В МГЮА им О.Е. Кутафина состоялся круглый стол «Проблемы биоэтики и биоправа в современной России»

8 апреля в МГЮА им О.Е. Кутафина состоялся круглый стол по теме: «Проблемы биоэтики и биоправа в современной России», организаторами которого выступили вместе с Патриаршей Комиссией по вопросам защиты семьи, материнства и детства Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и Международная общественная организация «Союз православных женщин».

Многие докладчики, среди которых были депутаты Государственной Думы: Н.Г. Земцов, И А. Юмашева, Н.В. Говорин, С. И. Куцев, д.м.н., профессор, директор ФГБНУ «Медико-генетического научного центра им. Академика Н.П. Бочкова», О.И. Аполихин, д.м.н.. проф., чл.-кор. РАН, Н.Б. Жукова, к.и.н., сопредседатель Правления Международной общественной организации «Союз православных женщин», член Бюро Всемирного Русского Народного Собора; И.В. Силуянова, д.ф.н., почетный профессор РНИМУ им. Н. И. Пирогова, под председательством А. А. Мохова, д.ю.н., к.м.н., проф., заведующего кафедрой медицинского права МГЮА имени О.Е. Кутафина выступили в поддержку такого законопроекта.

Выступающие отметили, что в связи с современными достижения биологии, медицины, наряду с большими возможностями современных технологий, существенно возрастают риски для человечества и биосферы, что влияет на жизнь человека, социальное устройство и межгосударственные отношения. Новые вызовы требуют незамедлительных и взвешенных решений.  Закон «О биоэтике» призван решить комплекс проблем развития современной медицины, порождающей конфликты между новыми возможностями науки, традиционными ценностными основаниями и религиозным мировоззрением. В настоящее время особая острота в этой сфере вызвана тем, что в области биомедицины право опаздывает по сравнению с темпами развития научного прогресса, нуждающегося в регулировании.

Отец Федор Лукьянов выступил с докладом по теме «Биоэтика как форма противостояния трансгуманизму и расчеловечиванию человека», в котором показал, что наше общество столкнулось с небывалым давлением и продвижением идей трансгуманизма, несущих деструктивный характер в социальные отношения и разрушающих традиционные взгляды на мир, общество, семью и человека. «Одной из самых серьезных угроз, которые существенным образом подрывают права человека, является утилитарно-инструментальное отношение к человеческой жизни, которое проявляется в легализации абортов, отношении к эмбриону как к расходному материалу, практике формирования эвтаназийного мышления в медицинском сообществе. Все это существенно обесценивает понятие человеческой жизни и человеческого достоинства» — заметил иерей Федор.

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи напомнил слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Проблема трансгуманизма — в сведении человека к его биологической, или, говоря святоотеческим языком, телесной составляющей, для совершенствования которой допустимо, по уверению адептов этого учения, поступаться нравственными нормами и выходить за границы морально допустимого. Трансгуманизм обещает человечеству «бессмертие», преодоление физических ограничений, фактически — как бы создание нового человека. Это новая форма антихристианства, которая декларирует искреннюю заботу о благе человека, а на деле в самом корне разрушает истинные представления о человечности и о человеке как образе Божием. Происходящий на наших глазах подрыв нравственной основы человеческого бытия грозит расчеловечиванием мира».

Иерей Федор отметил, что «примечательно сетование М. Бахтина, президента фонда «Наука за продление жизни»: «В обществе пока нет серьезного запроса на продление жизни. Виной тому религия. Это для нас, атеистов, смерть настоящая. А для чего продлевать жизнь, если для верующих смерть – это не конец, если потом они попадают в рай или ад?» Другими словами, главный враг трансгуманистов – религия. Российские трансгуманисты на своем сайте РТД, переступая через мораль и человечность, не считают для себя зазорным призывать даже к принудительному уничтожению людей: «Если относиться серьезно к идее ограничения продолжительности жизни для контроля над уровнем населения, почему бы не действовать активнее? Почему бы тогда не поощрять самоубийство? Почему бы не убивать каждого, дожившего до 75 лет?»

Когда трансгуманисты говорят, что они хотят увеличить продолжительность жизни, они имеют в виду, что они хотят увеличить продолжительность исключительно здоровой жизни. Но уже сегодня существует опасность, что вместо понятия «здоровье» может появиться «генетическая норма». Вместо понятия «болезнь» введут понятие «неполноценная жизнь». В понятие болезни могут войти некие формы «отклонения» от заданной нормы – низкорослость, полнота, склонность к депрессии и другие индивидуальные физические и психические особенности.

Для самих трансгуманистов остается острой проблема сосуществования «сверхлюдей» с обычными людьми. Вот что они пишут сами об отношении «постлюдей» и «сверхразумных машин» к обычным людям: оптимистичный вариант предполагает, что «постлюди» пощадят людей и продолжат мириться с их существованием. Но «постчеловек» должен переступить через дружбу, любовь, семью, веру, благородство – все те проявления человеческого духа, которые и делают человека человеком.

«Сегодняшняя цивилизация, – пишет В. Катасонов, – ставит перед человечеством серьезнейшие вопросы, касающиеся понимания самой природы человека. Проблема антропологии становится актуальнейшей из проблем. В зависимости от того, как мы мыслим человека, какое содержание мы вкладываем в это слово, мы будем воспитывать, развивать человека, лечить его и все общество. А благодаря современным технологиям это развитие человека может идти очень далеко… Нужно отчетливо понимать, что для чисто гуманистического, безрелигиозного понимания нет и не может быть никаких границ на пути технологического экспериментирования и утопического проектирования человека и социума. И в этом случае экспериментирование неизбежно будет порождать множество уродств и трагедий. Именно на этом пути возникают сегодня течения гендерных модификаций, клонирования, улучшение природы человека. Все это может привести к тотальной катастрофе самоуничтожения человечества…»

Подводя итоги, можно сказать, что идеи трансгуманизма являются развитием изменяющегося атеистического мировоззрения, а по своей сущности – явной антихристианской идеологией, которая пытается увлечь человечество на ложный путь фактического богоборчества и сатанизма.

Об этом писал наш известный философ И.С. Аксаков: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода – деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет, – уже совлекает с себя и образ человеческий, и возревнует об образе зверином».

Единственную перспективу, в направлении которой должны двигаться современная наука, государство и общество, чтобы сохранить человеческую жизнь на Земле, мы видим в сопряжении науки и права с божественными законами.

В процесс разработки закона о биоэтике входит интеллектуальное обоснование путей дальнейшего развития человечества и будущего биосферы.

Положения закона, на наш взгляд, должны иметь, прежде всего, социальную направленность и практическое выражение. Отсюда вытекает необходимость общественных обсуждений вопросов, в которых, наряду с философами, представителями религиозных конфессий, биологами и медиками, должны принимать участие представители широкого круга гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, технических специальностей, и, собственно, все граждане. Такой диалог позволит понять особенности человеческого существования и границы его вмешательства в природную среду. Он будет способствовать укреплению позиций традиционной трактовки категорий блага, добра и зла, ответственности и справедливости применительно к различным ситуациям человеческой жизни и природных явлений. Тем самым будут созданы предпосылки для принятия морально обоснованных и социально предпочтительных норм права.

Значение биоэтики как системы нормативной регуляции обусловлено совокупностью проблем и противоречий, возникающих в связи с правовым регулированием применения современных медицинских технологий. Современное право, как нормативная система ограничено в своих возможностях решать проблемы регулирования отношений, связанных с защитой права на жизнь и здоровье, на свободу и личную неприкосновенность в процессе правового регулирования эвтаназии, абортов, трансплантации человеческих органов и тканей, вмешательства в геном человека. В случае правовых пробелов концепции и нормы биоэтики могут выступать в качестве регулятивных средств, решая задачу предупреждения конфликтов и социокультурных различий понимания сущности права человека на жизнь и здоровье в различных национальных правовых системах.

Биоэтика и ее нормы, воплощенные в законодательные формы, могут и должны противостоять продвижению трансгуманизма на государственном и социальном уровне».

«Русская Православная Церковь всемерно готова способствовать развитию биоэтики в правовых нормах и законах, участвовать в организации широкой общественной дискуссии и оказывать поддержку в научной и общественной деятельности при разработке закона «О биоэтике в РФ», — сказал в заключении иерей Федор.

Источник: pk-semya.ru

 

Запись опубликована в рубрике Новости, Разное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.