Общественный комитет по защите свободы вероисповедания и религиозно-культурных традиций народов России ЯКУНИН И ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ - ПРОТИВ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПРЕССЫ В ноябре 1996 г. бывший диссидент и правозащитник г-н Г.П. Якунин предъ- явил судебный иск о защите чести, достоинства и деловой репутации А.Л.Дворки- ну, зав. Центром свмч. Иринея еп. Лионского при Отделе религиозного образова- ния и катехизации Московского Патриархата,обвинив его в клевете на законопос- лушные российские религиозные организации,которые тот называет тоталитарными сектами и деструктивными культами. Публикация, вызвавшая такое негодование Якунина - это брошюра проф. Дворкина "Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным", опубликованная в мае 1995 г. Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриарха- та. Ранее отрывки из нее публиковались в газете "Совершенно секретно".В этой брошюре А.Л. Дворкин попытался выделить и описать основные характерные черты деструктивных сект и показать, чем они отличаются от традиционных конфессий. В работе над брошюрой был использован целый ряд западных публикаций, в част- ности книги Стивена Хассана " Как противостоять сектантскому контролированию сознания" ("Combatting Cult Mind Control") Джин Ритчи "Тайный мир сект"("The Secret World of Cults") и др. 1. О Дворкине. В виду того, что в последнее время противная сторона широко оперирует ложно интерпретируемыми фактами биографии проф. А.Л. Дворкина, мы позволим себе сообщить ее основные моменты. Александр Леонидович Дворкин родился в Москве в 1955 г. В 1977 г. по политическим мотивам эмигрировал в США. Он был лишен советского гражданства и до 1983 г., когда он получил американское гражданство, не имел никакого. В США он получил ученые степени: бакалавра искусств по русской литературе в Хантер-Колледже Нью-Йоркского университета, кандидата богословия в Св. Владимирской Православной духовной академии и док- тора философии по средневековой истории в Фордхэмском университете. Дворкин преподавал в нескольких высших учебных заведениях и опубликовал ряд научных работ. Его докторская диссертация "Иоанн Грозный как религиозный тип" была опубликована отдельной книгой (на английском языке). С 1988 г. он работал ав- тором и диктором на радиостанции "Голос Америки" в Вашингтоне, а затем редак- тором отдела новостей на радиостанции "Свобода" в Мюнхене. 31 декабря 1991г., по благословению своего духовного отца протопресв. Иоанна Мейендорфа, он вер- нулся в Россию, где с тех пор и проживает. В настоящий момент у него амери- канское гражданство и вид на жительство для иностранца в России. В марте 1992г. А.Л. Дворкин поступил на работу в Отдел религиозного образования и ка- техизации Московского Патриархата. Он преподает историю Церкви в Российском Православном университете и сектоведение в Свято-Тихоновском Православном Богословском институте, где он является зав. кафедрой. В 1993 г. по благосло- вению блаженной памяти прот. Глеба Каледы Дворкин основал Информационно- консультативный центр свмч. Иринея еп. Лионского для изучения новых религиоз- ных движений и распространения информации о них. Центр входит в структуру От- дела религиозного образования и катехизации. За эти годы Центр приобрел из- вестность в России и во многих зарубежных странах. В своей деятельности Центр исходит из принципиального убеждения, что подлинная свобода выбора не- возможна без свободы информации. При вербовке секты никогда не предоставляют полноту информации о себе и, таким образом, человек зачастую вступает в орга- низацию, о которой он почти ничего не знает. Таким образом, нарушается его конституционное право на свободу получения информации и он не может сделать по-настоящему свободный информированный выбор. Сотрудники Центра убеждены, что если бы нынешние жертвы сектантства вовремя получили бы правдивую инфор- мацию об организациях, в которых они состоят, большинство их них никогда не стало бы их членами. 2. О Якунине. Глеб Павлович Якунин, бывший священник Московской Патриархии, был извер- жен из сана в 1994г. за грубое нарушение канонов Церкви. Он не признал этого решения Церкви и присоединился к так называемой "Украинской православной церкви киевского патриархата" (УПЦКП), не признанной ни одной Православной Церковью мира. УПЦКП возглавляется Михаилом Денисенко - самопровозглашенным "патриархом киевским и всея Украины Филаретом", бывшим Митрополитом Киевским Русской Православной Церкви. В 1992 г. Денисенко был извержен из сана Церковью за вопиющие нарушения иноческого обета и антицерковную деятельность. В настоящий момент г.Денисенко поддерживает тесные связи с "Церковью объеди- нения" Сан Мен Муна и даже направил своего личного представителя "архимандри- та" Викентия Миськова для торжественного произнесения молитв перед открытием конференции мунитского "Международного фонда семьи" (15 октября 1996 г.) и благословения всего собрания. Интересно,что ранее Якунин неоднократно подвер- гал резкой критике митрополита Киевского Филарета за различные нравственные нарушения и за активное сотрудничество с КГБ под псевдонимом Антонов. Но сто- ило изверженному из сана г-ну Денисенко организовать свою отдельную от Мос- ковской Патриархии псевдоцерковную структуру, Якунин в одночасье превратился в его рьяного защитника.На организованном депутатом Госдумы В. Борщевым круг- лом столе (он проводился 27.12.96 в здании администрации Президента РФ на Старой площади), Якунин вновь высказал свою излюбленную мысль, что единствен- ной настоящей тоталитарной сектой, которую он знает, является Московская Пат- риархия. Многие люди неоднократно слышали из уст г-на Якунина угрозы затра- вить РПЦ при помощи судебных исков. Иск против А.Л. Дворкина и Отдела рели- гиозного образования и катехизации - это лишь первый шаг.В случае его успеха последуют новые и новые иски против других отделов Русской Православной Церк- ви и их сотрудников. В 1993 г. Якунин был избран в Думу РФ по списку "Выбора России", где снискал себе скандальную известность участием в ряде непригляд- ных эпизодов. В 1996 г. не был переизбран и более не является депутатом. Сей- час он возглавляет организацию "Общественный комитет защиты свободы совести". "Комитет" известен своими выступлениями в защиту ряда тоталитарных сект, в том числе "Свидетелей Иеговы", мунитов и сайентологов ( когда министр здраво- охранения РФ А. Царегородцев издал приказ, запрещающий использование сайенто- логических методик в государственной системе здравоохранения,Якунин разразил- ся целой серией протестов против этого "дискриминационного" решения, обвиняя лично Дворкина в подготовке этого приказа). Исковое заявление против Дворки- на направлено "Комитетом" и подписано его председателем Якуниным. 3. Суть иска. В "исковом заявлении о защите чести, достоинства и деловой репутации и опровержении порочащих сведений" утверждается,что брошюра Дворкина "является оскорбительной по содержанию и стилю для религиозных организаций, зарегистри- рованных Минюстом РФ и легально действующих на территории России". Всего в исковом заявлении упоминаются пять таких религиозных организаций:"Международ- ное общество сознания Кришны", "Церковь объединения", "Сайентологическая цер- ковь", "Богородичный центр", "Аум Синрике" "и др.". Истец возражает против используемых Дворкиным терминов "тоталитарные секты" и "деструктивные культы" и считает, что следующие сведения, приводимые им в брошюре,являются "не соот- ветствующими действительности и порочащими" : Дворкин утверждает, что секты отбирают у своих последователей материальные ценности, в то время, когда в исковом заявлении указано,что "Комитету неизвестны случаи привлечения к уго- ловной ответственности кого-либо из членов указанных... религиозных органи- заций или их лидеров за преступления против собственности". Дворкин утверж- дает, что члены тоталитарных сект подвергаются разным формам насилия, в то время, как по утверждению истца, "в России отсутствуют приговоры судов,кото- рыми кто-либо из указанных лиц признавался бы виновным" в такого рода прес- туплениях. Дворкин утверждает, что "цель всех тоталитарных сект -... прийти к власти... Они вкладывают средства, наращивают свое влияние и готовятся к захвату власти". И опять истец с завидным постоянством отмечает: " следует иметь в виду, что по сведениям Комитета отсутствуют возбужденные уголовные дела либо состоявшиеся судебные приговоры...в отношении кого-либо из членов религиозных организаций, указанных Дворкиным." И наконец, истец находит осо- бенно оскорбительным следующее заявление, приведенное в брошюре: "<члены то- талитарных сект> не остановятся перед тем, чтобы солгать, украсть, ввести человека в заблуждение, прибегнуть к контролированию сознания своих соб- ратьев или, в конце концов, оклеветать должностных лиц и общественных деяте- лей, оказывающих им сопротивление, и даже физически устранить неугодного им человека (или группу лиц). По существу, мы имеем дело с мафиозными структу- рами, скованными железной дисциплиной и беспрекословным повиновением своему руководству." Истец утверждает,что Дворкин "сообщает для всеобщего сведения не соответствующую действительности общественно-значимую и тем самым дискре- дитирующую новые религиозные организации информацию о том, что они являются преступными сообществами и что их члены совершают уголовно наказуемые дея- ния,что умаляет честь и достоинство неопределенного круга лиц - членов рели- гиозных движений и репутацию самих религиозных организаций". Истец просит "признать не соответствующими действительности излагаемые А. Л. Дворкиным и приведенные выше сведения о преступной деятельности нетрадиционных религиоз- ных организаций и их членов". Естественно, вся информация, сообщаемая проф. Дворкиным в брошюре, является документально подтвержденной,что и будет дока- зано на суде,где выяснятся и куда более неприглядные подробности деятельнос- ти сектантов и их тайных учений. 4. Начало досудебного разбирательства. Защиту А.Л. Дворкина взяла на себя широко известный адвокат Гералина Владимировна Любарская, член Московской городской коллегии адвокатов. 16 де- кабря А.Л. Дворкин и Г.В. Любарская встретились с судьей Хорошевского район- ного суда (по месту его прописки) Л. Салтыковой в ее кабинете. При встрече присутствовали представитель истца М. Осадчев и адвокат истца Г. Крылова. Г-жа Крылова уже снискала себе известность тем, что она защищала "Аум Синри- ке" в процессе, инициированном московским "Комитетом защиты молодежи" (в не- го входят родители и близкие жертв сектантства),а сейчас защищает мунитскую организацию CARP в аналогичном процессе в Санкт-Петербурге. Ответчик подал заявление, что ни г-н Якунин, ни его Комитет никак не упомянуты в брошюре Дворкина и следовательно, не являясь надлежащими истцами, не имеют права по- давать в суд за других лиц. Судья отклонила это заявление и заявила, что в любом случае, сайентологи и кришнаиты стоят у дверей, чтобы подать собствен- ные иски. Судья признала Отдел религиозного образования и катехизации Мос- ковского Патриархата соответчиком Дворкина ввиду того, что он является изда- телем брошюры и держателем "копирайта". Судье также было подано другое заяв- ление о переносе подсудности в другой суд, ввиду того, что Дворкин фактичес- ки не проживает на месте своей регистрации, а юридический адрес соответчика находится в Центральном Административном округе. Ввиду того, что процесс вы- зовет широкий общественный резонанс, и потребует привлечения большого коли- чества свидетелей,удобнее было бы проводить его в Тверском межмуниципальном суде, расположенном в центре и поблизости от метро. Судья Салтыкова отклони- ла и это заявление. 5 Новые исковые заявления. После якунинского, Дворкин получил три новых исковых заявления: одно от члена "Общества сознания Кришны", второе от сайентолога и третье - от группы сайентологов. Они приводят все претензии, приведенные в якунинском иске, и добавляют к ним еще две: Все три новых истца ссылаются на приведенное в бро- шюре Дворкина следующее заявление: "Традиционные христианские конфессии сози- дательны, их члены стремятся принести пользу обществу, стране, народу. К ка- кому созидательному труду способны члены тоталитарных сект, кроме многочасо- вого попрошайничества на улицах - и только для своей секты?". Истцы с негодо- ванием восклицают, что приверженцы их "религий" никогда не попрошайничают на улицах. Более того, сайентологи утверждают, что группы их единоверцев работа- ли в ряде местностей, подвергшихся стихийным бедствиям, и помогали жертвам, используя методики Хаббарда. Автор второго искового заявления,г-н А.Титовчен- ко, представившийся штатным сотрудником "Сайентологической церкви",выдвигает к ответчикам финансовые претензии. Титовченко утверждает, что распростране- ние сведений, приведенных в брошюре Дворкина, вызвало: "антагонизм ко мне и моей работе со стороны бывшей жены (Sic!, авт.) и ухудшило наши отношения; ухудшило мои отношения с близким другом, другими друзьями, приятелями".Титов- ченко оценивает понесенный им моральный ущерб в 55 млн. рублей, которые он просит взыскать с Дворкина. По всей видимости секты дали разнарядку своим членам засыпать Хорошевский суд исками. К концу прошлого года суд принял к рассмотрению исковые заявления уже от 25 человек. Адвокат Любарская считает, что ни одно из этих лиц не является надлежащим истцом:они не были упомянуты в брошюре Дворкина и, следовательно, их честь и достоинство никоим образом не были затронуты. Единственными надлежащими истцами являлись бы сами секты, но по всей видимости,пока они опасаются выступить с самостоятельными исками. На Западе тоталитарные секты широко известны своим сутяжничеством. Они стре- мятся забить все время своих врагов бесконечными судебными разбирательствами, и если они не могут, используя судебные органы, заставить их замолчать, они стремятся к тому, чтобы разорить их. Основатель сайентологии Хаббард неоднок- ратно заявлял своим последователям, что судебную систему нужно использовать для запугивания врагов. И действительно, хотя такие судебные процессы почти никогда не завершались успехом, однако многие журналисты стали опасаться пи- сать о сайентологии,а многие критики, не желая получать бесконечные судебные повестки, умолкли. 6. Сектанты против Православия. Складывающаяся ситуация выглядит достаточно серьезной. Это первое, не имеющее прецедентов, судебное разбирательство такого рода в России.По сущест- ву это процесс Якунина, сайентологии и кришнаизма против Московской Патриар- хии Русской Православной Церкви. Подвергается вопросу возможность нашей Церк- ви иметь свое суждение о сектах: в своей брошюре А.Л. Дворкин не сказал ниче- го нового по сравнению с постановлением о сектах Архиерейского собора Русской Православной Церкви (Ноябрь 1994 г.). Конечно, секты ( и, в первую очередь- самая агрессивная из них - сайентология) не столько озабочены брошюрой Двор- кина, сколько всей деятельностью возглавляемого им Центра свмч. Иринея еп. Лионского. За четыре года его существования вышло не менее 250 публикаций А.Л.Дворкина о новых религиозных движениях на более чем 10 языках (в том чис- ле 3 книги). Его статьи, комментарии и интервью публиковали такие авторитет- ные издания, как "Известия", "Независимая газета", "Совершенно секретно", "Новое время", "Литературная газета", "Деловой мир", "Аргументы и факты", "Тверская 13", "Рабочая трибуна", "Альфа и Омега", "Вестник РХД", "Новая Ев- ропа" и др. Среди известных западных изданий можно привести американскую "Нью-Йорк Таймс" и "Тайм", французский "Экспресс", немецкие "Цайт" и "Берли- нер Диалог", датскую "Кристелихт Дагблад" и др. Проф. А.Л. Дворкин проводит широкую лекционную деятельность по всей России и за рубежом; он организовал или провел не менее 15 семинаров, круглых столов и конференций, часто высту- пал на радио и телевидении, консультировал по вопросу сект ряд ведущих рос- сийских и зарубежных телекомпаний,российских правительственных деятелей (как на местном, так и на федеральном уровне) и парламентских депутатов. Сайенто- логи с чрезвычайным озлоблением восприняли приказ Минздрава РФ о запрете сай- ентологических методик в области государственной медицины (июнь 1996г.)(Этот приказ появился после двухлетней просветительской деятельности Центра свмч. Иринея Лионского, отреагировавшего на внедрение сайентологии в российские ме- дицинские структуры. Нужно отметить, что за прохождение псевдомедицинской "программы очищения" (которая, по мнению ряда экспертов, может нанести непоп- равимый вред здоровью) сайентологи брали со своих клиентов от тысячи до полу- тора тысяч долларов,так что приказ министра нанес весьма ощутимый удар по их кошельку. Компания в прессе против А.Л. Дворкина началась весной 1996г., ког- да телепередача "Времечко" выпустила в эфир грубо сфабрикованный сюжет о нем, в котором он обвинялся в том, что является агентом американской антикультовой организации CAN в России (CAN - это организация родителей, чьи дети попали в секты) и занимается похищением людей и насильным обращением их в Православие. Проф. Дворкин никогда не был связан с этой организацией и не знаком лично ни с одним ее представителем. Подлог в этом сфабрикованном скорее всего по зака- зу сайентологии сюжете был совершенно очевиден. К чести генерального директо- ра АТВ А.А. Златопольского нужно сказать, что, получив письмо из Патриархии, в котором описывалась эта история, он немедленно распорядился, чтобы програм- ма "Времечко" в прямом эфире принесла свои извинения и зачитала трехминутное заявление проф. Дворкина с опровержением, что и было сделано ровно через не- делю после выхода злополучного сюжета. В августе 1996г. стало известным, что представители связанной с сайентологией лос-анжелесской юридической фирмы "Моксон энд Бартельсон" (этой юридической фирме удалось выиграть судебный процесс против CAN и добиться ее закрытия) выходят на контакт с друзьями и знакомыми Дворкина в США, и опрашивают их о нем (по инструкциям основателя сайентологии Хаббарда, обращаться к знакомым "врага" нужно следующим образом: "Мы расследуем преступную деятельность вашего знакомого N. Нам уже многое удалось разузнать. Что вы можете нам сообщить по этому поводу..."), с целью добыть на него компромат. В редакции газет, публиковавших когда-либо материа- лы А.Л.Дворкина, стали поступать письма, авторы которых обвиняли его во все- возможных грехах. Несложное расследование показало,что все эти послания были инспирированы сайентологией. К осени 1996г. количество публикаций против А.Л. Дворкина и Центра свмч. Иринея еп. Лионского начало увеличиваться. Например, такие газеты как "Московские новости" и "Куранты" опубликовали клеветничес- кие материалы об А.Л. Дворкине ("человек,возбуждающий религиозную ненависть", "агент CAN", и т.д.), подготовляя нужную атмосферу для судебного разбира- тельства. "МН" в грубой форме отказались опубликовать направленное им опро- вержение. Кроме того, в выливании потоков грязи на проф. Дворкина уже давно специализируется якунинский карманный листок "Экспресс-хроника". Г-н А. Пче- линцев, директор частного неправительственного Института религии и государст- ва в своих публичных выступлениях обвиняет А.Л. Дворкина в возбуждении алар- мистских тенденций и разжигании межрелигиозной розни и ненависти. И это нес- мотря на то, что в брошюре православного богослова жирным шрифтом написано: члены сект прежде всего являются жертвами и нуждаются в сочувствии и снисхож- дении. Г-н Пчелинцев заявил, что на такого иностранного гражданина как Двор- кин, нужно надеть наручники и в 24 часа выпроводить за пределы России. С та- кими же призывами выступает и Сергей Зуев,председатель Исполкома российского отделения Международного общества сознания Кришны, заявляя, что проф. Дворкин в одиночку начал истеричную антикультовую компанию в России, что он вдохнов- ляет все правительственные антикультовые меры,и несет личную ответственность за антикришнаитские погромы, прошедшие в Ростове и Краснодаре. 8. Что все это значит. Итак, на этой ноте завершился 1996 год. Еще раз мы хотели бы повторить, что судебное разбирательство, предстоящее нам в 1997 г., имеет чрезвычайно важное значение:впервые обосновавшиеся в нашей стране секты пытаются заявить о себе, как о новом факторе в российской действительности, с которым нужно теперь считаться. Сектанты привлекают для своей поддержки ангажированных ими "экспертов",излюбленный тезис которых, что единственной проблемой, связанной с "новыми религиями" является антикультовое движение,которое,дескать, и изоб- рело мифы о контролировании сознания и другой якобы преступной деятельности нетрадиционных религий. Антикультовое движение, заявляют они, несет единолич- ную ответственность за трагедии в Джонстауне, Гайана (в 1978 г. там по прика- зу лидера секты "Народный храм" Джима Джонса покончило с собой и было убито более 900 человек) и в Уэйко, Техас ( в 1993г. лидер секты "Ветвь Давидова" Дэйвид Кореш взорвал вместе с собой дом, где проживало более 100 сектантов ). Таким образом, проблема перекладывается с больной головы на здоровую и гото- вится новый объект для ненависти. Это мы уже много раз проходили:красный тер- рор якобы был вызван преступлениями белых,большевистские расстрелы духовенст- ва - якобы нежеланием Церкви сдавать ценности для помощи голодающим,уничтоже- ние русского крестьянства во время коллективизации - якобы жадностью кулаков. Сектанты решили проверить силы своих противников.Они хотят увидеть насколько мы едины, и можно ли попытаться устранить нас поодиночке. Предстоящий судеб- ный процесс подвергает сомнению такие конституционные права российских граж- дан, как свобода слова и свобода получения информации. Мы имеем право выра- жать свое мнение о сектах и во всеуслышание сообщать об их преступной дея- тельности и тоталитарных тенденциях как в их учении, так и в их практике. Граждане России имеют право на то, чтобы услышать эту информацию. Но это право рассматривается сектантами как препятствие для достижения ими господст- ва в нашей стране. Они хотят сами контролировать любую поступающую в СМИ ин- формацию о них. Именно в этом смысл начатого ими процесса. Наш проигрыш в су- де создал бы прецедент для отказа нам и гражданам России в наших неотъемлемых правах. Поэтому мы не можем не победить!