Мы просим Вас принять участие в формировании виртуальной библиотеки православной литературы. Для этого имеющиеся у Вас файлы с книгами высылайте на адрес librarium@mrezha.ru . В выпуске: Иерей Михаил Васильев. КОМАНДИРОВКА в Косово Иерей Андрей Спиридонов. 6 ДНЕЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ ПОЛЬШЕ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГОВОРИТ "ДА" КЛОНИРОВАНИЮ ЖИВОТНЫХ ИУДЕИ НАЧИНАЮТ ПОИСК СВЯЩЕННИКОВ И ЛЕВИТОВ Наши оппоненты-"секспросвещенцы" пишут... Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир Протоиерей Димитрий Смирнов. Проповедь - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Священник Михаил Васильев КОМАНДИРОВКА в Косово (Из отчета, представленного Преосвященнейшему Савве, епископу Красногорскому, председателю Отдела Московской Патриархии по взаимодействию с вооруженными силами) В субботу 17 июля в 8 часов 30 минут в составе 27-й авиационной вертолетной группы я вылетел в Косово с военного аэродрома <Мигалово" под Тверью. Перед отправкой на летном поле совершил благословение сопутешествующих воинов (молитва перед воздушным путешествием и окропление святой водой) по их просьбе. Отношение ко мне как к священнику очень теплое, все рады, что с ними летит батюшка. Перед самой отправкой выяснилось, что никаких документов по моей отправке ни у меня, ни у них нет, есть только устное распоряжение командиру вылетающей в Косово группы вертолетчиков. Командование аэродрома отказывалось сажать меня на борт, тогда командир вертолетчиков заявил, что он скорее оставит кого-нибудь из своих, чем священника, пригрозил, что у начальства аэродрома будут неприятности, - и я оказался и в списках группы, и на борту ИЛ-76. Командир экипажа, подполковник, попросил освятить самолет, я совершил это в начале полета и благословил экипаж иконой Божией Матери. Полет продолжался около четырех часов. Через два с половиной часа у нас перестал работать один мотор. По всем правилам необходимо было вернуться или сесть на запасной аэродром, но командир решил продолжать полет. Из двигателя под давлением лилось масло, и он должен был в такой ситуации совсем выйти из строя. Мы удачно приземлились, и выяснилось, что непонятным образом в двигателе осталось как раз столько масла, чтобы он не был "запорот". Командир экипажа сказал, что это чудо, что этого просто не может быть. Его удивление нужно было видеть; он даже обещал мне не ругаться матом. Аэродром "Слатина" расположен примерно в семи километрах от столицы Косово Приштины. Он очень большой. Видно много разрушений и следов бомбежек - воронки. В Слатине находятся штаб Российского военного контингента в Косово (РВК), 27-я авиационная вертолетная группа, батальон охраны, узел связи и некоторые другие части обеспечения. Общая численность РВК - 3550 человек. Командующий - генерал-майор Валерий Евгеньевич Евтухович. Начальник штаба - генерал-майор Антоненко.,3ам. командующего по воспитательной работе - полковник Алешин Игорь Валентинович. К моменту моего прибытия в Косово разворачивание нашего контингента только началось, части прибывали из России железной дорогой через Великую Сербию, по воздуху и наземным путем от Салоник (за два дня до моего прибытия пришла первая колонна). Наши войска получили зоны ответственности в американском и ненецком секторах. Это сравнительно небольшие территории, где патрулирование осуществляют наши войска и за все инциденты отвечают тоже наши. Все зоны и сектора прозрачны для всех и существуют только на бумаге. Однако нас несколько раз не пропускали в другие зоны, нам также не рекомендовали осуществлять передвижения без согласования в штабе KFOR ("Косовские силы"- общее название всех войск, находящихся в Косово, под фактическим руководством НАТО). Сразу по прибытии я представился командиру РВК и уже как священник РВК был введен в состав отдела по воспитательной работе. На следующий день, 18 июля, в воскресенье утром, была церемония проводов батальона "боснийцев", то есть десантников из нашего контингента в Боснии, первыми вошедших в Косово, занявших и удерживавших целый месяц аэродром в Слатине, а сейчас уходивших обратно в Боснию. Была атмосфера праздника, все чувствовали, что они участники исторического события. Со словами: "Все, что могу!"командующий подарил "боснийцам" грамоты, командирские часы, сердечно поздравил всех. После этого я совершил краткий молебен перед путешествием и благословил всех иконой Георгия Победоносца. Все были удивлены присутствием а контингенте своего священника (об этом сказал командующий), больше всех, похоже, многочисленные журналисты. Командиры подразделений прикладывались к иконе, многие здесь же учились креститься. В течение следующего дня я совершил поездку в Банью (наша зона ответственности в немецком секторе). Там уже несколько дней стояла наша рота. Дороги горные, сильно разбитые, деревни сплошь разрушены и сожжены; встречались разрушенные мечети и православные храмы. Население сплошь албанское, настроение враждебное, показывают жестом, что отрежут голову, разные непристойности; дети кричат: [Албанская освободительная армия], кидаются камнями. Во мне по скуфейке узнают священника, показывают пальцами, что-то кричат, один из отроков, изловчившись, попал в меня из пистолета - пока, слава Богу, водного. Везде грязь (так в Косово повсюду). Видел небольшой бассейн, в нем албанцы одновременно стирали, купались и мыли машины, загнав их в воду. Температура около 35-37 градусов, пыльно. Вдоль дорог десятки разбитых машин. Командование KFOR в немецком секторе сознательно разместило наши войска только там, где одни албанцы. Во время войны UCK с Сербской армией там было много баз UCK и в результате боевых действий и "зачисток" погибло много "мирных" жителей - албанцев. Наши опорные пункты со всех сторон окружены горами, покрытыми лесом и виноградниками - "зеленкой". Оттуда по ночам частенько постреливали по нашим, но в основном не прицельно. Жертв не было, только легко раненные. Такая же ситуация и в других местах. В расположениях наших воинов я благословлял их, раздавая иконы, крестики; рассказывал о том, каким должен быть воин- христианин. Все на подъеме, встречают очень радостно. Икон и крестиков не хватило. Вокруг меня почти все время собираются солдаты, задают много вопросов, очень доверчивы. Это обычная картина за все время моего пребывания в РВК. Офицеры более настороженны, но иконы и крестики берут. За нашими войсками постоянно следят натовцы с земли и с воздуха. Среди взаимодействующих с нами войск НАТО много говорящих по-русски. В их войсках плохо с горячей пищей, даже офицеры в основном питаются сухпайком, спят они в спальных мешках, а не на кроватях с постельным бельем, как почти все наши солдаты. Наши сухпайки идут по курсу 1:2 к американским, французским или немецким, потому что они с натуральной тушенкой, а не с какой-то "химией". Ближе к обеду их офицеры заезжают к нашим, заодно и пообедать, как рассказывают наши миротворцы. Везде к русским войскам натовцы относятся с опаской, очень вежливы, чувствуется, что они не знают, чего от нас ожидать. Похоже, мы и сами этого не знаем. За это нас уважают. В техническом плане, средствах связи, в материальном обеспечении мы очень отстали. Почти каждый их солдат с мобильным телефоном и рацией, но боевой дух у них очень низкий. Из разговоров с немецкими старшими офицерами чувствовалось, что им не хочется участвовать в войне, развязанной американцами, и здесь им делать нечего (они признавали открыто, что силы KFOR не могут обеспечить порядок и защитить сербов от UCK). Американцы даже в волейбол играют в бронежилетах и касках - им не выплачивают страховку, если в момент получения травмы они были без средств защиты. Ни в какие конфликты они не вмешиваются, а занимаются главным делом, для которого, как мне кажется, здесь и находятся, - строят военные базы. Строительство солидное, возводят целые города, с полной инфраструктурой, обнесенные рвами и колючей проволокой. Основными формами моей работы с воинами были катехизаторские беседы, чаще неформальные, когда солдаты просто обступали меня и слушали мои рассказы, а также различные формы благословений и кратких молитвословий: благословение колонн, выдвигавшихся в зоны ответственности; благословение воинов, заступавших в караулы и на блок-посты; благословение больных и раненых в госпитале; молебен краткий о здравии в нашем госпитале в Косовом Поле (там организован молитвенный уголок, переданы для раздачи иконы, молитвословы, книги). Совершал также объезды блок-постов для благословения служащих воинов, раздачи им икон и крестиков. Всего за время командировки на благословение воинам передано около 2000 нательных крестиков и несколько тысяч иконок, около 300 полных и 700 кратких молитвословов, пожертвованных в дар воинам прихожанами храма Святителя Митрофана Воронежского. По просьбе командования 27-й авиационной вертолетной группы я отслужил молебен на аэродроме в Слатине перед началом первых полетов наших вертолетчиков в небе Косово. Командиру генерал-майору Волчкову перед строем была вручена икона Вознесения Господня ("чтоб возносились, но всегда опускались вовремя и в нужном месте!"). Во всех вертолетах и многих служебных помещениях установлены иконы. Из всех частей контингента, пожалуй, именно вертолетчики проявили наиболее живой интерес к моей деятельности как священника. Это и неудивительно, так как практически все они прошли горячие точки в Чечне, Таджикистане, Афганистане, Осетии и т.д. С вертолетчиками я провел несколько душепопечительских бесед. Как священник контингента я встречался с зам. командиров частей по воспитательной работе, участвовал в совещаниях командования по воспитательной работе, сопровождал командующего во время облета наших миротворцев в американском секторе (Косовская Каменица). Участвовал в переговорах с командованием ненецких войск в их секторе о зонах ответственности нашего контингента в Приштине. С 27 по 29 июля в составе колонны я встречал 2-й конвой наших десантников в Салониках (Греция) и вместе с ними вернулся в Косово. С иконой Владимирской Божией Матери в руках встречал наши корабли на греческой земле. Перед отправкой из Греции служил краткий молебен перед строем воинов и на передовом БТРе (обычное средство передвижения в Косово) с иконой Божией Матери проехал от границы Косово до нашей базы в Слатине. В Салониках участвовал во встречах с нашим консулом, послом в Греции и зам. министра обороны генерал-полковником Ивашовым. Участвовал также в рекогносцировке во французском секторе (в Сербице, Косовской Митровице) с целью посетить сербский женский монастырь XIV века Девич, разгромленный и оскверненный албанцами. Наши войска должны охранять этот монастырь и участвовать в его восстановлении. Командование обещало игуменье помочь продуктами, а также людьми для уборки урожая. В самом начале своей командировки я совершил визит в Успенский женский монастырь в Грачанице. Он является резиденцией Преосвященного Артемия, епископа Рашко- Призренского главы Сербской Православной Церкви в Косово, - после того, как его резиденция в Призрене была разгромлена. Я получил у владыки благословение на установку походного храма в Слатине, вручил ему список утвари и оборудования, которое вместе с полевым храмом Преподобного Илии Муромца передавалось его епархии в дар от прихода храма Святителя Митрофана Воронежского. (В последующие несколько дней я установил на месте разрушенного стадиона югославской армии в Слатине палатку и оборудовал в ней храм в честь Преподобного Илии Муромца Печерского, в этом мне добровольно- принудительно помогали несколько солдат и два серба из числа аэродромных работников, чудом оставшихся после бомбардировок и набегов UCK в Слатине. На следующий день после завершения оборудования храма я освятил крест и мы водрузили его над палаткой-храмом. В этот же день я крестил майора-вертолетчика и причастил двух солдат, крещенных на корабле на пути в Салоники отцом Георгием из Севастополя. К сожалению, в РВК не нашлось людей, знакомых с церковным пением и славянским языком, поэтому служить Божественную литургию не представлялось возможным. За время командировки я крестил 10 человек и причастил запасными Дарами около 15 человек.) В Успенской обители матушка игуменья Евфросиния и сестры устроили мне с воинами из моей охраны самый теплый прием. И в дальнейшем я имел честь несколько раз сослужить владыке Артемию за Божественной литургией, после которой он всякий раз в своей проповеди благодарил "Великую Русскую Церковь" за помощь и молитвенную поддержку. (Храм для сербов, как это было при турках, является центром их жизни: это и орган самоуправления, и место встреч, и источник получения информации. Но на литургии почти никто не исповедуется и не причащается.) Неоднократные беседы с владыкой, который обладает наиболее полной информацией о происходящем в Косово через сеть радиостанций и мобильных телефонов в сербских анклавах, помогли мне и через меня командованию РВК лучше понять происходящую трагедию сербского народа, спровоцированную бездушными и подчас жестокими действиями президента Сербии С. Милошевича. Ошибки этого политика, известного, по словам владыки Артемия, неприятием Православия, были поводом для НАТО развязать войну против сербского народа для удовлетворения своих геополитических планов на Балканах, а для мусульман-албанцев - единственным шансом при поддержке США изгнать православных сербов с их исконных земель. На начало августа 1999 года в Косово из 300 тысяч сербов осталось около 30 тысяч. Были убиты и замучены десятки священнослужителей и членов их семей, монашествующих, мирян, уничтожена пятая часть православных храмов и монастырей, включая памятники мирового значения XIII-XIV веков (по данным на 4 августа, из 195 храмов и монастырей сожжено и разрушено 42, и уничтожение святынь продолжается). За время командировки я неоднократно видел разрушенные храмы и монастыри, беседовал с сербами- беженцами, мирянами и священнослужителями, посетил еще действующие храмы и монастыри в Косовской Митровице, в Соколице, Косовской Каменице, Айновце, Карманьоне и т. д. Все увиденное очень сложно передать, эту трагедию нужно просто видеть. Силы KFOR негласно поддерживают албанцев, не отбирают у них оружие. Срок его сдачи был установлен в три месяца, а сейчас еще и продлен за это время они добьют оставшихся сербов. У албанцев выработана тактика ведения военных действий: обычно ночью они нападают на сербское поселение, поджигают стога сена, открывают стрельбу. После ответных выстрелов отступают и сообщают войскам НАТО о наличии у местных жителей оружия. Натовцы его изымают, после чего албанцы безнаказанно расправляются с безоружными и все разоряют дотла, В Косово из Албании хлынули толпы молодых людей. Они жгут, грабят, убивают. По вечерам тысячные толпы фланируют по улицам Приштины, заполняют кафе и дискотеки. Отношение албанцев к нашим воинам резко отрицательное с тенденцией к ухудшению. Очень много слухов, что осенью будет опять обострение ситуации и возобновятся военные действия. 1 августа были отслужены молебен перед строем воинов всего РВК, приуроченный ко Дню десантника, и заупокойная служба в память павших воинов. 9 августа в присутствии командующего ВДВ генерал-полковника Шпака, зам. министра обороны генерал-полковника Кулакова, командования РВК именем Господним я благословил дислоцированных в Слатине воинов на служение нашему отечеству и сердечно попрощался с ними. На следующий день, 10 августа 1999 года, вернулся в Москву самолетом транспортной авиации. Храм Свт. Митрофана Воронежского, г. Москва Священник Андрей Спиридонов 6 ДНЕЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ ПОЛЬШЕ Польша не только католическая страна, но имеет среди своего населения исповедающих Православие и свои православные святыни (бывшая Холмская Русь теперь находится в составе Польши). В этом мы имели возможность убедиться, проведя несколько дней в Восточной Польше по приглашению СИНДЕСМОСа. Последнее слово имеет греческое происхождение и обозначает собою "Всемирное братство православной молодежи". Штаб этой единственной в своем роде организации находится в польском городе Белостоке. Как всякая общественная организация международного масштаба, СИНДЕСМОС проводит регулярные семинары, конференции, ассамблеи. Нам посчастливилось принять участие в деятельности Летнего института СИНДЕСМОСа, который ежегодно собирает около сотни участников из разных стран мира в небольшом городке Супрасль, что в двадцати километрах от Белостока. Гербом Супрасля является изображение Благовещения. Мы прибыли 21 августа, в субботу. Пансионат, который нас принял, находится на месте бывшего монастырского скита, где некогда подвизалось одновременно до тридцати схимников. Сам Благовещенский монастырь* Супрасля ныне переживает подлинное возрождение. В прошлом году обители исполнилось 500 лет. Главная святыня - икона Божией Матери Супрасльская. В монастыре есть образ святителя Митрофана Воронежского. Насельников не так много - полтора десятка, но их деятельность включает в себя и обычные монастырские послушания, и восстановление Благовещенского собора, взорванного немцами во время второй мировой войны, а также миссионерскую деятельность. Проповедь Православия в Польше главным образом имеет целью свидетельство перед католиками, ищущими большего, чем содержит опыт их исповедания. По свидетельству наместника архимандрита Гавриила, только за прошедший год через их монастырь обратилось около десяти католиков. Кроме того, о. Гавриил рассказал о случае чудесного вразумления одного из местных жителей - старика, смущенного проповедью "Свидетелей Иеговы": некая пожилая супружеская пара подверглась усиленной обработке со стороны сектантов. Старик, окончательно запутавшись, вопросил у своей старухи: "Где же истина, объясни мне? Ведь ты ходишь в храм и должна лучше знать!" На что его супруга ответствовала: "Если ты до таких седин дожил и не знаешь, где истина, то что я тебе объясню?"- и выгнала его за дверь, во двор, рубить дрова. Вздохнув: "Кто же покажет мне истину?", он разрубил несколько поленьев и в одном из них обрел распавшееся надвое изображение православного креста. Жена увидела в окно, что старик как будто лишился сил и сидит на земле, выбежала во двор и услышала: "Вот, Господь Сам мне показал, где истина!" Ныне этот нерукотворный крест хранится в самом монастыре, и мы имели возможность к нему приложиться. Уклад жизни в монастыре и его наместник произвели очень приятное впечатление, мы почувствовали живую связь с русскими православными святынями. Все монахи знают русский язык (как, впрочем, и вообще большинство православных поляков), а сам наместник является духовным чадом архимандрита Иоанна Крестьянкина. 22 августа, в воскресный день, мы сослужили о. Гавриилу литургию, после чего он говорил приветственное слово и возглавил для всех гостей СИНДЕСМОСа довольно продолжительную экскурсию по монастырю. Богослужение, кстати, в православных храмах Польши в основном совершается на церковно-славянском языке, и большинство поляков православного вероисповедания не жаждут перехода на другой богослужебный язык, являясь в хорошем смысле консерваторами. Это объясняется тем, что православная Церковь в XX веке претерпела в Польше большие гонения и до сего времени, оставаясь среди католического большинства, безусловно дорожит своими традициями. В приходских и монастырских храмах мы видели, помимо литературы на польском языке, много книг российских православных издателей. Наше шестидневное пребывание в Польше включало в себя лекции и семинары, которые были довольно оживленными благодаря православной молодежи из самых разных стран (были и европейцы, и греки, и американцы, и арабы, и даже один индиец). О. Димитрий Смирнов прочитал лекцию о миссионерском и социальном служении в современных условиях на примере наших приходов. Очень деятельным в общении с молодежью проявил себя диакон Александр Васютин, в чем ему помогало владение несколькими языками и знания, полученные в Свято-Тихоновском Богословском институте. Обсуждались самые разные темы, возникала вполне серьезная полемика. Но все-таки наибольшее впечатление произвело знакомство с польскими православными святынями. Помимо ознакомления с жизнью монастыря в Супрасле, состоялись две особенно интересные поездки: в Белосток и на Юго-Восток Польши. В Белостоке мы были 24 августа, после обеда. Прежде всего нас поразили два новопостроенных храма - один Софийский в пригороде Белостока, другой - Свято-Духовский, при генеральном секретариате СИНДЕСМОСа в Белостоке. Оба храма весьма внушительных размеров, в храме Святой Софии очень интересные фрески (Христос Пантократор в апсиде купола и другие), выполненные греческим патриаршим иконописцем. Очевидно, что местные православные не жалеют сил и средств на созидание храмов и ни у кого не возникает вопроса, нужно ли строить столь великолепные храмы. Видимо, именно такие храмы являются востребованными. Настоятель храма Софии рассказал, что прихожан из числа местных жителей довольно много и храм не бывает пуст даже в будние дни. Позже, после беседы в епархиальном управлении с епископом Белостоцким Иаковом, мы были приглашены на пение акафиста перед мощами святого мученика Гавриила Белостоцкого в кафедральном Никольском соборе. Возглавлял службу сам владыка (ему 33 года, и он бывший насельник Благовещенского монастыря). Несмотря на дождливую погоду, храм был полон людей, среди которых мы увидели много молодежи. 25 августа, в среду, мы отправились в монастырь Преподобного Онуфрия Великого в местечке Яблочин, что на берегу Буга, на границе с Белоруссией (по дороге побывали в православной иконописной школе в городе Бельск-Подлясский). Место весьма живописное, монастырь небольшой, уютный, существует с XVI века, в настоящий момент имеет всего восемь насельников. Наместник монастыря о. Георгий впечатляет своей молодостью и одновременно большой образованностью. Главной святыней монастыря является чудотворная икона преподобного Онуфрия Великого, которая датируется XII-XIII веком. В начале девяностых годов она была похищена. После безуспешных поисков, спустя четыре года, некто позвонил в монастырь и предложил ее выкупить. И икона вернулась на свое место. Само возникновение монастыря связано с чудесным обретением иконы на этом месте. По прибытии в монастырь, после ужина, состоялась встреча с епископом Бельским Григорием и насельниками обители, во время которой мы узнали ее краткую историю и могли задать интересующие нас вопросы. На следующий день, в монастырском храме, мы имели возможность отслужить литургию, которую возглавил о. Димитрий Смирнов, после чего совершили прогулку в пойме реки Буг, вдоль границы с Белоруссией, где посетили недавно воздвигнутый на насыпном холме храм-часовню Святого Духа. Сопровождающий нас монах рассказал много интересного. В частности, мы услышали быль из времен второй мировой войны. Когда немецкие войска осуществляли наступательную операцию, чудом уцелевший русский пограничник начал вести с другой стороны реки прицельный огонь из снайперской винтовки по офицерам вермахта. Он успешно маскировался среди ветвей густой чащобы и поэтому довольно долго продолжал стрельбу на поражение. И только специально вызванная авиация, разбомбив участок леса, положила конец противостоянию русского пограничника, который оказался и одним в поле воином. На белорусской стороне можно увидеть небольшой обелиск, установленный в память об этом событии. На этом наше путешествие не закончилось, и вся наша группа отправилась далее автобусом на Святую гору под названием Грабарка, где находится женский Марфо-Мариинский монастырь. История самой Святой горы оказывается более древней, чем ныне существующей женской обители. Наиболее значимое событие, утвердившее славу Грабарки как общепольской святыни, произошло в начале XVIII века. Во время одной из эпидемий нескольким местным жителям было чудесное явление, из которого следовало, что по обету вознесший и установивший на горе православный крест исцелится. Те, кто проделал это, действительно исцелились. С тех пор гора наполнилась целым лесом крестов, которые возносимы паломниками с молитвой о даровании здравия или иными конкретными прошениями. Основательницей ныне существующего монастыря во имя святых Марфы и Марии была русская монахиня Мария Комстадиус-Неклюдова. Она поселилась на горе Грабарке в 1947 году, имея благословение на основание монастыря. И хотя монахиня Мария в 1949 году, будучи уже в преклонном возрасте, скончалась, монастырь, несмотря на многочисленные трудности, состоялся и окреп. Ныне лес крестов окружает на вершине горы Грабарки новый Преображенский храм, отстроенный после пожара, уничтожившего в 1990 году в результате поджога прежнее храмовое здание. В традиции "Братства польской православной молодежи" - организация ежегодного паломничества в Марфо- Мариинский монастырь. Будучи на Грабарке, мы убедились, что это действительно общепольская святыня, поскольку видели и католиков, припадающих к православным реликвиям этой горы. После Грабарки, ближе к вечеру, наше путешествие закончилось прогулкой по Беловежской пуще, часть которой находится на территории Польши, посещением летнего детского лагеря, организованного стараниями "Братства православной молодежи", и чтением вечерних молитв в храме города Беловежья. В Супрасле мы были уже ближе к ночи, чтобы рано утром отправиться на вокзал города Белостока и далее - в Варшаву, откуда, с Божией помощью, самолетом, в канун Успения, вернулись в Москву. Эти несколько дней в Польше даровали нам безусловно интересные впечатления, возможность поклониться ранее неведомым для нас святыням и убедиться, что Церковь Православная - действительно непреходящая жизнь в Истине не только в России, но и везде, где есть желающие оставаться верными Христу Спасителю. Храм Свт. Митрофана Воронежского, г. Москва Иеромонах Серафим (Роуз) Православное воспитание и окружающий мир Всякого, кто взглянет на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить, насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни - все резко изменилось, стало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребенком обращаются, как с семейным божеством: его похоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания: Возможно, это случается не во всех семьях и не все время, но случается это достаточно часто для того, чтобы стать правилом современного воспитания детей, и даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать. Если родители и стараются растить ребенка в строгости, то родственники, соседи пытаются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании ребенка. Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель из XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку, - почти на любой аспект нашей современной культуры, - подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью. В наши дни, если мы пытаемся вести христианскую жизнь, нам важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить себе нашу душу - и в религии (это легко разглядеть в распространенных уродующих душу культах, требующих подчинения самозванному "святому"), и в мирской жизни сегодня человек сталкивается с не с отдельными искушениями, а с постоянным состоянием искушения то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения, вкусы. Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь. Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушений мира?.. Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не надо думать, что то, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретает полезные знания или умения (а большинство современных школ позорно проваливается в этом), его научат многим неправильным точкам зрения и идеям. Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребенок получит неверное образование. Родители должны следить, чему учат их детей, и исправлять это дома, придерживаясь откровенной позиции и четко выделяя моральный аспект, совершенно отсутствующий в общественном образовании. Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если это необходимо), какой язык они слышат и каким языком говорят сами - и всему этому давать христианскую оценку. В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор в окно, его надо контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия, которое оказывает в самом доме на молодых людей этот главный проводник антихристианских идей и оценок. Острие удара мира по Православию направлено прежде всего на детей. А как только у ребенка сформировалась неправильная позиция, задача его христианского воспитания становится трудной вдвойне. Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, наплевательство, наслаждение, отказ от малейшей мысли о другом мире - это в различных формах обучение безбожию. Зная, что именно мир пытается сделать с нами, мы должны активно защищаться. Увы, когда наблюдаешь за жизнью православных семей в сегодняшнем мире и за тем, как они передают свое православие, создается впечатление, что эту битву с миром куда чаще проигрывают, чем выигрывают: И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих целях все, что есть в нем положительного. Многое из того, что на первый взгляд не имеет непосредственного отношения к Православию можно использовать в интересах православного воспитания. Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма "рока", современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений. Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути. Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы, и тем более порнографии. Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за "учителями" века сего. Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Это опасная и роковая вещь - лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда вы это замечаете, вам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что сталось с теми, кто восстал на Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая нам яркий пример. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям. В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая в России почти всегда имеет определенное религиозное, христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой. Именно поэтому в нашей битве против духа мира сего мы можем и должны использовать лучшее, что может предложить мир, чтобы пойти дальше этого лучшего; все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие, мы должны этим пользоваться. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГОВОРИТ "ДА" КЛОНИРОВАНИЮ ЖИВОТНЫХ ВАТИКАН, 12 октября. Архиепископ Элио Сгречья, 71-однолетний вице-президент Папской Академии жизни, представляя во вторник результаты заседания экспертов католиков по проблемам клонирования животных и растений, признал право на существование экспериментальной биотехнологии в названных областях, подчеркнув при этом, что Церковь категорически отрицает клонирование человека и даже простых органов, за исключением клонирования тканей на основе клеток, взятых, например, из пуповины. Клонирование животных все же получило благословение моралистов," при условии, что животным не будут причиняться ненужные страдания, и что эти биотехнологии будут оправданы социальной целесо- образностью," - добавил монсеньор Сгречья. Священник Анджело Серра (80 лет, биолог, Римский университет) предостерег от каких бы то ни было обобщений и поспешных выводов в этой области, высмеяв образы животных-монстров, используемые Зелеными в своих кампаниях протеста. Таким образом, Католическая церковь широко распахнула свои двери перед овцой Долли и ее итальянским собратом бычком Галилеем, кстати, "изъятым из обращения" местным правосудием. И, наконец, богословы заявили о своем неприятии пересадки человеку органов животных-доноров. "Подобные пересадки неприемлемы, поскольку могут служить источником заражения человека очень опасными неизлечимыми заболеваниями, как то было, например, в США, когда в результате пересадки органа бабуина человеку последний заразился СПИДом",-сказал в заключение архиепископ Э. Сгречья (Франс Пресс/ Православное обозрение) ИУДЕИ НАЧИНАЮТ ПОИСК СВЯЩЕННИКОВ И ЛЕВИТОВ Евреи, надеющиеся построить так называемый "третий храм" в Иерусалиме, начали поиск потомков священников и левитов, служивших в нем до разрушения его предшественника ("второго храма") в 70 году от Рождества Христова. Организаторы и участники второй ежегодной конференции сторонников возрождения храма пришли к выводу, что на случай, по их мнению, возможно скорого воссоздания святыни иудаизма, необходимо иметь под рукой служителей храма. Как ни странно, для их отыскания планируется использовать телефонные книги и базы данных. Дело в том, что потомки священных каст того времени в настоящее время могут быть идентифицированы по множеству производных от широко известных фамилий Коган и Леви. Ясно, что в случае реализации проекта восстановления храма придется разрушить мусульманские святыни - Купол скалы (мечеть Омара) и мечеть Аль Акса - построенные в VII веке как раз на его месте. Претензии иудеев неоднократно приводили к жестоким столкновениям с мусульманами. На конференции была показана модель проекта восстановления храма, несколько докладов были посвящены проблеме изгнания мусульман. Также прозвучала несколько необычная идея организовать на месте храма, то есть в окрестности Стены плача, почетный караул из священников и левитов, для пущего подчеркивания святости места. Всего на конференции в иерусалимском международном центре присутствовали около 200 человек. (Ассошиэйтед пресс / Русская линия) Наши оппоненты-"секспросвещенцы" пишут... Газета "Коммерсант" № 192 от 20.10.99, среда АРХИЕПИСКОП И ПРОКУРОР ЗАНЯЛИСЬ СЕКСОМ Михаил Серенко, Волгоград В небольшом городе Волжском, расположенном в Волгоградской области, в школах решили ввести новый предмет - основы безопасного секса. Однако, нововведение приживается с трудом. Против секса выступили активисты религиозных организаций. Они уже пожаловались местному архиепископу и прокурору. Конфликт начался 1 сентября - именно с начала учебного года в трех школах Волжского директора решили ввести новый предмет - основы безопасного секса. Свое решение они мотивировали социологическими исследованиями, проведенными в Волгоградской области. Согласно им до 60% мальчиков и девочек получают свой первый сексуальный опыт еще в школе. Из них от трех до пяти процентов даже успевают перенести венерические заболевания или расстройство половых органов. Кроме того, в Волгоградской области стремительно растет контингент женщин,, рожающих первого ребенка. Около половины из них - девушки до 20 лет, причем значительная часть - это ученицы 10-11-х классов. Этот шаг директоров школ вызвал бурю негодования у активистов Православного медико-просветительского центра "Жизнь". По их мнению, знакомство учеников с основами безопасного секса и вообще с интимной жизнью может очень сильно навредить детской психике: "Пусть школьники изучают математику и физику, а когда придет необходимость, природа подскажет, что и как нужно делать". Однако протестами дело не ограничилось. Просветители написали две жалобы: одну - местному архиепископу, а вторую - областному прокурору. От архиепископа Волгоградского и Камышинского они требуют предания трех директоров анафеме, а от прокурора - уголовного преследования "за совершение действий, способных вызвать половое возбуждение у малолетних". Архиепископ пока думает. А в прокуратуре так прокомментировали заявление: "Школа у нас отделена от церкви, к тому же ни в одном кодексе нет такой статьи. Это вопрос моральный и этический, то есть не наша компетенция. А предавать анафеме или отлучать от церкви - это их дело". В Московской патриархии прокомментировать инициативу волжских просветителей отказались. Протоиерей Димитрий Смирнов Проповедь (7 июля 1987 года) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня святая Церковь предлагает нам чтение из Евангелия от Матфея о том, как Господь исцелил расслабленного. Принесли к Нему расслабленного и положили перед Ним. "И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой". Это Евангелие для нас очень утешительно, потому что все мы являемся расслабленными, все мы живем в такое время, в двадцатый век - век расслабления, когда человечество разнежилось и перестало быть способно на подвиг, даже самый маленький. Каждый из нас пытается молиться, пытается что-то сделать с собой, как-то себя управить, но видит, что ничего не получается, и от этого приходит в отчаяние. И этим страдаем не только мы, но и все человечество от севера до юга и от запада до востока. Подвижников совсем не осталось, оскудела земля подвигом христианским. Поэтому, когда мы читаем жития святых, нам кажется, что этого не может быть не может быть, чтобы люди так постились, чтобы люди так молились, делали такие добрые дела. Нам кажется это невозможным, потому что это невозможно для нас. А ведь в христианстве все держится на подвиге. Человек грешен, и для того, чтобы жить праведно, ему нужно совершать подвиг: нужно не давать греху действовать в себе, а, наоборот, стремиться к добродетели. Но сил у человека нет, и поэтому он нервничает, злится, отчаивается - а этого делать не должно. Наше время - время малых дел, малых подвигов. И в сегодняшнем евангельском чтении нам дан пример. Был расслабленный человек, и ничем он не мог Богу доказать свою верность: не мог ни поклонов класть, ни Писание читать, ни к святым местам съездить, ни к каким мощам приложиться. Но он мог веровать. Вера - это есть постоянное устремление в Царствие Божие. И вот когда этот расслабленный человек прошел определенный ему жизненный путь и потерпел на нем, Господь, видя его веру, его восставил. Это Евангелие вселяет в нас надежду, оно говорит, что даже то барахтанье, которое мы совершаем на духовном поприще, не напрасно, потому что показывает Богу наше устремление. И ни в коем случае нам нельзя унывать из-за того, что мы такие расслабленные, потому что Господь от нас многого и не требует, зная, что мы, собственно, ни на что не способны. А как же нам жить? В чем должна проявляться наша вера? Ну вот простой пример: идет дождь, а у нас нет ни зонта, ни плаща, и нет рядом дерева, чтобы под ним укрыться. Остается идти и терпеть. И в нашу задачу это тоже входит. Мы ничего не можем: ни себя управить, ни защитить себя от греха; в нашей душе действует всякое зло, и мы не в состоянии это исправить, очистить, как-то потрудиться над собой, у нас нет на это духовных сил. Поэтому нам нужно терпеть - и внешние обстоятельства, и самих себя. И этим терпением мы будем "стяжевать наши души", то есть постепенно приобретать их для Царствия Небесного. Надо идти путем христианским несмотря ни на что. Пусть самыми маленькими шагами, но постоянно устремляться в Царствие Небесное, постоянно его желать, постоянно веровать, что придет время и Господь нас восставит Одному Ему ведомым образом. Потому что Господь желает этого, но Он ждет нашего устремления. Как Иоанн Златоуст говорит: "Господь и намерение целует", то есть приветствует. И вот за это намерение, за то, куда устремлена наша душа, и за наше терпение Господь нас восставит. Апостол Павел говорит: "Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования (то есть каждому из нас дан какой-то дар от Бога, и этим даром нужно Богу служить; апостол здесь перечисляет преимущественно церковные служения, но если наша жизнь вся воцерковлена, то, что бы мы ни делали, мы этим будем служить Богу, наше дело будет служением церковным), то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром". Апостол Павел дает нам целую программу, но он не говорит: делайте по тысяче поклонов в день, или: не вкушайте какого-то рода пищу, поститесь неделями. А что от нас требуется? Быть нормальными людьми. Сейчас, по нашим временам, очень мало осталось надежных и верных людей, на которых можно положиться, которым скажешь, и они сделают так, как ты сказал, не придумают чего-то, не уклонятся куда-то, не совершат что-то от себя. И вот в данный момент, в эти годы двадцатого века, в которые мы попали жить по промыслу Божию, нам нужно всего лишь стараться быть нормальными людьми, и это будет уже, на фоне всеобщего расслабления и всеобщей невозможности что-то сделать, подвигом. Ведь сейчас, если ты хочешь что-то заказать, плати любые деньги - тебе качественно не сделают; человек уже не может трудиться хорошо, не может не халтурить на работе, не может посвятить себя воспитанию детей. Все рассыпалось, все развалилось, потому что душа уже не представляет из себя стержня, это какая-то вата, кисель, киш-миш. Все растворилось, превратилось в какую-то невообразимую массу. А мы должны из себя, из этой каши создать нечто хотя бы отдаленно, в общих чертах напоминающее порядочного человека. Вот видите, апостол Павел не требует от нас ничего сверхъестественного, не говорит: двигайте горами, кормите голодных пятью хлебами или раздавайте все, что имеете, - мы на это не способны. Но быть хотя бы нормальными людьми, на которых можно положиться, которые не врут, не хамят, не подсиживают, которые не коварны, ведут себя всегда прилично, - хотя бы вот этого достичь, чтобы иметь доброе свидетельство от внешних. И пусть с точки зрения мирового, всеобщего идеала праведности нам будет еще далеко до совершенства, но на общем фоне полной расслабленности это уже будет красота и это уже будет подвиг. Поэтому нужно постоянно приучать себя к терпению. Оно должно стать нашей главной добродетелью. Как Господь сказал: "В терпении вашем стяжите души ваша". И прежде всего надо научиться терпеть самих себя, потому что страсти, которые кипят в нашей душе, приносят нам невыразимые страдания. И если у нас не хватает сил эти страсти преодолеть, мы должны хотя бы не давать им воли, не поступать по своим страстям, не позволять, чтобы они проявлялись, а стараться изо всех сил терпеть - конечно, с помощью Божией, потому что это можно сделать, только взывая к Богу. Вот раздражает меня чтонибудь, хочу человеку сказать - но надо обязательно удержаться: "Господи, помоги мне". И потом, когда мы научимся удерживаться в словах, мы сможем воздерживаться и в мыслях: "Господи, да что же я такое думаю, прости меня, грешного; как же я мог такую мысль допустить?" И так постоянно, терпя себя, мы будем управлять себя к Царствию Небесному. Господь знает нашу неспособность совершить большой подвиг, но и за этот малый Он нас восставит. Порукой тому сегодняшнее Евангелие. Господь, видя веру их, сказал: "Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой". А где наш дом? Он в обителях Отца Небесного. Господь дал нам веру не для того, чтобы мы ее растеряли на путях и дорогах этого мира, а чтобы она нас привела домой, к Отцу, Которого мы все покинули своими грехами, Которого мы все забыли. Которого мы не чувствуем. Мы живем только для себя: у нас какие-то все планы, мы какие- то задачи выполняем, забывая самое главное; за этими делами, за этими деревьями мы леса не видим, забываем, для чего мы живем. А надо помнить. Что бы мы ни делали, где бы ни жили, чем бы в данный момент ни занимались, мы должны свою жизнь посвящать Богу. Все надо делать ради Господа. Ешь ли - ешь ради Господа; и это тебя остановит. Когда ты съел уже сколько нужно и захотел еще возьми и остановись, потому что разве можно ради Господа обжираться? Сидишь, с человеком беседуешь, потом смотришь, начал осуждать - опять остановись, потому что можно во славу Божию с человеком побеседовать, но осуждать разве можно во славу Божию? И так во всем. Наш подвиг должен заключаться в этом постоянном контроле над собой. Раз нас никто не воспитал - а нас и не мог никто воспитать, потому что родители наши безбожные, они от Бога отказались давно и не могли нас ничему научить; хорошо, если кого мама или папа "Отче наш" научили, а так большинство все сами, - вот нам и надо этим самовоспитанием постоянно заниматься, а не плыть по течению. И в этом управлении себя и будет заключаться наш подвиг, и наш труд даром не пропадет. Один великий подвижник еще 1600 лет тому назад сказал: "Мы исполнили заповеди Божии, а те, которые будут жить после нас, исполнят половину". Его спросили: "Ну а те, кто будут жить в последние времена?" "Они, - говорит, - не исполнят ни одной заповеди Божией, но в мире будут такие скорби, что если они их перетерпят, то по благочестию превзойдут нас и будут перед Богом выше нас". Если мы, будучи такими расслабленными, такими необученными в вере Православной, такими развращенными и глупыми, тем не менее начнем трудиться ради Господа, если мы будем терпеть ради Него, ради Царствия Небесного, Господь не только нас введет в Царствие Божие, но и поставит превыше многих подвижников, которые жили до нас. Потому что, естественно, с больного меньший спрос, а Господь пришел не праведников спасать, но грешников. Мы ничего не можем; некоторые все пытаются детей своих спасти, внуков - надо себя хотя бы спасти, хотя бы одного человечка. Это наша задача, и, идя по этому пути, можно очень преуспеть, потому что Господь не отнимает от нас надежду: видите, Он даже расслабленного исцелил. И мы все такие расслабленные, что не можем сами и к Богу прийти, нас нужно обязательно принести. И в храм мы пришли как бы не сами и даже не знаем, почему нас сюда принесло. За чьи-то молитвы мы оказались здесь и за чьи-то молитвы получили веру. Мы и палец о палец не ударили для того, чтобы веру найти, приобрести. Вот читаешь, как раньше люди искали истину: туда ходили, сюда ходили, искали, изучали, пока не обретали наконец истину. Нам же все дано, как с неба свалилось: вот взяли и уверовали. Отчего? Как? Почему? Вот я и сосед, вроде жизнь у нас одинаковая: у него родители такие, и у меня родители такие, почти из одной деревни но он пошел пиво пить, а мы пошли в храм. Почему так получилось? Какими путями Божиими? Каким образом Господь нас всех избрал? Это мы узнаем после смерти, тогда нам будет ясно, почему так произошло. Много людей ходят в церковь, столбом отстаивают и ничего не понимают, а ведь их все-таки принесло. Иной приходит и говорит: "Я хочу креститься". Спрашиваешь: "Зачем тебе это нужно?" Он говорит: "Не знаю, просто хочу, и все". Откуда у него такое стремление? Ну, поесть, попить, одеться, куда-то сходить погулять это понятно. Но креститься - он и не знает, что такое крещение; не знает, какие это обязанности на него накладывает; не знает, что из этого должно следовать, а желание у него уже возникло. Голова там где-то отстает, а сердце уже желает. Почему? Как? Непонятно. Так Господь устраивает наше спасение. Из полного расслабления, а все-таки старается нас остановить, как-то образумить, старается нас ну хоть в какую-то норму привести. Поэтому мы должны себе такой нравственный идеал поставить: мы не можем, конечно, в жизни своей подражать Господу нашему Иисусу Христу, не можем подражать апостолу Павлу, как он сказал: "Подражайте мне, как я Христу"; ни Антонию Великому, ни Сергию Радонежскому, ни Серафиму Саровскому - мы этого не можем. Что же нам нужно делать? А просто задавать себе вопрос: как бы в этой ситуации поступил человек, про которого все говорят, что он хороший? И так и делать. И это будет истина. Надо всегда поступать так, как поступил бы на нашем месте нормальный и порядочный человек. И тогда все станет сразу ясно. Нормальный человек мог бы так поступить? Нет, не мог. Значит, я потерплю. Хотя меня всего разжигает, раздирает, а я потерплю. И если мы все время будем усердствовать в этом терпении, Господь нам пошлет благодать, и укрепит нас, и даст нам мужество, потому что весь наш подвиг заключается в одном: мы должны прожить эту жизнь. Господь дал нам жизнь, и она очень трудна. У многих людей такие невыносимые скорби, что думаешь: ну, твои-то скорбишки - это вообще ничто по сравнению с ними. А ведь люди терпят. И вот прожить эту жизнь - и остаться верным Богу, приобрести смирение, то есть согласиться с этим крестом, - только таким образом можно спастись. Другого пути для нас нет, потому что все мы расслаблены. Господь и святая Церковь через сегодняшнее Евангелие утверждают нас в этом малом подвиге. Аминь. Православный медико-просветительский центр "Жизнь", г. Москва. Телл. (095) 212-64-95, 211-16-36