Герб Российской ИмперииАвгустейшая паломница

"Православная Пермь"
N 5(33) май 1999г.


Игумен Серафим (Кузнецов) - основатель Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря, крупный церковный писатель, духовник Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. В 1914 году, совершая паломничество к мощам св.прав.Симеона Верхотурского. Великая Княгиня посетила Пермь и, по приглашению игумена Серафима, побывала на Белой Горе.

После мученической кончины Великой Княгини, исполняя ее просьбу быть похороненной в Иерусалиме, игумен Серафим совершил скорбный путь с телами мучеников через Дальний Восток и Азию к святому граду,

На "Исторической странице" мы помещаем воспоминания игумена Серафима о посещении Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной Серафимо-Алексеевского скита и об основателе Белогорского монастыря епархиальном миссионере протоиерее Стефане Луканине,

По получении известия о скором прибытии Благоверной Государыни Великой Княгини Елисаветы Феодоровны на Белую Гору и в скит вся братия воспряла духом, оживилась, подобно детям, с радостным трепетом ожидая Августейшую Молитвенницу за Царя и Отечество. Понятна была радость белогорцев, воспитанных в патриотическом духе, - принять у себя и лицезреть избранную Отрасль из Царственного рода - родную сестру Ее Императорского Величества Александры Феодоровны. Весь монастырь и скит пришли в движение. Из уст в уста передавались радостные восторги о скором прибытии Царственной Подвижницы.

Белогорская обитель с пустынным ее скитом питает 400 человек братии и до 70 000 приходящих богомольцев в год. Самая уединенность обители от суеты мирской составляет лучшее условие к преуспеянию в духовной жизни ее насельников. И вот в эту-то обитель святителя Николая, расположенную в далекой глуши отрогов седого Урала, среди простого народа. Господь Бог, по молитвам святителей Николая и Алексия, преподобного Серафима и св.праведного Симеона, по неисповедимым путям Своим ведет избранную Августейшую Молитвенницу.

Ее Высочество по своему глубокому смирению избегает подобающих ей почестей и внешнего блеска, а предпочитает во всем простоту. Она едет молиться вместе с народом и видеть жизнь как народа, так и насельников обителей в ее непосредственной, ничем не прикрашенной действительности. Она любит быть там, где простота, где скорбь и страдание, дабы пролить луч утешения.

...В Белогорскую обитель непрерывными вереницами прибывают богомольцы, в большинстве из крестьян. Изможденные их лица, загрубелые почерневшие руки, сбитые ноги, обутые в самодельные лапти - весь вид их говорит о том, что немалый и трудный путь совершили они, чтобы добраться в обитель и тут, при виде Августейшей Паломницы, забыть на время свою тяжелую, страстотерпческую жизнь с ее беспросветным трудом и заботами, излить накопившееся на сердце горе, очистить душу покаянием и вновь с обновленным духом и освеженными силами вступить на жизненный путь; они пришли, чтобы вознести вкупе с ней. Августейшей Молитвенницей, свои молитвы за горячо любимых Царя и Царицу и Августейшую Семью Их Величеств.

... 14 июля с 5 часов утра богомольцы вереницами пошли в Серафимо-Алексевский скит, расположенный в 5 верстах от Белой горы в лесной глуши. В 6 часов 30 минут поехал в скит преосвященнейший Палладий, где был встречен в храме со славою. В 7 часов туда проследовала в открытом экипаже Ее Высочество в сопровождении В.С. Гордеевой.

Скит этот создан в память всерадостного события - рождения Его Императорского Высочества Государя Наследника, Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича. Место под скит пожертвовано коммерции советником Павлом Степановичем Жирновым. Им же был выстроен первый скитский храм во имя преподобного Серафима Саровского Чудотворца, заложенный 24 июня 1904 г. преосвященнейшим Иоанном и освященный епископом Никанором 22 июня 1905 г. При совершении первой литургии был рукоположен в сан иеромонаха первый строитель и нынешний начальник скита игумен Серафим (Кузнецов).

Трудами братии в горе вырыты пещеры; в одной из них - большого размера- по благословению преосвященнейшего Никанора устроена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия и всех Печерских чудотворцев. Закладка этого храма совершена 30 июня, а освящение -2 сентября 1905 г. Устав в скиту строже монастырского, при постной пище во все время года.

Нелегко было первонасельникам осуществить намеченную задачу, немало выпало на их долю хлопот, искушений,скорбей и слез. Все было бедно, скромно и просто. Одно, что манило с внешней стороны - это чудная природа, задумчивый девственный лес, весьма красивое место и мертвая тишина, нарушаемая пением пернатых и шумом лесных деревьев. Но Бог помог перетерпеть скорби, и святое дело постепенно приходило в должный порядок.

Дорога в скит проходит в красивой местности, сплошь усыпанной песком. Кругом тишина, природа как будто замерла, воздух чист - все невольно располагает к молитве и богомыслию. Быстро мчатся монастырские лошади, и дорожные картины сменяются одна другой. Вот проехали кирпичный завод, а затем и монастырский пруд с мельницей...

... Еще один изгиб лесной дороги - и в близком расстоянии показались святые ворота с оградой и скитский храм. Начиная от арки и до ворот дорога украшена гирляндами из зелени с развевающимися на них национальными флагами. На арке - государственный герб с инициалами Ее Высочества и надписью "Благословенна грядущая во имя Господне", а на обратной стороне -"Приведутся Царю девы в след Ее, искренния Ее приведутся Тебе" (Пс.44,15). Над святыми воротами выделяется надпись: "Боже, Царя храни! " Весь скит украшен зеленью и флагами.

...Храм убран по-пасхальному цветами и материей, а весь громадной высоты иконостас буквально усеян горящими лампадами. Словом, пустынный скит преобразился ко дню светлого торжества. Радостно настроены скитники в ожидании Царственной Молитвенницы...

...Вот на скитской колокольне раздался звон во все колокола, а затем и в пещерном скитском храме. Вот показались экипажи и быстро приближаются к святым воротам.

...Благоверная Княгиня в серой одежде, как будто прибывшая из другого мира, вышла из коляски. Своим ласковым приветливым взором она отвечала народу на его восторженные приветствия. Она была дорога и любезна боголюбивому народу в своем простом сером одеянии. На главе ее было серое головное покрывало как знак отречения от мира с его суетой, как символ смирения и послушания; на груди ее висел кипарисовый крест как знак добровольного обета следовать за Христом и служить ближним во Имя Его. На левой руке вместо золота были иноческие четки как напоминание о непрестанной молитве... Благоговейно облобызав святой крест. Ее Высочество приняла окропление святой водою от преосвященного Палладия, который приветствовал Высокую Гостью речью... Владыка указал, что насельники скита с высоким и необычайным восторгом встречают Августейшую Молитвенницу в день, когда они одновременно празднуют утверждение скита Святейшим Синодом, только что происшедшее.

...Дивное событие совершилось в укромной пустыне! Редкое, небывалое торжество увидала юная обитель! Среди собравшихся людей всех положений, званий и состояний царили

равенство, братство, пламенная вера и взаимная любовь. Всех объединила Царственная Молитвенница. Для всех открыт духовный пир в безлюдной пустыне. Все испытали высокое духовное настроение, и у многих исторгались из очей слезы умиления от переполнявших чувств светлой радости. Здесь ясно, как в зеркале, отразились чувства искренней преданности и любви к Августейшей Гостье.

Окончилось богослужение. Преосвященнейший Палладий в мантии, епитрахили и омофоре, при колокольном звоне прошел в пещерный храм, а за ним последовала Ее Высочество. Здесь Владыкой была отслужена панихида по Благоверному Князю-мученику Сергею Александровичу. Пели умилительным заунывным напевом исполатчики. Усердно молилась Августейшая Молитвенница, вознося пламенные слезные молитвы к Богу об упокоении с праведными души своего незабвенного Благоверного спутника жизни. Царственного Страдальца, положившего душу за други своя. Великое дело любить отдельных людей и полагать за них жизнь, но несравненно большее дело - любить свою святую Родину, весь свой родной народ, не щадя и самой жизни.

Трогательно молиться в пещерном храме, чувствуя себя как бы в могиле. Кругом полумрак, пред святыми иконами мерцают только несколько лампад и свечей. На душе как-то жутко, но в то же время испытываешь приятное умиротворяющее состояние. Чувствуется облегчение: все земные мысли и заботы остаются под лучами солнца, не смея сюда заглянуть...

Поют "Со святыми упокой"... Ее Высочество усердно молится, держа в руках горящую свечу как символ вечного света и вечной жизни, где обитают усопшие. Здесь с большой ясностью открывается душевному взору неисследимая в своих глубинах загробная жизнь - жизнь вечная, жизнь, недоступная человеческому разуму... Провозглашается вечная память Благоверному Государю и Великому Князю Сергею Александровичу. После заупокойной молитвы душа ощущает какую-то непонятную отраду, что, по учению отцов Церкви, есть как бы предвестник того, что души горячо любящих усопших невидимо для глаза людского, но видимо душевному взору также присутствовали на службе...

Ее Высочество пожаловала в скит большого размера святую икону преподобного Серафима чудного письма с большой частью камня, на

котором молился Преподобный тысячу дней и ночей. Этот драгоценнейший дар Августейшей Молитвенницы глубоко тронул насельников скита. Они от избытка сердца радовались и ликовали, как дети, умиленно молясь за Дорогую Царственную Подвижницу. Этот священный дар для них дороже всех земных сокровищ. Начальнику скита игумену Серафиму Ее Высочество пожаловала свой портрет с короной и подписью.

Закончилась молитва Царственной Паломницы с насельниками пустынной обители... Счастливы все участники сего великого духовного торжества. Августейшая Молитвенница оставила и насельникам скита, и всем присутствующим высокий пример того, как нужно любить Святую Церковь, храмы Божий и святые иноческие обители, ходить по уставам Церкви и соблюдать заповеди Божий, любить Бога и ближних.

Выйдя из пещерного храма. Ее Высочество проследовала в деревянную временную часовенку над колодцем у пещерного храма. Здесь вода бьет ключем из горы, из-под пещерного храма. Вода чудная, кристально-чистая. Ее Высочество изволила испить воды из этого источника.

Начальником скита игуменом Серафимом было доложено здесь Ее Высочеству, что скит в порыве духовного восторга от посещения Августейшей Паломницы искренне желал бы увековечить это велие радостное событие, наименовав источник "Елисаветинским", и над ним выстроить часовню во имя святой праведной Елисаветы (5 сентября), на что Ее Высочество милостиво согласилась.

...Ее Высочество расписалась в книге посетителей и удостоила милостивой беседы игумена Серафима. Также Царственная Утешительница всех скорбящих милостиво поговорила с родной мамой О.Серафима монахиней Анастасией.

...Проводы Августейшей Паломницы носили весьма сердечный характер. Скитники не выдержали: слезы покатились из глаз.

Воистину для скромного скита этот минувший, как одно мгновение, день был великим праздником, ибо что может быть радостнее и приятнее пустыннику-патриоту, как видеть родную сестру Царицы.

Братия и посетители обители с пением шли за экипажем до подножия горы, срывая зелень и бросая ее на дорогу...

Настоятелю Белогорского монастыря архимандриту Варлааму Ее Высочеством были пожалованы портрет с собственноручною надписью, священническое и диаконовское облачение...

Так просиял светлый луч в Пермской земле пред грядущим испытанием. В дни, когда решалась судьба народов и государств, когда шли исторические дипломатические переговоры, Августейшая Молитвенница совершала паломнический и молитвенный подвиг. Мы глубоко верим, что эти молитвы, совместно с молитвами всего народа русского, помогли в разрешении великого вопроса и умилостивили Бога умирить внутреннюю смуту и возбудить другие народы встать в едино воинство с нами. Глубокое умиление и молитвенное утешение пережили насельники и насельницы обителей и народ в совместной молитве с Августейшей Молитвенницей. Дай Бог, чтобы это исключительно радостное и желанное посещение Пермского края было не последним!

Быстро промелькнули дни пребывания Августейшей Паломницы в пределах Пермской земли. Но памать о ее посещении будет незабвенна в род и род всего русского народа.


Вернуться на главную страницу