| На главную страницу сервера | Возвратиться к оглавлению |

Служба Вифлеемским младенцам
Написана преподобным Андреем Критским
Предисловие

Известный греческий архиерей, митрополит Никопольский Мелетий, писал: "Приступающие к убиению во чреве своих детей похожи на Ирода, который уничтожил 14 тысяч младенцев, чтобы никто не смог помешать ему в жизни". Тогдашний мир содрогнулся, услышав об этом злодеянии. Весть о нем дошла даже до Рима. Император, узнав, что Ирод в свое время убил собственного сына, произнес: "У Ирода лучше быть животным, чем сыном. " Эти слова императора Августа можно отнести ко многим нашим современникам: не каждый из нас решится убить свою собаку, кошку, но убивать собственных детей стало самым обычным делом.Причем когда убивают животных, они могут защищаться, муха хотя бы попытается улететь, даже новорожденное дитя в случае опасности заплачет, чтобы его услышали и спасли, но нерожденный ребенок не может даже запищать, он абсолютно беззащитен. И страшно не только это. Страшнее всего то, что в отличие от Вифлеемского избиения убийство детей во чреве матери стало нормой, обычным способом решения личных проблем, всего-навсего "прерыванием беременности", "планированием семьи".

Один московский священник на проповеди в день памяти святых мучеников-младенцев сказал: "Сегодняшний день должен стать особенным праздником всех людей, населяющих нашу землю, потому что ни в одной стране мира не погибает во чреве матери столько младенцев, сколько у нас. Каждый четвертый убитый ребенок в мире приходится на Россию, Белоруссию и Украину". Во всем мире действуют организации, борющиеся за права человека, охрану окружающей среды. В Великобритании существует закон, по которому могут привлечь к ответственности хозяина, ударившего собственную собаку, и в то же время детоубийство считается чуть ли не благом. Подобное не сравнишь даже с лицемерием фарисеев, про которых Господь сказал: "горе вам, фарисеи и лицемеры". Ирода по крайней мере нельзя считать лицемером, он все делал открыто, но чем кончил? История сохранила для нашего назидания обстоятельства смерти убийцы. Она была ужасна: "Бог, желая наказать Ирода за его жестокость, постоянно увеличивал его болезнь. Медленный жар мучил и пожирал его внутри. Его внутренность была полна язв; многие наружные части тела были изъедены червями; он едва мог дышать, и его дыхание было так зловонно, что нельзя было приблизиться к нему. И вдобавок ко всему этому страшный голод мучил его, такой голод, которого нельзя было утолить". Так описывает последние дни царя Ирода древний историк. Но на этом не кончилось наказание Божие. Дети его тоже выросли убийцами. Сын Ирода Ирод Антипа убил Иоанна Крестителя, издевался над Христом. Внук убил апостола Иакова, один из потомков допрашивал апостола Павла. Другой,Агриппа, погиб в Помпеях при извержении Везувия. "Нечестивого наказываю до четырех родов", - сказал Господь.

Священникам нередко приходится выслушивать жалобы родителей на своих детей, часто можно услышать сетования на современную молодежь. Но какие могут быть дети, если родители - убийцы, да еще в нескольких поколениях? Множество проблем нынешнего общества связано с грехом детоубийства. Подумайте только: каждый день, каждый Божий день святые ангелы забирают несколько тысяч душ невинно убиенных младенцев,и самый большой урожай собирают они с земли, называвшейся некогда Святой Русью. Мерзость запустения, стоящая на святом месте! Каждый из нас должен, просто обязан хоть как-то воспрепятствовать творящемуся беззаконию. Конечно, мы своими малыми силами не в состоянии изменить положение вещей сразу и в масштабе всей страны, но обличать грех, пробуждать голос совести, призывать к покаянию наша прямая обязанность. Издатели службы Вифлеемским младенцам надеются, что это издание хоть в какой-то мере послужит спасению нерожденных детей от неминуемой смерти.

Руководитель медико-просветительского центра "Жизнь"
священник Максим Обухов.

Месяца декабря в 29-й день
Святых младенец четыренадесяти тысящ,
Христа ради избиенных
от Ирода в Вифлееме Иудейстем

На Господи, воззвах:
стихиры святых, глас 4 Подобен: Яко добля:

Сокровища сокровеннаго / иский, пребеззаконный / незлобивыя 
закла отроки днесь, / и Рахиль неутешна бяше, / неправедно зрящи
заколение / и безвременную смерть / ихже, плакаше, болящи 
утробою, / но сия веселится, / в недрех Авраамовых ныне видящи.

Царя Безлетнаго, / под летом бывша,
/ царь пребеззаконный взыска / и, не обрет
убити Его, / младенцев пожат неискусозлобное
множество, / яже содела мученики, / яко не
мняше, / и гражданы Вышняго Царствия, / того
во веки пребезумие обличающия.

От Девы рождшуся Тебе, Превечный Господи, / и за благость 
младенствовавшу, / лик младенцев приведеся мученическою кровию, 
/ немутну душу просветив праведнейше, / яже вселил еси во обители 
присноживотныя, / Иродову обличающи злобу / и суровейшее 
пребезумие.

Слава, глас 8. Андрея Критскаго:

Ирод пребеззаконный, / видя звезду, паче всея
твари светлейшую, смущашеся / и млекопитаемыя
младенцы из объятий матерних восхищаше. /
Елисавет же, вземши Иоанна, / камень моляше,
глаголющи: приими матерь с чадом. / Гора прият
Предтечу. / Ясли же храняху сокровище, / Егоже
звезда возвести, и волсви поклонишися: /
Господи, слава Тебе.

И ныне, Богородичен:

На стиховне стихиры праздника.

Слава, младенцев, глас 8. Андрея Критскаго: Иисусу рождшуся в 
Вифлееме Иудейстем, / Иудейская держава упразднися. / Да играют 
младенцы, за Христа закалаеми, / Иудея да рыдает: / глас бо слышан 
бысть в Раме, / Рахиль, плачущи, рыдает, / якоже пишет, по чадех 
своих, / младенцы бо избив, Ирод пребеззаконный / исполняше 
Писание, / Иудею насыщая неповинныя крове; / и земля убо 
червленяшеся кровьми младенцев, / от язык же Церковь таинственне 
очищается / и в красоту одеяется. / Прииде истина, / Бог явися в 
сени седящим, от Девы родивыйся, / во еже спасти нас.
И ныне, Богородичен:

Тропарь младенцев, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,
/ умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / 
Человеколюбче, молимся.

Канон святых младенцев на 4, глас 4.

Песнь 1.

Ирмос: Пределив пучину чермную Бог, / фараона
погрузивый в ней, / провед Моисея немокренно в
пустыню / и одождив манну в снедь людем
Израилевым, / яко силен.

Звезда воссия в Вифлееме / и Едема от
мрачныя разреши клятвы, / и спасения день
даруется родоначальником, / из девственна
облака просиявый Иисус, / сущих во тьме
просвещение.
Тризнище днесь младенцев отверзеся верным
за Христа и Бога, / врагов обличая начала и
власти / и Иродов обличая мужески младоумный
гнев смысленно.
Богородичен: Божественное утверждение и
стена нерушима, Чистая, / и мысленный мост
присно, / и необоримь столп, и основание, и
покров, / егоже ради спасаемся вси от бед, /
Ты еси воистинну.

Песнь 3.

Ирмос: Утверждаяй гром и созидаяй дух, /
утверди мене, Господи, / да Тя пою истинно /
и творю волю Твою, / яко несть свят, яко
Ты, Боже наш.

Девственною дверию прошед, Содетель и
Бог наш / плотский дом Себе созда неизглаголанно,
и Младенец бысть, / и во яслех восклонися.
Сверстницы дети - страдальцы Христова
воплощения, / Иродово неразумное ослепиша
неистовство / и очи всесветлии Церкве явишася.
Богородичен: Из Тебе безотчий явися, безматерен
прежде веков Господь, / и зиждется
преестественно, и наздание дарует сущим из
Адама обожения, Дево Неискусобрачная.

Кондак младенцев, глас 6. Подобен: Еже о нас:

В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от
Персиды с дары приходят, / звездою свыше
наставляеми, / но Ирод смущается и пожинает
младенцы, яко пшеницу, / и рыдает себе, / яко
держава его вскоре разорится.

Седален младенцев, глас 4. Подобен: Явился еси:

Рождшемуся днесь от Девы младенцев воинство /
яко Творцу и Царю приятная приносятся
заколения, / предложенная Христу веры ради.

Слава и ныне,глас 4. Подобен: Удивися Иосиф:

Удивися, уведев, Ирод, царь лютый, / ища
яростию, противу боря рождшемуся на земли Царю,
юному Христу, / и, боязнию и страхом многим содержимь, /
посылает воинство убити с яростию дети, в Вифлееме 
младенствующия, купно с ни и покушаяся Создателя,
за благоутробие обнищавшаго: / из девственныя бо
утробы произыде, спасти хотя род наш.

Песнь 4.

Ирмос: Услышах слух Твой и убояхся, пророк
глаголаше, / разумех дела Твоя, и удивихся, и
возопих: / слава силе Твоей, Господи.

Дева и Небо, Небесныя и земныя, / Рождеством
ходатайствовавши, паче ума примири / и
вражды средостение разори.
Младенец множество мученически, по Бозе
всех пострадавше, почести страдания от Него
приемлет: / ихже ради Ирод весьма устыдеся.
Богородичен: Божественное Слово во утробе
заченши, страшным Словом / паче слова породила
еси плотию, Всенепорочная. / Темже Тя, Богородицу, славим.

Песнь 5.

Ирмос: Возсияй ми, Господи, свет повелений
Твоих, / яко к Тебе дух мой утренюет и поет
Тя: / Ты бо еси Бог наш, / и к Тебе прибегаю, Царю мира.

Чувственное убо солнце облаки покрывается, / Умное же и 
Всеневещественное, безмерным благоутробием в плоть одеявся,
/ в вертепе днесь пеленами повивается нас ради.
Скверноубийства кровьми Ирод оскверняется: /
Владыку бо всех, Бога и Царя, убити
покушаяся, / на отроки неистовствует и свирепствует люте.
Богородичен: Зарею молитвы Твоея,
Богородительнице Чистая,/ слепоту сердца моего озари,
/ яко едина светильника Господа /и славы солнце возсиявши Христа.

Песнь 6.

Ирмос: Буря мя многих согрешений моих потопляет, /
и изнемогает дух мой; / но Ты, Господи,
/ яко милостив, сшед, / возведи живот мой.

Божественное воплощения Слова совершается
днесь таинство, / Богородице: Тобою бо явися
плотию Бог Превечный, / да обожит приятие.
Рахиль, убо чад плачущи, / древле провозвести
за Христа младенцев, приемших безгодное заколение; /
тем и отрицашеся, утешитися не хотящи.
Богородичен: Божественное Рождество Твое,
Всесвятая, / прозябшую пресече в раи клятву /
и, стезю древа жизни человеком отверзши, / благословение источи.

Кондак, глас 4. Подобен: Явился еси:

Звезда волхвы посла к Рождшемуся, / и Ирод
неправедное воинство посла люто, / убити мня
во яслех / яко Младенца лежаща.

Икос: Горним и дольным, ныне вкупе веселящимся
/ во явлении всех Царя, / Ирод сам токмо с
пророкоубийцы иудеи соболезнует: лепо бо самым
им токмо рыдати, / не бо от ныне царствовати
имут; / но царство Господне и еще державствовати имать, /
дерзости врагов отражающее / и
множества верных созывающее / с честными младенцы взирати /
Иже во яслех яко Младенца лежаща.

Песнь 7.

Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстеи, / 
любовию благочестия паче, / нежели пламенем, опаляеми,
взываху: / благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Веселится днесь Вифлеем с нами, / Тя бо, Невместимаго, в вертепе 
приемлет, / благословен еси, - вопия, - един Бог отец наших.
Незлобива жертва и нескверная за тя предзакалается,
Божий Слове, вопиющи: / благословен еси,
Господи, Боже отец наших.
Богородичен: Радуйся, небурное покаяния
пристанище, / в неже прибегающе, Богородице,
зовем: / благословена еси Едина, рождшая Бога отец наших.

Песнь 8.

Ирмос: Всяческая, Владыко, премудростию Твоею
составил еси, / земли же паки утвердил еси,
якоже веси, дно, / основанием водрузивый на
водах безмерных. / Тем вси вопием, воспевающе: /
благословите, дела Господня, непрестанно Господа.

Ангели славят власть Рождшагося, / пастырие чудятся, и волсви 
покланяются, / Небеса возвещают звездою Зиждителя; / с нимиже 
вси, воспевающе, вопием: / благословите, дела Господня, Господа.
Множество неискусозлобное воинствует Владыце днесь кровию /
и на Ирода твердо вооружается, Тебе, Христе, рождшуся. / Тем вси
вопием, воспевающе: / благословите, дела Господня, Господа.
Богородичен: Деву Тя, Чистая, храм, и дверь, и облак, / купину
неопалиму, и стамну манны, и жезл прозябший, / кивот, и свещник,
и скрижали Завета, / гору святую, из неяже камень отсечеся, /
пророцы Божии проповедаша.

Песнь 9.

Ирмос: Яко сотвори мне величия Сильный, и
свято Имя Его, / и милость Его / в род и род боящимся Его.

Весь в Тебе вмещается, / Иже в недрех сый Отца, / и зиждется
Зиждитель небесе, / и истощавается мене ради, / и, в пеленах
повився, разрешает прегрешений пленицы.
В Раме слышася Рахили горькое рыдание,
/ плач же, и увы, и сокрушение; / скверноубийца бо враг,
на чада Вифлеемская, Ирод пока зася.
Богородичен: Рождеством Твоим, Дево, обожихомся, смертнии: / 
Бога бо, Питателя всех и единославна Отцу, / и раждаеши,
и млеком питаеши. / О, страннаго чудесе!

Светилен. Подобен: Крест хранитель:

Злачную ниву младенец, богоборствуя Ирод, /
послав, незрелую пожа, окаянный, / и, рождшагося
Господа не возмог убити, / всякаго срама исполняется.


На хвалитех стихиры, глас 1. Самогласны.
Киприаново:

Пречистому Твоему Рождеству, / Христе Боже, /
первая жертва, бысть младенцы: / Ирод бо
яти Тя, неятаго, восхотев, не позна, / мученический
приводя Тебе лик. / Тем Тя молим, вочеловечшагося, /
спасти души наша.

Глас 2:

Во уши Господа Саваофа вниде заколение
ваше, / младенцы честнии: / Того бо ради кровь
пролиясте, / и в недрех Авраамовых почиваете /,
и Иродову во веки мерзскую злобу отринусте /
силою рождшагося Христа.

Глас 3:

Мерзско Иродово детоубийство, / мерзскаго убиения
Его ради, / и чиста детей жертва, / яко
сверстных Христу нашего спасения, / новаго
заклания предпожрена и предпослана. / Не плачи,
Рахиль, чад, поминающи недра Авраамова, /
идеже всех есть веселящихся жилище.

Слава и ныне, глас 5:

Зрящи Тя, тварь вся, / в Вифлееме плотию
раждаема, / Создателя и Зиждителя всех, / новотворится
паки и обновляется; / солнца же
свет простре, и земля радуется, / волсви из
Персиды Царю всех дары приносят. / Пастырие
чудятся, удивльшеся, / и Богу во плоти с Рождшею
покланяхуся. / О, чудесе! Питатель питается
Материею Всечистою / ради мирскаго спасения и обновления.


На литургии

Блаженны праздника, от канона песнь
7-я, и святых младенцев песнь 6-я. Прокимен,
глас 6: Хвалите, отроцы,
Господа, / хвалите Имя Господне. Стих:
Вселяя неплодовь в дом, матерь, о чадех веселящуся.
Апостол к Коринфяном, зачало 180. Аллилуия, глас 5:
Пролияша кровь их яко воду.
Евангелие от Матфея, зачало 4.
Причастен: Радуйтеся, праведнии, о Господе.

| На главную страницу сервера | Возвратиться к оглавлению |