

под сомнение".  Для подтверждения своих выводов Натансон прибег к уль-

тразвуковой  киносъемке  аборта трехмесячного эмбриона.  Эта лента под

названием "Безмолвный крик" доказывает,  что зародыш предчувствует уг-

розу со стороны инструмента, которым производится операция. Он начина-

ет двигаться быстрей и тревожней, его сердцебиение учащается со 140 до

200 ударов в минуту, он широко открывает рот, словно кричит безмолвным

криком.  Эти кадры потрясают. Увидев их, многие люди, в том числе вра-

чи, из сторонников абортов стали их противниками.



        Научные наблюдения, проводимые с помощью современной аппарату-

ры, свидетельствуют:

        а) у зародыша в возрасте 2,5 недели (18  дней)  ощутимы  удары

сердца  и  начинает действовать обособленная,  его собственная система

кровообращения;

        б) в 7 недель (50 дней) у еще не рожденного ребенка фиксируют-

ся мозговые импульсы; маленький человек имеет полностью сформированные

внешние и внутренние органы;

        в) в 10 недель (70 дней) ребенок обладает всеми теми  характе-

ристиками, которые есть у детей после их рождения;

        г) в  13  недель  (92 дня,  3 месяца) зародыш достигает такого

уровня развития,  что поворачивает голову,  делает различные движения,

гримасничает, сжимает кулачок, находит рот и сосет палец!



        Особый интерес представляет описание операции,  сделанной вра-

чом Паулем Роквеллом (Нью-Йорк,  США): "При внематочной беременности я

делал  пациентке  операцию по жизненным показаниям.  Зародышу было два

месяца. Я взял в руки плаценту и увидел человеческое существо мужского

пола.  Оно было 1,5 дюйма длиной. Этот человек был полностью сформиро-

ван. Кожа его была почти прозрачна, а на кончиках пальцев легко разли-

чались тонкие артерии и вены. Младенец выказывал активность. Он плавал

со скоростью один круг в секунду,  как настоящий пловец...  Когда пла-

цента разорвалась,  малыш лишился жизни. Мне казалось, что я видел пе-

ред собой мертвым зрелого человека".



        Известный французский профессор,  специалист в области клеточ-

ной  генетики  Парижского  университета Иероним Лежен пишет:  "Как все

ученые, которые беспристрастно наблюдают биологические явления, я счи-

таю,  что человеческое существо начинает свою жизнь с момента оплодот-

ворения.  А это значит, что преднамеренное уничтожение зародыша любого

возраста равносильно убийству".



        Доктор Д.Папаэвангелу считает:  "Сегодня мы можем сказать, что

человек существует с момента зачатия. Жизнь человеческого зародыша на-

чинается не с завершением формирования органов (в 8 - 12 недель),  как

думали раньше.  Зародыш - это не придаток или какая-то часть тела жен-

щины".  Профессор Аврамидис подчеркивает: "Зародыш не часть тела бере-

менной.  Следовательно,  женщина не может сама решать его судьбу,  как

решала  бы  вопрос  об удалении у себя аппендикса или миндалин".  Врач

Г.Пападимитриу, профессор Афинского университета, заявляет: "Аборт сам

по  себе есть зло,  так как мы лишаем кого-то жизни,  прекращаем жизнь

зародыша".



        Подводя итог, хотелось бы предложить вывод доктора Эрнста Хан-

та:  "Оплодотворенная яйцеклетка не просто клеточная масса без особых,

своих собственных характеристик.  Она на этой стадии не похожа  ни  на

бутон цветка, ни тем более на зародыш животного. Это полное и абсолют-

ное проявление жизни человеческого существа.  Таким образом,  в аборте

убивается  человеческая  жизнь,  которая  стоит еще на наиболее ранней

ступени своего развития".



        Итак, аборт не просто безвредное искусственное прерывание  бе-

ременности, это убийство. Известный профессор Н. Лурос говорил: "Аборт

есть преднамеренное убийство".



------- сноска

Того же мнения придерживаются заведующий кафедры  эмбриологии  биофака

МГУ  профессор,  доктор  биологических наук В.А.Голиченков и профессор

кафедры эмбриологии, доктор биологических наук Д.В.Попов (ведущие эмб-

риологи России).  Они утверждают: "С точки зрения современной биологии

(генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума

начинается  с  момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и

образования единого ядра,  содержащего неповторимый генетический мате-

риал" (см. приложения).

-------



        Напрашивается вопрос:  как  же  люди  могут  не  считать аборт

убийством? Под каким предлогом они это делают? Вот ответ г-жи Маранго-

пулу:  "Аборт  уже  не является преступлением,  так как не затрагивает

элементарных нравственных чувств общества, поскольку совершается столь

большим числом женщин".



        Но ведь  это возврат к временам варварства,  когда позволялось

болезненных детей сбрасывать в пропасть,  а здоровых  калечить,  чтобы

использовать  потом для попрошайничества.  Уже известный нам профессор

И.Лежен пишет:  "Стоит заметить,  что для  сторонников  искусственного

прерывания беременности все ценности переворачиваются вверх дном! Пре-

выше всего свобода и спокойствие!  Если под угрозой  психическое  спо-

койствие  (матери или семьи в целом) - убивают ребенка!  Если страдает

физическое здоровье самого ребенка - убивают ребенка!"



        Ценность жизни человека не зависит ни от чьих убеждений. Обще-

человеческое сознание принимает жизнь как высшее благо. Каждый человек

имеет право верить во что пожелает и разделять любое импонирующее  ему

мнение.  Но вместе с тем он не должен исповедовать тоталитарных взгля-

дов, навязывать их кому бы то ни было и действовать в ущерб другим. Во

Всемирной  Декларации прав человека (принята на сессии ООН 10.12.48) в

3-й главе говорится:  "Каждый человек имеет право на жизнь,  свободу и

безопасность своей личности".  В 7-й главе добавляется: "Все равны пе-

ред законом и имеют право на защиту со стороны закона" (ЮНЕСКО,  Право

быть человеком, т. 2, с. 662).



        Что же должно быть защищено в первую очередь?  Жизнь человека,

то есть. зародыша или право женщины делать все, что она хочет? Извест-

ный  профессор  Н.Андрулидакис считает:  "Эмбрион есть некое самостоя-

тельное психосоматическое бытие.  Это существо,  защищаемое  в  первую

очередь  Конституцией Греции ($ 5 Конституции определяет,  что челове-

ческая жизнь,  безусловно,  должна быть защищена,  и $ 2 уточняет, что

человеческая жизнь неприкосновенна и защита ее есть первая обязанность

государства)". Следовательно, прерывание беременности не может являть-

ся  единоличным  правом  беременной.Общество имеет право и обязанность

вмешиваться и не позволять отдельным людям убивать самых беззащитных и

невинных своих членов, неродившихся младенцев.



        Несказанно велика ценность жизни каждого человека: и калеки, и

умственно отсталого, и младенца, и эмбриона. Но эта ценность попирает-

ся. В некоторых странах в ограниченном количестве (как следствие внеб-

рачного зачатия),  в других - неограниченно аборты разрешены.  В стра-

нах,  где узаконены аборты (СССР, Куба, Румыния), число их на 60% пре-

восходит рождаемость.  В Польше на 1 млн.  абортов приходится лишь 702

тыс.  рождений,  *) В Северной Америке четверть зародышей убивается до

своего рождения. В последние десять лет было преднамеренно лишено жиз-

ни 370 миллионов нерожденных младенцев.



------- сноска

*) Устаревшие  данные.  В  Польше аборты уже запрещены,  а в России по

официальной статистике на каждого рожденного ребенка  приходится  двое

убитых во чреве матери.

-------



        Профессор юридического  факультета  Салоникского  университета

Манитакис пишет, что "закон решил вопрос слишком упрощенно и тот факт,

что находящийся во чреве матери ребенок еще не является личностью,  не

означает,  что его можно уподобить вещи, сделать объектом собственнос-

ти,  игры настроений, объектом продажи. Это также не означает, что бе-

ременная мать может свободно располагать зародышем, как может распола-

гать  любой частью своего тела.  Эмбрион - это не вещь или объект,  но

клетка жизни,  жизни в развитии,  связанной с жизнью беременной женщи-

ны".  Эту чудесную особенность эмбриона, который становится человечес-

кой жизнью и существует как потенциальная личность, никто не может от-

рицать, поэтому правосудие должно его защищать как нечто самостоятель-

ное.  Наличие особой законодательной системы защиты эмбриона есть  се-

годня первая необходимость.



        Противоречие, которое нас буквально потрясает,  состоит в том,

что люди,  с одной стороны,  активно выступают за права человека,  а с

другой,  - попирают,  совершая такое гнусное преступление,  как аборт,

самое элементарное право невинного и незащищенного  человеческого  су-

щества!  Ужас охватывает,  когда видишь, что от имени человечества, во

имя права на жизнь отменяется смертная казнь  и  узаконивается  аборт!

Ужасно, что мы, с одной стороны, жалеем преступника, а с другой, - нас

абсолютно не волнует убиение ребенка,  который еще даже не родился. Мы

чувствуем омерзение к той матери, которая после рождения своего ребен-

ка бросает его в мусорный ящик, и несем цветы другой, которая выбрасы-

вает свое дитя в благообразной обстановке операционной!



        Высказывается мнение,  что  легализация абортов снимает многие

крупные проблемы.  Мы не должны забывать,  что так же мыслил Гитлер. В

своей речи перед студентами в Варшаве кардинал Вышинский сказал: "Мы -

могильщики, ибо позволили вновь заработать в нашей стране крематориям.

Сегодня в одной из больниц Польши существует печь,  где сжигаются тела

детей,  еще не успевших родиться... Мы не имеем права проклинать окку-

пантов,  разжигавших  печи крематориев в Польше,  так как сегодня сами

делаем то же.  Давайте прекратим говорить о тысячах  погибших  от  рук

врагов,  ибо число убиенных нами в последнее время во много раз превы-

шает число жертв концлагерей".



        А не напоминает ли гитлеровские времена тот факт,  что в неко-

торых клиниках Германии и Франции платят женщинам за то, чтобы они де-

лали аборты кесаревым сечением для извлечения живого эмбриона, нужного

для проведения опытов и изготовления косметических средств? Не ужасает

ли нас это крайнее зверство?



        В одном американском журнале рассказано о женщине,  попавшей в

клинику и преждевременно родившей ребенка,  которому было 22 недели (5

месяцев).  Мать хотела, чтобы ребенок выжил. Вся больница была поднята

на ноги для его спасения. Трудились самые опытные врачи, выделены были

крупные денежные средства.  И в тот же день,  в ту же минуту, в той же

самой больнице другая женщина может сделать аборт, потому что не хочет

иметь еще одного ребенка. Как же возможно, чтобы в одной комнате заро-

дыш воспринимали как человека, а в соседней - как кусок мяса?



        Известный итальянский  юрист Рафаэль Баллестрини писал 100 лет

тому назад:  "Самым верным доказательством полного нравственного паде-

ния народа будет то,  что аборт станет считаться делом привычным и аб-

солютно приемлемым".



        Но аборты не просто свидетельствуют о нравственном разложении,

падении или загнивании общества, они являют собой и первопричину этого

разложения и падения.



        Последствия абортов весьма серьезны.

        Для матери:  большая вероятность смерти (от прободения  матки,

сепсиса,  инфарктов и т.п.), потеря способности к дальнейшему деторож-

дению (приблизительно 1/3 женщин в Греции после аборта остаются  бесп-

лодными).

        Для детей:  количество мертворожденных детей и преждевременных

родов у женщин,  сделавших аборты,  увеличивается вдвое.  Растет число

детей больных, с различными физическими недостатками.



-------- сноска

В России только 4%  детей рождаются здоровыми. В этом обвиняют медици-

ну,  экологию, но мало кто понимает, что одной из основных причин рож-

дения болезненных, слабых и недоношенных детей являются аборты.

---------



        Для семьи:  психическое здоровье, особенно женщины, надламыва-

ется, нравственное сознание супругов притупляется, женщина теряет свое

достоинство,  становится объектом эксплуатации со стороны мужчины, се-

мейная гармония нарушается.

        Для подростков: облегчается безответственное сексуальное пове-

дение, увеличивается число матерей-одиночек.

        Для народа: встает серьезная демографическая проблема.

        Но самое  худшее из всего:  поскольку аборт - это нечто такое,

чего не может выдержать сознание даже самого отпетого, аморального че-

ловека, он либо вызывает страшные психологические проблемы, отзвук ко-

торых можно слышать только на исповеди, либ о ведет убийцу-мать к пол-

ному социальному лицемерию и цинизму.



        Аборт не решил ни одной личной или общественной проблемы. Нао-

борот,  эти проблемы обостряются.  Изнасилования, самоубийства, плохое

обращение супругов друг с другом, жестокое обращение с детьми, разводы

- все это постоянно и стабильно растет. В странах, где наблюдается не-

достаточная рождаемость, ничто не способно изменить решение новых суп-

ружеских пар не рожать детей:  ни законодательство,  ни  экономические

льготы. Механизм сохранения человеческого рода постоянно подрывается.



        Особого внимания  заслуживает  высказывание врача Филиппа Нея,

профессора медицинского факультета университета города Отаго  в  Новой

Зеландии:  "Врачи знают, что существуют силы, направленные против жиз-

ни.  Одна из этих сил, новая и, возможно, самая мощная, - это массовые

аборты.  Их сумели представить как дело очень легкое, безвредное, без-

болезненное и полезное.  В то время как в действительности  это  самая

трагическая ошибка, которая когда-либо допускалась человечеством".



        У людей есть врожденная надежда на лучшую жизнь.  Без этой на-

дежды человечество не имело бы будущего.  И важнейший источник надежды

- дети.  Они представляют собой двигатель прогресса. Без детей мир бу-

дет становиться все более и более пессимистичным, все более саморазру-

шительным. В наше время при легком обладании противозачаточными средс-

твами объектом и целью родовой жизни стало удовольствие. Когда-то дети

представляли собой самое большое счастье для супругов. Сегодня они ме-

шают, становятся препятствием в стремлении к сексуальному удовлетворе-

нию;  и, когда после такой связи наступает беременность, ее прерывают,

чтобы освободиться от неудобств.



        Выводы современной медицины, антропологии, биохимии, биологии,

заключающиеся  в той мысли,  что аборт есть убийство,  а эмбрион - это

автономный,  самостоятельный индивидуум со всеми своими правами,  сог-

ласны с учением Церкви.  Так учат Григорий Богослов, Анастасий Синаит,

Максим Исповедник, Василий Великий.



        "Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит  осужде-

нию  как за убийство" (Василий Великий,  канон 2-й).  "Давший снадобье

для извержения плода есть убийца,  а равно принявшая  детоубийственный

яд" (Василий Великий, канон 8-й).



        Пособничество в  совершении аборта есть пособничество в убийс-

тве.  Святитель Иоанн Златоуст говорит:  "Для чего сеять там, где сама

нива усиливается погубить плод? Где множество средств против рождения?

Где прежде рождения совершается убийство; так что ты блудницу не толь-

ко удерживаешь в разврате,  но еще делаешь убийцей?  Видишь ли, как от

пьянства происходит блуд, от блуда - прелюбодеяние, от прелюбодеяния -

убийство;  ибо не знаю,  как и назвать это. Здесь не умерщвляется рож-

денное,  но самому рождению полагается препятствие. Что скажешь в свое

извинение?  Не значит ли это,  что ты ругаешься даром Божиим,  встаешь

против уставов Божественных, гоняешься, как за благословением, за тем,

что есть проклятье, сокровищницу рождения делаешь сокровищницей убийс-

тва,  женщину, сотворенную для деторождения, располагаешь к детоубийс-

тву" (из речи к римлянам, слово 24).



        Мы не должны забывать,  что епитимья для убийц самая тяжелая и

с точки зрения времени,  и с точки зрения  ее  строгости.  Для  Церкви

Христовой  аборт,  или  прерывание беременности,  есть не просто некое

нравственно непозволительное действие;  без всяких уверток и  красивых

объяснений это есть убийство; это преднамеренное убийство и сознатель-

ное умерщвление,  которое требует большего наказания,  является  более

греховным и богоненавистническим,  чем любое другое убийство,  так как

отнимает у человеческого существа жизнь еще до того,  как  оно  увидит

эту жизнь,  а главное, до того, как оно примет таинство святого креще-

ния.



        В книге под названием "Грешников  спасение"  в  главе  V,  "Не

убий",  мы можем прочитать:  "В заповеди этой подразумевается убийство

душевное и физическое, то есть если ты толкаешь ближнего своего на за-

нятие  проституцией,  или  на убийство кого-либо,  или на какое другое

греховное дело,  или если ты помог ближнему своему и он сделал, совер-

шил эти действия,  ты считаешься убийцей брата своего духовно...  Если

убил,  если побил женщину,  или бросил ребенка,  или вкусил  растение,

чтобы убить зародыш или чтобы не вызвать беременности,  все это и дру-

гое подобное считается убийством и строго наказуется".



        Люди, которые приступают к убиению во чреве своих  детей,  по-

добны Ироду,  погубившему 14 тысяч младенцев.  Они хуже Ирода, так как

эти младенцы по крайней мере не были его собственными  детьми.  Каждый

человек,  который  участвует  в ужасающем действии аборт,  в ужасающей

операции по убиению во чреве, что бы он сам ни думал, участвует в деле

убийства.  Он участвует в убийстве и совершает преступление перед Гос-

подом, Который заповедал: "Не убий!"



        Церковь должна просвещать самым активным образом свой народ  с

духовной точки зрения,  рассказывать о смысле аборта,  провозглашая со

всей решительностью,  что аборт - это УБИЙСТВО.  Обращать внимание ду-

ховников  на  недопущение греховной терпимости к убийцам своих детей и

необходимость накладывать на них суровые епитимьи. Нужно подчеркивать,

что аборт, каким бы способом он ни совершался, является отвратительным

преступлением,  поскольку результат его всегда один и тот же:  лишение

жизни человеческого существа.



        Может быть, многие нас осудят за то, что мы хотим насильно на-

вязать христианские взгляды тому миру, который от них отказывается, за

то,  что мы прибегаем к непозволительному давлению. Это не так. Каждый

имеет свои взгляды и борется за них.  И чтобы быть услышанной, Церковь

должна кричать.  Когда этого требует вера,  должны кричать и Синод,  и

верующий народ.



        К сожалению,  голос Синода и народа не слышен,  и аборты будут

совершаться и впредь под защитой закона, под защитой государства.


| На главную страницу сервера | Возвратиться к оглавлению |